Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ядерный aрсенал «виртуальный» и реальный

12 февраля, 2003 - 00:00

Цель этой публикации — обратить внимание читателя на ядерное наследие, которое для большинства сводится к Чернобыльскому бедствию.

Но это далеко не так.

Ядерное наследие Украины будем рассматривать по двум составляющим: во-первых, это собственно ядерное оружие, во- вторых — это ядерная энергетическая отрасль. Первая составляющая постоянно находилась в центре внимания СМИ, поэтому достаточно только напомнить ключевые моменты и подвести итоги.

I. Отношение Украины к ядерному оружию определено в Декларации о государственном суверенитете Украины, в которой было провозглашено намерение придерживаться статуса безъядерного государства. В течение первых двух лет независимости с территории Украины было вывезено тактическое ядерное оружие. 14 января 1994 года президенты Украины, России и США подписали Трехстороннее заявление, согласно которому Украина обязалась ликвидировать все ядерное оружие, которое находилось на ее территории. С февраля 1994 года Верховной Радой Украины был одобрен Договор СНВ- 1, и он вступил в действие 5 декабря 1994 года. 16 ноября 1994 года Верховная Рада одобрила присоединение Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), оговорив свое решение необходимостью предоставления ей гарантий безопасности со стороны ядерных государств. 5 декабря 1994 года Украина присоединилась к ДНЯО в качестве безъядерного государства, и в тот же день такие гарантии было предоставлены Украине со стороны России, США, Великобритании и Франции во время встречи ОБСЕ в Будапеште, а позже — и со стороны Китая. В августе 1996 года с территории Украины был вывезен последний ядерный боезаряд.

Таким образом, пять первых лет независимого существования Украина отдала достижению безъядерного статуса. Это подтверждает ее готовность прилагать необходимые усилия для достижения провозглашенных целей. Значение принятых решений выходит далеко за рамки простого вывезения с территории государства ядерных зарядов. Дело в том, что в отличие от других двух наследников бывшего СССР — Беларуси и Казахстана — по своему научно-технологическому уровню Украина могла бы принять статус ядерного государства. Об этом нюансе не часто упоминается.

Украина, находясь в составе СССР, сыграла значительную роль в создании его ракетно-ядерного щита. Достаточно напомнить, что из 20 взятых на вооружение боевых стратегических ракетных комплексов 13 было разработано в КБ «Южное» и изготовлено ПО «Южный машиностроительный завод». В определенные периоды времени доля боезарядов, размещенных на ракетах наземного базирования, изготовленных этим объединением, превышала 60 процентов. После распада СССР на территории Украины осталось 222 единицы самого современного стратегического оружия — 176 стратегических межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и 46 тяжелых бомбардировщиков (ТБ) — и соответствующая ядерная оснастка (около 2000 ядерных боеголовок МБР и крылатых ракет и авиабомб для ТБ). Путь от этой отправной точки до окончательного юридического определения статуса был довольно сложен.

Только после достижения договоренностей с ядерными государствами о политических гарантиях Верховная Рада смогла принять Акт о присоединении Украины к ДНЯО, что окончательно открыло путь к обмену ратификационными грамотами и к вступлению в силу Договора СНВ-1.

Одновременно лидеры ядерных государств подписали Меморандум о гарантиях в адрес Украины, а также в адрес Беларуси и Республики Казахстан, в котором подтверждаются гарантии неприменения ядерного оружия против этих государств, а также заявляется о недопустимости угрозы применения обычных вооружений в их адрес. Подписанный меморандум, хотя и не имеет характера международного договора, является довольно значительным политическим документом. Это был беспрецедентный случай получения гарантий безопасности в обмен на ликвидацию ядерного оружия.

Избранный путь оказался не только наиболее реальным, но и экономически выгодным для Украины, поскольку обеспечивал:

— получение средств (от США) на ликвидацию стратегических носителей практически после того, как вышли гарантийные сроки эксплуатации и такая ликвидация стала технически неминуемой;

— получение компенсации за переданные Российской Федерации ядерные боезаряды в виде топлива для АЭС, что обеспечило бесперебойную их работу в условиях экономического кризиса, причем одновременно удалось получить подобную компенсацию и за вывезенные на раннем этапе без всяких предварительных условий тактические ядерные боезаряды;

— укрепление политического авторитета нашего государства.

Особенно сложным было решение о принятии Украины в Режим контроля ракетных технологий (РКРТ) без дополнительных ограничительных обязательств. США настаивали на выполнении неприемлемых для Украины обязательств: отказаться от права на создание БР малой дальности (до 500 км) даже в интересах собственной обороноспособности.

Однако во время долговременной дипломатической работы удалось снять дискриминационные ограничения, и Украина стала равноправным участником режима РКРТ, что позволило расширить международное сотрудничество в отрасли ракетно-космической техники.

В итоге необходимо отметить достижения Украины на этом направлении, а они таки существуют, хотя и не являются достаточно очевидными, что обусловило критическое отношение общественности к действиям исполнительной власти на этом пути:

1. Украина стала участником Договора СНВ-1, как одна из четырех правопреемников СССР по этому Договору, срок действия которого продолжается до конца 2009 года.

2. Украина стала полноправным членом РКРТ без принятия дискриминационных ограничений, что обеспечило сохранение ракетно-космической промышленности и широкое международное сотрудничество.

3. На Украину распространяются гарантии МАГАТЭ, что обеспечивает ей возможность развивать как ядерную энергетику, так и проводить научные исследования в этой сфере и иметь на своей территории ядерные объекты, поставленные под гарантии МАГАТЭ.

4. На сегодняшний день Украина полностью выполнила все принятые обязательства с использованием финансовой помощи со стороны США.

5. Главным достижением на этом направлении можно считать гарантии безопасности, полученные Украиной от ядерных государств, о которых говорилось выше и которые должны быть задействованы в интересах обеспечения национальных интересов Украины в ее будущем.

II. Перейдем к мирной составляющей ядерного наследия. Предварительно отметим, что успех реализации провозглашенной Украиной стратегии экономического роста на основе инновационного развития будет зависеть, в первую очередь, от того, насколько эффективно будут выявлены и задействованы передовые технологии, которые нуждаются в приемлемом уровне инвестиций и способны обеспечить достойное место в мировом разделении труда.

Одной из отраслей экономики, которая базируется на новейших технологиях, является именно ядерная энергетика и предприятия атомной промышленности. Украина получила в этой сфере довольно сложное наследие. В отрасли электроэнергетики на сегодня это 13 реакторов на четырех АЭС, мощность которых составляет около 25% всех электрогенерирующих мощностей и которые производят до 40-45% всей электроэнергии. К сожалению, к этому наследию относится и Чернобыльская АЭС с ее проблемами.

Атомная промышленность Украины включает предприятия, которые создавались МСМ СССР и обеспечивали разработку сырьевых месторождений (в первую очередь, урановых и циркониевых руд), первичную переработку и обогащение производства оружейного и энергетического урана, производство циркония, гафния и др., которые по нормативам МАГАТЭ принадлежат к ядерным материалам.

Все эти предприятия в первую очередь задействованы в производственном цикле в качестве партнеров российских предприятий, которые обеспечивают поставки ядерного топлива в Украину. С целью максимального уменьшения зависимости ядерной энергетики от России за прошедшее время неоднократно принимались решения о создании собственного топливного цикла.

Согласно принятым решениям, на сегодня должна выполняться «Комплексная программа создания ядерно-топливного цикла Украины» (редакция 2000 г.). Все работы по ее выполнению должны финансироваться из специального Фонда ядерно-топливного цикла (ФЯТЦ), в который должны направляться средства от продажи электроэнергии, произведенной из компенсационного ядерного топлива (о чем говорилось выше).

К сожалению, выполнение принятых довольно обоснованных решений по разным причинам было малоэффективным, и состояние дел на этом направлении является неудовлетворительным.

Украина обладает также мощной научно-исследовательской базой в отрасли ядерных исследований и технологий. Это развитая школа и традиции в ядерной физике известных ученых, институты НАНУ, Государственные технологические центры, способные решать научные проблемы ядерного топлива на современном уровне. Специалистов в отрасли ядерной энергетики и радиационного материаловедения готовят крупнейшие университеты страны — Харьковский, Киевский, Одесский, а также Киевский политехнический институт и Севастопольский институт ядерной энергетики и промышленности. В Украине функционируют предприятия энергетического машиностроения (такие, как «Турбоатом») и других отраслей, способных обеспечить функционирование и развитие ядерной энергетики.

Исходя из возможностей ядерной энергетической отрасли и прогнозных оценок экономического развития Украины достаточно обоснованными представляются следующие выводы:

1. Сегодня и в перспективе Украина не может отказаться от использования ядерной энергии, тем более в условиях прогнозируемого роста экономики. Возможные альтернативные пути экономически неприемлемы для Украины, которая к тому же обладает ограниченными ресурсами органического топлива. Попытки уменьшить долю АЭС в энергетическом балансе предпринимают только чрезвычайно развитые и богатые страны (среди них Германия), а их результативность пока что не подтверждается жизнью. А такая страна, как Франция, например, приняла ориентацию исключительно на ядерную энергетику (на сегодня закрыта ее последняя угольная шахта). США и Россия наращивают долю ядерной энергетики.

2. Украина имеет хорошо разведанные минеральные ресурсы, способные обеспечить производство ядерного топлива на большую перспективу — по урану до 100 лет при использовании освоенных типов реакторов и практически неограниченно при переходе на перспективные реакторы.

3. Украина обладает технологиями и частично производственными мощностями для предварительного обогащения урановой и циркониевой руды (получение закиси-окиси урана), высокоэффективными технологиями переработки полиметаллических радиоактивных руд с получением сверхчистых металлов. Украина входит в группу восьми стран-производителей циркония и в группу из трех стран-производителей гафния, что создает соответствующие возможности для участия во всемирном разделении труда в сфере высоких технологий.

4. Реакторы АЭС Украины все исключительно российской разработки и находятся под авторским наблюдением российских проектных организаций, что по существу исключает переход на поставки ядерного топлива из другого государства. В таких условиях укрепление энергетической безопасности обеспечивается исключительно наращиванием объемов участия украинских предприятий в совместном украинско-казахско-российском предприятии СП «ТВЭЛ», созданном с целью объединения усилий производителей тепловыделяющих сборок для АЭС, что и предусматривается принятой Кабинетом Министров комплексной Программой, и созданием целевого фонда ЯТЦ.

5. Реализация принятой комплексной Программы обеспечит не только укрепление отечественной отрасли, но и повысит ее экономические показатели. Так, срок службы ядерного топлива увеличится до 5 лет, повысится степень его использования.

Дальнейшие успехи будут зависеть от последовательности государственной политики в реализации Комплексной программы и в возвращении долгов фонда ЯТЦ.

Важное значение будет иметь также последовательность государства в отстаивании принятого курса на укрепление атомной энергетики и предприятий, задействованных в обеспечении ядерного топливного цикла.

Ведь попыток оказывать давление на Украину в отрасли ядерной энергетики хватает.

Так, Европейский Союз и страны «большой семерки» сделали все возможное, чтобы побудить Украину к закрытию ЧАЭС, что приводит к миллиардным экономическим убыткам, и в то же время не выполняют свои финансовые обязательства относительно строительства компенсирующих мощностей.

Проводится PR-акция, нацеленная на ограничение деятельности научных центров Украины. Имеют место попытки довести до банкротства отдельные предприятия, обладающие ключевыми технологиями.

Сдача позиций, то есть отказ от развития ядерной энергетики и атомной промышленности, абсолютно неприемлема, поскольку привела бы к значительным экономическим убыткам и утрате позиций на мировом рынке передовых технологий.

Соглашение о гарантиях МАГАТЭ сделало эту отрасль легитимной и обеспечило возможность иметь на территории Украины ядерные объекты, где хранятся ядерные материалы согласно требованиям этой международной организации. Меморандум о гарантиях безопасности должен рассматриваться также как своеобразная защита от экономического давления с целью ограничения как самой ядерной отрасли, так и научных исследований для ее обеспечения.

Отказавшись от ядерного оружия при наличии технической возможности его иметь, Украина попала в группу развитых стран-обладателей «виртуальных ядерных арсеналов», в составе которой Германия, Япония и Швеция. Поэтому согласие Украины на ликвидацию третьего по мощности ядерного потенциала следует считать намного более важным по глобальным последствиям событием, чем только фактом освобождения от ядерного оружия части Европы, ведь произошел отказ и от развития военных ядерных технологий. К сожалению, это решение не получило адекватной оценки мирового сообщества, как и не стало примером для других, а перспектива освобождения мира от ядерного оружия все еще остается призрачной.

Надеюсь, что читатель разделяет уверенность автора — ядерное наследие представляет собой национальное богатство Украины, и задача ее властных структур — сохранение этого наследия и умелое его использование на пользу государства.

Анатолий ШЕВЦОВ, профессор, доктор технических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ