75-ю годовщину Голодомора в Украине не обошел вниманием и Крым, хотя он и не пережил того ужаса, который выпал на долю материковой Украины. Но воспоминания о тех временах живут в сердцах многих крымчан, хотя местные руководители чувствуют себя несколько неудобно: с одной стороны, существует официальная позиция России, на которую они привыкли ориентироваться, с другой — общегосударственные программы, поддержанные человечеством, бессмертная народная память. И последнее победило: как рассказывал «День» (26 ноября), в Крымском украинском музыкальном театре прошел спектакль по пьесе Гарольда Бодикина «Маршрут товарища Сталина». Среди первых зрителей был вице-президент Парламентской ассамблеи Совета Европы, глава политкомиссии ПАСЕ, член парламента Швеции Йоран Линдблад. После спектакля он дал интервью крымским журналистам. Вопросы касались трагических событий прошлого и вызовов современности. Вот каким был разговор:
— С какой целью вы приехали в Украину?
— Я приехал, чтобы вспомнить о Голодоморе. В 2006 году я был докладчиком по вопросу преступлений коммунизма против человечества. Я являюсь председателем политического комитета, мы позже будем снова готовить доклад о Голодоморе.
— Что такое, по-вашему, Голодомор?
— Для меня это преступление против народа, убийство народа, который не согласен с какими-то идеями коммунистического режима. Этот режим мог уничтожить много людей, лишь бы достичь своей цели.
— Является ли Голодомор геноцидом?
— Думаю, что да. Просто мировое сообщество не много знает о Голодоморе. И одна из целей, с которыми я нахожусь сегодня здесь, — это надежда донести до общественности всю правду о нем. Важно также, чтобы мы не забывали о преступлениях коммунистического режима, поскольку такие режимы есть и сейчас в разных странах, и они тоже способны на подобные преступления.
— Сколько раз вы бывали в Украине? Какие видите здесь изменения?
— В Украине я в пятый раз. Впервые посетил ее еще до оранжевой революции. Государство двигается в верном направлении. Но что касается демократии, то она у вас пока что на уровне детского садика.
— Нужна ли Украина Европе?
— Да, она очень нужна Европе и должна стать членом Евросоюза. Но нужна и Европа Украине. Это гарантирует ей стабильность. Иначе Украина станет частью России. Хоть путь в Евросоюз может длиться пять или десять лет, но перспектива должна быть. Я считаю, что для этого Украине следует настойчиво бороться с коррупцией, она должна иметь эффективное руководство и придерживаться копенгагенских критериев. Но прогноз оптимистический.
— Сможем ли мы преодолеть финансовый кризис?
— Считаю, что да. Он имеет как психологические факторы, так и настоящие угрозы. Начался кризис в США, где выдавали людям слишком большие кредиты. Люди не могли вернуть эти средства и банки продавали друг другу долги. Это создало, так сказать, денежный пузырь. Хотя в банках было немало и наличности, поскольку Китай покупал акции США. Этот кризис — комбинация китайского коммунизма с американским капитализмом. Но сегодня принимаются меры по преодолению кризиса. Это возможно только при условии использования рыночных методов.
— Что вы пожелали бы Украине?
— Желаю оставаться независимой, расти, развиваться, стареть (ведь все мы стареем). Желаю окончательно и бесповоротно сформироваться как государство.