Эта дата выбрана не случайно: 14 марта 2014 прямо с Майдана первые добровольцы отправились на полигон в Новых Петровцах под Киевом. Со временем в военкоматы потянулись многие украинцы, которые, не дожидаясь повесток, решили, что их место на войне.
Весна 2014-го. Еще кровоточат раны, нанесенные украинцам в противостоянии с тогдашним режимом Януковича. А крымскую землю уже топчет нога российского оккупанта. Неспокойно и на Донбассе: местные бандиты, поддерживаемые «старшими братьями», захватывают власть и кричат о «походе против киевской хунты». Становится понятно: Украина в опасности. А регулярнаяУкраинская армия, над которой — другое слово трудно подобрать — в предыдущие годы преимущественно издевались, голодная и раздетая. О вооружении, обучении и говорить не приходится. И тогда исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов обращается ко всем украинцам:
— У меня не было другого выбора, как обратиться к настоящим патриотам Украины с просьбой не ждать повесток, не ждать, пока произойдет восстановление, обеспечение и слаживание ВСУ, а идти добровольцами защищать свою страну. Так началось формирование добровольческих батальонов МВД, Национальной гвардии, территориальной обороны. Добровольцы с легким стрелковым оружием, при отсутствии мундиров, в собственной одежде, без боевой подготовки, но с большими сердцами и ответственностью перед страной, ушли на восток и ценой своей крови и собственной жизни остановили гораздо более сильного врага.
Люди, которые добровольно взялись за оружие, относились к разным слоям населения, разные по средствам и религиозными и политическими убеждениями. Но пылкая любовь к своей стране, желание защитить свое будущее и будущее своих детей заставили их взять в руки оружие. Например, майор запаса Виктор Полинкевич уволился из Вооруженных Сил еще в начале 2000-х. И достаточно уверенно чувствовал себя в гражданской жизни. Но с началом войны пошел воевать.
— Имея жизненный и определенный военный опыт, решил, что мое место среди солдат, которые защищают родную землю, — говорит Виктор Васильевич.
Среди взявшихся за оружие, есть люди, место которых не в воюющем армии, а на больничной койке. Но в грозный для Родины час они не могли отсиживаться на диванах. Иван Семенюк — один из них. Скрыв тяжелую болезнь — заболевание крови, ушел на фронт. Добровольцем. И почти 2 года, чуть ли не каждый день принимая обезболивающие препараты, защищал Родину. В составе двадцать восьмой отдельной горно-пехотной бригады. Сергей Никифоряк из-за сердечно-сосудистой болезни, от которой страдал с самого детства, даже срочной не служил. Когда же началась необъявленная против Украины война, он тоже пошел в военкомат и попросился в украинскую армию. На вопрос, как прошел медкомиссию, хитро улыбается:
— Мир не без добрых людей ...
Сначала нес службу на границе с Приднестровьем. Но через несколько месяцев попросил перевести его непосредственно в район антитеррористической операции.
— Я решил, что там, на переднем крае борьбы с врагом, принесу больше пользы, — говорит Сергей Григорьевич. — Сегодня вернулся к мирному труду, но в случае обострения ситуации на Донбассе снова готов взяться за оружие.
Герои этого сообщения — обычные украинцы. Они не считают, что, взявшись за оружие, совершили подвиг.
— Кому, как не нам, гражданам Украины, защищать свою землю? — говорит Сергей Никифоряк.
Сегодня на востоке страны воюют сотни украинских добровольцев. Абсолютное большинство этих людей являются реальными защитниками родной земли, сознательно рискуют собственными жизнями, не раз и не два сморели в глаза смерти. Среди них можно встретить студентов и безработных, ученых и сельских механизаторов, предпринимателей и музыкантов. Война всех их объединила.
НА ВОЙНУ ПОШЕЛ ПО ЗОВУ СЕРДЦА...
Воскресенье. Солнечное утро. Нежданно-негаданно над позициями украинских десантников появляется беспилотник. Солдаты открывают по нему автоматный огонь, пытаясь сбить. В то же время группа под командованием сержанта «Краба» спешно покидает расположение подразделения.
— В подобных случаях начиналось прочесывание близлежащей территории, — говорит сумчанин Евгений Щеглов, бывший боец. — Цель — выявить и обезвредить террористов, которые его запустили. Чем скорее — тем лучше. Ведь те не только получали с «борта» информацию о расположении наших войск, но и могли корректировать огонь по ним. Наш взвод совместно с другими подразделениями не раз и не два участвовал в задачах по выявлению и уничтожению незваных гостей.
Отец Евгения, Владимир Александрович, когда началась российская агрессия, с такими же неравнодушными сумчанами начал заниматься волонтерством. Летом 2014-го предложил и сыну поехать на Донбасс. Тоже в роли волонтера. Тот согласился.
— К тому времени уже много слышал и читал об АТО, и захотелось воочию увидеть бойцов, которые защищают нашу землю, — вспоминает Женя. — Бронежилеты, продукты питания, кевларовые шлемы, обувь — все, что привезли, раздали военнослужащим 27-го полка реактивной артиллерии, местом постоянной дислокации которого является город Сумы.
После этой поездки были следующие: неравнодушные сумчане отвезли более 10 тонн гуманитарных грузов. В середине января 2015 года, вернувшись домой, Евгений сказал отцу:
— Ты был на «афганской» войне, а я чем хуже? Отец не стал возражать. Пройдя в 95-й отдельной аэромобильной бригаде «курс молодого бойца», был зачислен в одно из подразделений восемьдесят первой десантно-штурмовой бригады (в то время), которая дислоцировалась в городе Дружковке, что в Донецкой области.
Узнав, что я хочу рассказать о нем на страницах газеты, Евгений застеслялся:
— Я никаких подвигов не совершал.
Возможно. Но служба там, где, как писал классик, твоя жизнь может оборвать пуля, уже подвиг. А так могло произойти много раз. Ведь задачи, которые выполнял Евгений вместе со своими собратьями, носили в основном антидиверсионной характер: враг постоянно посылал на подконтрольные Украины территории разведывательно-диверсионные группы, пытаясь дестабилизировать в нашем тылу обстановку. А еще — посеять среди местного населения панику. Евгений вспоминает, как однажды приходилось успокаивать людей, особенно женщин с детьми, среди которых кто-то пустил слухи о враждебной ДРГ.
Сопровождали также и колонны с боеприпасами непосредственно в район боевых действий, рискуя «нарваться» на мину или фугас. Но судьба и Господь Бог миловали.
По окончании службы Евгений вернулся домой и сегодня заканчивает учебу в Сумском государственном университете. Будущий экономист планами не делится, но не исключает, что, получив диплом, пополнит ряды защитников Украины. Особенно в случае обострения ситуации на фронте. А пока вместе с отцом и его товарищами продолжает помогать нашим воинам в качестве волонтера. Если говорить языком цифр, то только в прошлом году они доставили украинским воинам более 20 тонн волонтерских грузов. Щеглов-старший при этом дал десятки концертов на переднем крае, а также в Дружковке, Краматорске, Авдеевке, Очеретино, на блокпостах и в поле. При любой погоде.
Евгений Щеглов награжден медалями «Участник АТО», «За оборону родной государства». А вот боевых наград у него нет. Но он не комплексует по этому поводу.
— Я пошел в армию не ради орденов и не за адреналином, — говорит он. — Мне хотелось быть рядом с теми солдатами, которые защищают Украину от врага. Когда у меня будут дети. И я хочу, чтобы мне было не стыдно смотреть им в глаза, когда они поинтересуются, что я делал, когда над моей страной нависла смертельная угроза.
«ПРЕВЫШЕ ВСЕГО ОН ЛЮБИЛ ЖИЗНЬ...»
Мирослав Мисла является одним из самых молодых офицеров-добровольцев, павших в борьбе с путинской Россией. Родился он и вырос на Закарпатье. В обычной семье. Как вспоминают школьные друзья, с малых лет интересовался историей Украины, особенно национально-освободительным движением. Поэтому и стал студентом Харьковского национального университета им. Казарина, где углубил знания нашего прошлого. Получив диплом, работал на радио «Голос свободы». Когда началась революция Достоинства, стал ее активным участником: дневал и ночевал, по воспоминаниям коллег, в центре столицы, освещая события. Даже когда снайперы начали расстреливать протестующих, он не оставил своих товарищей.
— Когда русские захватили Крым и начали продвигать на Донбассе так называемую «русскую весну», Мирослав заявил о намерениях пойти воевать с ними, — вспоминал в разговоре со мной его боевой побратим Александр. — Узнав о формировании добровольческого батальона «Сич», с первых вошел в его состав и отбыл на Донбасс. Подразделение, в котором служил юноша, всегда находился там, где горячо. Например, помогал бойцам батальона «Днепр-1» и девяносто третьей отдельной механизированной бригады ВС Украины, которые удерживали позиции в районе поселка Пески — недалеко от Донецкого аэропорта.
Однополчане говорят, что он всегда отличался чрезвычайной рассудительностью и одновременно мужеством, не боялся рисковать собственной жизнью, прикрывая товарищей. А еще — очень любил жизнь, мечтая, когда на украинской земле наступит мир и он сможет работать по специальности — учителем истории Украины.
Весной 2015 как один из основателей «Карпатской Сечи» принимал участие в ее легализации как подразделения в составе девяносто третьего бригады, впоследствии был назначен командиром отделения. Несмотря на морально-профессиональные качества, командование части отправило Мирослава на 3-месячные подготовительные курсы при Национальной академи Сухопутных войск им. П. Сагайдачного. После их окончания младший лейтенант Мисла стал командиром штурмового взвода. Провоевал в этом статусе недолго: 2 октября 2016 на позиции, которые защищало подразделение младшего лейтенанта Мирослава Мислы, двинулись боевики. И сразу столкнулись с грамотным отпором, который организовал командир взвода. И все же нашим ребятам пришлось отступить. Мирослав прикрывал их отход. Но вражеская пуля оборвала жизнь молодого офицера.
Подвиг Мирослава Мислы Украина не забыла: он награжден орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени. Посмертно. Имя Мирослава носит одна из столичных школ.
В одном из столичных скверов Мирославу Мисле открыли памятник. В полный рост, в бронзе. Он является одним из первых монументов воинам-добровольцам.