По итогам парламентской битвы, состоявшейся в прошлый четверг, трое бютовцев до сих пор лечатся в стационаре. Владимир Бондаренко был выписан в пятницу утром, диагноз «перелом руки» не подтвердился, Евгений Суслов также поправляет здоровье уже дома.
Хотя «битва» это, пожалуй, неправильное слово. То, что произошло в четверг вечером, это не битва и даже не драка. Это нападение и зверское избиение. В эти дни многие обратили внимание, что Партия регионов все больше напоминает криминальную группировку, которая состоит из интеллектуального крыла, смотрящих и бойцов-гопников.
Вот наиболее активные из депутатов-боевиков.
Вадим СТОЛАР — член украинской части межпарламентской ассамблеи Украины и Польши. Согласно данным сайта ВР, не подал ни одного законопроекта и депутатского запроса.
Александр ВОЛКОВ — первый замглавы комитета ВР по вопросам семьи, молодежи и спорта. Профессиональный спортсмен-баскетболист, олимпийский чемпион, президент федерации баскетбола Украины.
Олег ЦАРЕВ — член комитета налоговой и таможенной политики. Проявил свои бойцовские навыки еще во время ратификации в Раде соглашения по Черноморскому флоту. Его фото обошло все ведущие издания мира.
Анатолий ГОРБАТЮК — член комитета ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. Пострадавшие бютовцы называют его в числе активных участников последней драки.
Петр ЦЮРКО — член бюджетного комитета. За время депутатства не подал ни одного законопроекта и депутатского запроса.
Александр ПЕКЛУШЕНКО — глава комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности.
И, наконец, Дмитрий САЛАМАТИН — член комитета ВР по вопросам бюджета. Его называют наиболее активным участником побоищ в стенах Рады и за ее пределами. Саламатин в парламентских боях использует не только кулаки, но и стулья. Ранее директор компании «Термохолод» Юрий Киселев, фирма которого занимает помещения в том же здании, что и возглавляемый Саламатиным «Укрспецэкспорт», обвинял его в побоях, причиненных... офисным креслом. Также у некоторых коллег по парламенту вызывает вопросы законность получения россиянином Саламатиным украинского гражданства.
На следующий день, в пятницу, регионалы по-разному реагировали на вопросы журналистов. Кто-то прятал глаза, как например Владимир Макеенко. Другие (Лукьянов, Журавко, Ефремов) наоборот хорохорились и без тени смущения рассказывали про какие-то цепи и отмычки, которые принесли коварные бютовцы. «То, что предотвратили бойню, не дали применить холодное оружие, — надо радоваться», — убеждал журналистов Владислав Лукьянов. Но радоваться никому из парламентского пула не хотелось....
В стороне от пресс-поинта что-то горячо обсуждали регионалки Юлия Новикова (сестра главы АП Владимира Левочкина) и Ирина Горина. Корреспондентка «Дня» присоединилась к их разговору.
— Юлия Владимировна, вам не стыдно за своих коллег?
— Я уже много раз говорила и по поводу других инцидентов, что нам нужно уважать друг друга, применять какие-то более цивилизованные методы...
— Раньше таких «инцидентов» не было. Были какие-то потасовки, толкотня, но такого зверства не было.
— Сейчас это передается из уст в уста, добавляются все новые и новые эпизоды. Я сейчас не хочу никого оправдывать, но подобное было. Я считаю, что даже хуже было. Это были харьковские соглашения. Я тогда находилась в зале и, я вам скажу, отходила после этого достаточно долго. Кстати, Ира была беременна (указывает на стоящую рядом Ирину Горину). Мы ее просто вывели из зала.
Что касается этого эпизода, если вы будете детально разбираться, то увидите, что он был спровоцирован.
— Кем спровоцирован? Бондаренко рассказывает, что они были в «расслабленном режиме», играли в шахматы. Волынец, который стоял и никого не трогал, получил стулом по голове!
— Если честно, меня вся эта ситуация огорчает, мне стыдно не за своих коллег (я думаю, они выполняли то, что должны были выполнять), мне стыдно прежде всего за себя, потому что я тоже часть этого парламента.
— По поводу «провокаций». Как вы объясните, что все пострадавшие — от БЮТ. Партия регионов не предъявила ни одного синяка.
— Просто не ходили, не снимали побои. Все это максимально политизировано, нужно показать, насколько притесняется оппозиция и т.п.
— Вы вспомнили харьковское соглашение, но там опять же пострадала оппозиция. Олесь Доний несколько месяцев пролежал в больнице с сотрясением мозга. И сейчас это была не драка, а избиение.
— Видимо, физически были сильнее. Как еще это можно комментировать,.. — пожала плечами Новикова.
И, действительно, комментировать все это очень сложно.
СПРАВКА «Дня»
Гопники — обозначение представителей городской, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, прослойки молодежи стран бывшего СССР, часто малообразованной, происходящей из неблагополучных семей. Как устойчивое выражение слово появилось в конце 1980-х годов по отношению к представителям молодежи, для которой отъем денег на улице был не столько профессиональным промыслом, сколько, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова, «частью имиджа криминализированного сообщества, средством развлечения и способом поддержания авторитета». По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых все, характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало «своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе». Бессонова отмечает, что «для современного гопа, по преимуществу, важнее напугать и унизить человека, испытать над ним свою власть, а потом уже — присвоить его деньги»