Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Я не была на Майдане

2 декабря, 2005 - 19:48

Ну что поделать — не признаю авторитетов, не уважаю иерархию... Мне не нужен Майдан, чтобы родить собственное достоинство и ощутить свое единство со свободными людьми. Но не все люди такие, как я. А жить без ориентиров развития невозможно.

И где же мы ищем такие ориентиры? Как правило, в людях, которым доверяем, чьей жизнью и поступками восхищаемся. Год назад в Украине появились такие люди. Утром они будили Майдан словами: «Ми разом! Нас багато! Нас не подолати!» Их слушали, им верили, в их словах искали то, что могло хоть отдаленно обрисовать картину будущей Украины. Но ее там не было. Было шоу, хуторок солидарности на Крещатике, нескончаемое скандирование «Ю-щен-ко», оранжевые ленточки, шарфики — декорация, скрывавшая цель — в очередной раз поставить нацию перед выбором без выбора. Чтобы люди голосовали не за путь развития страны, а за меньшее из двух зол. Аморальный по своей сути выбор. Он привел украинцев к черте, за которой могла пролиться кровь. Революционеры вспоминают, как молились за то, чтобы этого не произошло. А я смотрела в глаза женщины, чей сын в те дни служил в Киеве, и понимала — для нее и власть, и оппозиция навсегда уравнялись в своей безответственности. Потому что сформировали политикум и систему отношений внутри него таким образом, что в определенный момент ни у той, ни у другой стороны не оказалось никаких аргументов и доводов, способных поставить точку в споре. Помните мегафоны в зале Верховной Рады и депутатов, которые рвали горло в неистовом стремлении перекричать друг друга? Никто никого не хотел ни слушать, ни слышать. «Страна глухих» восстала против «страны слепых». Суд решил, что «глухие» победили, и оппозиция стала властью. Через год я встретилась на телемайдане УТ-1 в прямом эфире с победителями и убедилась — они все те же. Они до сих пор кричат. Их невозможно переговорить или остановить. На УТ-1 они полностью разрушили сценарий программы и еще час после ее окончания рассказывали журналистам телеканала, что же все-таки они хотели сказать. Они не устают вещать, объяснять и доказывать. Они готовы заполнить собой все информационное пространство и делают это с завидной энергией. Что же говорит бывшая оппозиция? Она говорит, что принесла в политику идеалы Майдана. На мою просьбу назвать хоть один идеал или одну идею Майдана депутат Катеринчук ответил, что у каждого были свои идеи и идеалы. У меня — свои, а у него — свои. Он пытается себя убедить в том, что такая логика способна кого- то с кем-то объединить в строительстве будущего. Не знаю, что нужно сделать с депутатом Катеринчуком, чтобы он выключил свой «мегафон» и включил ум и душу. Если бы включил, то понял бы, что для объединения нужна другая логика, которая и идеи, и идеалы сделает общими и объединяющими. Но пока сотоварищи Катеринчука этого не понимают, будем иметь ситуацию, в которой реализованные идеи разрушают идеалы, а перспективные молодые политики со скоростью звука вырождаются в ходячие мегафоны.

С идеями в помаранчевом лагере оказалось «негусто» — реприватизация и воры, которые должны сесть в тюрьму. С последним не получится по факту, потому что вор-политик от вора- дворника не очень отличаются, а перед законом они и вовсе равны. Мы уже понимаем, что пока, воруем все и получаем зарплату в конвертах, воры будут сидеть не в тюрьме, а в дорогих апартаментах. А власть надеется цифрами отчетности о количестве пойманных взяточников исполнить свой долг перед народом. Идеалы и идеи — не одно и то же. Их ведь не так много, как кажется. И пока наши «глухие» победители «слепнут» от власти, я попробую в одном предложении назвать родившегося «ребенка» по имени, чтобы мы не совершили страшную подмену — не вытеснили из сердца свою любовь разочарованием. Не нужно разочаровываться! На Майдане родилось прекрасное дитя по имени Настоящее Достоинство Нового Украинства.

Настоящее всегда искренне и проникающе. Оно звучит и выглядит гармонично. И внутри, и вне нас. Если мысли, цели, средства и действия соответствуют друг другу, мы чувствуем это как нечто настоящее и никакие комментарии, оговорки, компиляции и поправки не могут оказать на наше восприятие серьезного влияния. Украинцы стали настоящими. Это навсегда! Они это не отдадут ходячим мегафонам. Когда Ющенко вел президентскую кампанию по технологиям власти и говорил, что он не такой, как власть, ему не верили. Но когда в годовщину Майдана он выступал «не рисуясь» и не боясь показаться слабым, НЕпопулярным, НЕкрасивым, НЕсильным, ему поверили. Потому что он был настоящим, в отличие от тех, кто стоял за его спиной. В нем не было фанатизма и фальши. В нем было достоинство человека, который способен отождествить себя с нацией, а не с ее элитой. Слушая его выступление, я поверила, что он не захотел мириться с циничной склокой и откровенным дерибаном пакетов политического влияния вокруг себя и поэтому разогнал бывших соратников. А Тимошенко и Порошенко до сих пор не верят. Не видят и не понимают, что причиной их отставок были не стратегические победы тех, кто сегодня рядом с Президентом, а они сами, потерявшие над собой контроль и выпавшие из того мейнстрима, в логике которого пытается выстроить свою политику Ющенко.

Достоинство. Оно было целью и стало средством созидания. И себя, и своего сообщества, и своей страны. Для тех, кто не брал в расчет саму возможность существования в наших людях достоинства и готовности его защитить, революция стала уроком и испытанием на перспективность. Между достоинством, надменностью, чванством и снобизмом проходит очень тонкая грань. Хотя, все очень просто: если среди других и разных стремишься и удается чувствовать себя равным, — это достоинство. Если ищешь обоснование своего превосходства, — это все что угодно, но не достоинство. Это место для ценника. Майдан до минимума сократил место для ценника на теле украинской нации. Он провел черту между достоинством и гордыней. Он уравнял количество гетманов с количеством украинцев, а это дорогого стоит.

Родившееся достоинство носит коллективный характер и не может принадлежать никому, потому что принадлежит всем. Теперь его нельзя приватизировать, но можно в себе возродить, если захотеть это сделать. Без революций. Вас ставит на колени заноза поражений и ошибок? Не проблема — берите иглу, вонзайте и доставайте чужеродное, мешающее двигаться, дышать, жить, видеть мир таким, каков он есть, а не через призму своей боли... В родившемся достоинстве проступает картина будущего Украины. Страны ярких индивидуальностей. И если мы хоть на миг усомнимся в значимости произошедшего, разочарование изуродует эту картину.

Новое. Майдан провел черту между прошлым и будущим. И теперь все люди, независимо от взглядов и убеждений, на подсознании классифицируют: это — из вчера, а это — из завтра. Нация совершила мировоззренческий прорыв, сформулировав для себя критерии оценки перспективности. Никакие разочарования не могут это уничтожить. Это одно из важнейших завоеваний граждан Украины. Оно уже начинает «работать» на будущее нации. Поэтому бигбордовская реклама блока Литвина не добавила ему ни одного процента в рейтинге, и неизвестно, добавит ли в дальнейшем. Поэтому отсутствие нового и настоящего в тех целях и задачах, которые Тимошенко ставит перед собой и нами, объявляя новую избирательную войну под лозунгом «добить Януковича», воспринимается как бессмысленная попытка войти второй раз в одну и ту же реку. Поэтому все усилия построить партию для нового Президента не дают и сотой доли того, что уже давно бы было сделано во времена Леонида Даниловича. Ведь вчерашние цели и задачи — «победа ради победы» и «объединение ради объединения» — могут быть реализованы только вчерашними методами, которые для нового Президента пока неприемлемы. А новые цели и задачи не озвучены. Их нет, поэтому нет и армии желающих становиться частью «прошлого».

Украинство родилось не на Майдане. Там оно обрело ДОСТОИНСТВО, ПЕРСПЕКТИВУ и ПОДЛИННОСТЬ, потому что поднялось над национальным, этническим, социальным и материальным. Новое Украинство подвело черту под несостоятельностью украинской культуры. Теперь слова о традиции нужно наполнять содержательным смыслом:

— или всех одевать не только в вышиванки, а и в красные шаровары, или перестать делать их символами патриотизма и украинства;

— или брить головы, отпускать «оселедці» и по полгода работать в Запорожье у доменных печей (формируя трудовую Сечь), или понять, что традиции новой Украины должны соответствовать новой эпохе;

— или говорить на украинском языке про украинский язык и его значимость, или сформулировать суть новой украинской идеи для всех и каждого, кто считает себя гражданином этой страны.

Я не была на Майдане, не испытываю разочарований или злорадства по поводу ошибок и неудач новой власти. Скорее, наоборот. Я все больше очаровываюсь новорожденным по имени Настоящее Достоинство Нового Украинства. Мне жаль, что по истечении года политики, стоявшие на трибуне Майдана не научились слушать народ, слышать друг друга, любить и беречь это Дитя. Они вновь готовы ринуться в бой. Они снова объявляют войну и красивыми словами о насущной необходимости окончательной победы пишут новый сценарий выборов без выбора, в которой нации уготована роль шута на их празднике жизни. Но я сомневаюсь в том, что у них это получится. Потому что знаю — те, кто видит и понимает значимость произошедших перемен, не смогут войти второй раз в ту же реку. Им уже не нужны революции, чтобы родить в себе достоинство. Они почувствовали себя свободными гражданами свободной страны. Они почувствовали себя ДОМА. И пока они живы, это отнять у них невозможно.

Елена МАРКОСЯН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ