Глобализация экономических процессов стала символом вступления человечества в постиндустриальную стадию развития. Между тем, споры вокруг нее становятся все более ожесточенными, а расчеты многих аналитиков показывают, что с каждым днем приходится признавать, что не учитывались весьма многие негативные явления, ставшие следствием свободной торговли и глобализации. Автор данной статьи вполне обоснованно считает, что не стоит сводить понятие общего стратегического развития лишь к торговым процессам и движениям капитала — это должно быть частью общей стратегии.
Представитель Государственного казначейства США недавно настоятельно порекомендовал правительству Мексики более усердно работать над сокращением числа преступлений, связанных с насилием, утверждая, что высокий уровень преступности в стране может спугнуть всех зарубежных инвесторов. Возможно, это — импровизированное замечание, но оно демонстрирует отношение к зарубежной торговле и инвестициям как к критериям для оценки развивающихся стран. Стратегия развития, в действительности, становится заложницей идеи интеграции в мировую экономику.
Эта параллель является слишком поверхностной. Открытость для торговли представляется наиболее важным критерием для потенциала экономического роста, хотя интеграция в мировую экономику требует наличия институциональных предпосылок, создание которых обходится недешево. Проведение реформ, требуемых согласно соглашениям Всемирной торговой организации, обойдется типичной развивающейся стране в 150 миллионов долларов — сумму, равную годовому бюджету во многих бедных странах.
Хотя государства имеют выгоду от усиления своих институтов в соответствующих областях, реальность, в соответствии с мнением Майкла Фингера, который произвел эти подсчеты, состоит в том, что «обязательства ВТО отражают слабую обеспокоенность проблемами развития». Интеграция также имеет свои институциональные предпосылки, но другие, менее уловимые. Открытость предполагает повышение подверженности внешнему риску, и отсюда большую потребность в социальной безопасности. Таким образом, в реальном мире «переход к открытости» не является вопросом только снятия торговых барьеров. Необходимо обеспечить соответствие международным правилам собственности, покрывая вновь возникшие внутренние источники слабости и защищая себя от природных стихий.
Ни одна из институциональных реформ, необходимых для включения в мировую экономику, не является плохой: многие из них, независимо друг от друга, желательны. Реформы могут «просочиться», а могут и не «просочиться». Даже если они «просачиваются», они в редком случае становятся наиболее эффективным способом достижения желаемых целей (будь эти цели законодательной реформой, соблюдением прав человека или сокращением коррупции).
Инвестиции в предпосылки для открытости торговли и финансовой открытости как первое требование бизнеса в развитии не только исключают альтернативы, они вытесняют, возможно, срочные приоритеты путем отклонения человеческих ресурсов, административных возможностей и политического капитала. Рассмотрим некоторые встречные возможности:
Образование. Какими должны быть приоритеты правительства в бюджете на образование? Должно ли оно проводить обучение большего числа банковских аудиторов и бухгалтеров, даже если это означает меньшее количество учителей для средней школы?
Коррупция. На что правительство должно направить свою анти- коррупционную стратегию? Должна ли его целью стать «гранд» коррупция, на которую жалуются зарубежные инвесторы, или мелкая коррупция, которая наибольшим образом отражается на обычных людях?
Законодательная реформа. Должно ли правительство направить свою энергию на «импортирование» законодательных кодексов и стандартов или на улучшение существующих внутренних правовых институтов?
Общественное здравоохранение. Должно ли правительство преследовать жесткую политику по обязательному лицензированию и/или параллельное импортирование основных медикаментов, даже если это означает нарушение правил ВТО?
Промышленная стратегия. Должно ли правительство просто открыться и пустить все на самотек, или оно должно воспроизвести опыт Восточной Азии до 1990-х, поддерживая промышленность путем экспортных субсидий, прямого кредитования и целевой поддержки?
Социальная защита и сети безопасности. Как много может правительство позволить себе тратить на такие программы с точки зрения денежных ограничений, налагаемых «дисциплиной» рынка?
В каждой сфере стратегия, ориентированная на глобальную интеграцию, устраняет другие пути, которые могли бы быть более благоприятствующими развитию. Конечно, ничто из этого не было бы негативным, если бы открытость была ключом к росту. Увы, доказательства связи между торговыми барьерами страны и уровнем роста весьма слабы. Соответствующий вывод не состоит в том, что для либерализации торговли предпочтительна защита торговли, так как нет доказательств, что защита торговли систематически обуславливает более высокие темпы роста. Но нельзя переоценивать и выгоды открытости для торговли.
Когда полезные цели проведения политики вступают в конкуренцию за ограниченные административные ресурсы и политический капитал, зачастую торговая либерализация не заслуживает приоритета, который она обычно получает в стратегиях развития. Этот урок представляет действительную значимость для стран на ранних стадиях проведения реформ (таких, как в Африке). Мой вывод состоит в том, что открытость не является адекватной подменой стратегии развития. Политические деятели должны оценивать глобализацию в рамках потребностей в развитии, а не наоборот.
Экономисты, публично оспаривающие выгоды открытости торговли, рискуют попасть в немилость, поэтому позвольте мне сделать уточнение: я не подвергаю сомнению стандартную версию теории о прибыли от торговли, но ставлю под вопрос крайние безосновательные утверждения по поводу последствий открытости. Ведь такие утверждения подвергают опасности общественное признание реальной статьи, так как она развенчивает ожидания, которые вряд ли будут реализованы.
В реальном мире переход к открытости является не просто вопросом пересмотра кодекса транспортировок и снятия барьеров для иностранных инвестиций. Он требует проведения институциональной реформы в значительном масштабе, что поглотит финансовые, бюрократические и политические ресурсы. В то время как многие институциональные реформы благоприятствуют развитию, их нельзя рассматривать также как ключевые цели развития — экономический рост, улучшение правления, промышленные и технологические возможности, смягчение бедности — и порой отвлекать от них внимание. Институциональные реформы, направленные на максимизацию торговли и потоков капитала, могут принести большую пользу, но они не обязательно являются самым эффективным способом благоприятствования развитию.
Стратегическое использование международной торговли и потоков капитала — часть стратегии развития, но они не должны становиться ее подменой.
Проект Синдикат для «Дня»
P.S. Дэни РОДРИК, профессор политической экономики в Школе правительства им. Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете .