Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Юрий ИВУШКИН: «Время бейсбольных бит и автоматов уходит»

15 февраля, 2003 - 00:00


Вот уже несколько месяцев Одесская область является основным поставщиком криминальных новостей. Убийство генерального директора «Антарктики», взрывы в центре города, пропажа партийного лидера, склады взрывчатки, политические террористы, — все это создает в мозгу обывателя картину полного правового беспредела в регионе. Публичные выступления руководителей силовых структур государства лишь добавляют в нее темные краски. Один за другим в Одессе высаживаются десанты различных комиссий по «отработке» и «изучению». Милицию и прокуратуру обвиняют в бездействии, грозят кадровыми чистками. Обеспокоенность криминогенной ситуацией в городе выражает Президент. Нужно сказать, что Одесса и прежде была весьма неспокойным городом. В конце 90-х годов по количеству заказных убийств, похищений и «бригадных» разборок ей не было равных в Украине. Шел процесс перераспределения экономических и политических сфер влияния. Нечто похожее наблюдается в регионе и сегодня. Своим видением происходящих в Одесском регионе событий с читателями «Дня» делится начальник Одесского областного управления Министерства внутренних дел, генерал-лейтенант Юрий ИВУШКИН.

— Юрий Геннадиевич, в последнее время часто можно слышать, что в Одессе крайне негативная криминальная ситуация, правоохранительные органы работают неудовлетворительно. Каково ваше мнение по данному поводу?

— Ситуацию в Одессе нельзя ставить в один ряд с ситуациями в других областях Украины. Тому есть несколько причин. Во-первых — существующие криминальные традиции. Одесса всегда отличалась активностью в этом плане. Во- вторых — Одесская область — наиболее привлекательный регион для внутренних и внешних инвесторов. Развитие экономики всегда сопровождается теневыми процессами, которые, в свою очередь, привлекают криминальный элемент. Проблемы в Одессе безусловно существуют и созданный ими криминальный фон обуславливает особый резонанс тех или иных преступлений. Что касается неудовлетворительных оценок работы ряда подразделений, то они несомненно объективны.

Прежде всего, речь идет о деятельности подразделений, которые должны обеспечивать противодействие организованной преступности. В настоящее время в Управлении по борьбе с организованной преступностью УМВД заменены руководители ряда структурных подразделений, более чем на треть обновляется состав службы, укрепляется ее руководящее звено. Все это должно повысить эффективность работы управления. Но на все требуется время.

Сегодня уровень преступности в Одесской области близок к среднему по Украине. Вместе с тем, согласно официальной статистике, за 12 месяцев прошлого года практически по всем основным направлениям наметилась тенденция повышения результатов работы одесской милиции. Вырос показатель раскрываемости преступлений. За год было совершено 313 убийств, из них осталось нераскрытыми — 18. К примеру, в 1998 году нераскрытыми оставалось 84 из 351, в 1999 году — 40 из 318. Но остаются нераскрытыми ряд резонансных преступлений: убийства Сергея Варламова (начальник юридического управления горисполкома, похищен в 1998 году), Бориса Вихрова (председатель областного арбитражного суда, застрелен в машине вместе с директором т\к «АМК» Игорем Бондарем в 1999 году), Игоря Свободы (председатель Киевской райадминистрации г.Одессы, похищен в 1998 году), Задорожного (полковник СБУ, застрелен летом 2000 года), Калиниченко (адвокат, застрелен в 2001 году). Они то и сводят на нет весь позитив в работе милиции. По каждому из этих убийств ведется работа. По некоторым есть вполне определенная перспектива раскрытия. К сожалению, не всегда удается доказать то, что удается установить .

— Вы ведете поиск только исполнителя или заказчика тоже?

— Мы ведем работу, направленную на установление как исполнителя, так и заказчика.

— Как ощущается влияние экономических процессов в регионе на криминогенную обстановку?

— Влияние развития экономики ощущается практически во всех сферах. Экономический подъем, рост производства нам помогают. Появляются новые рабочие места, растет благосостояние жителей региона и как следствие снижается их криминальная активность. Вместе с тем, появляются новые денежные потоки и желающие увести их в тень. Тенизация экономики — благоприятная почва для организованной преступности, которая, решая свои проблемы, прибегает к любым незаконным методам, в том числе и силовым.

— Как в случае с убийством гендиректора «Антарктики» — Кравченко?

— Вероятно.

— На днях министр внутренних дел Смирнов заявил, что со дня на день будут названы имена убийц Кравченко. Расследование действительно завершено?

— Расследование ведет прокуратура, и разглашать тайну следствия я не вправе. Могу сказать только, что сегодня мы достаточно полно представляем картину происходящих событий. Установили вероятные мотивы совершения этого преступления и людей, которые могли быть в нем заинтересованы. Определили круг лиц, которых можно рассматривать, как организаторов и исполнителей. Так что можно сказать, расследование выходит на финишную прямую.

— В процессе расследования вы также изучали хозяйственную деятельность самой «Антарктики». Насколько правдива информация о возбуждении уголовного дела в отношении директора рыбпорта — одного из подразделений «Антарктики» и о выявлении хищений на сумму свыше полумиллиарда долларов?

— По одной из версий, мотивы убийства руководителя «Антарктики» мы искали в деятельности предприятия и его партнеров. Проверка некоторых коммерческих структур, связанных с Ильичевским рыбным портом, действительно выявила факты преступлений экономического характера. Несколько уголовных дел возбуждено. Конкретно кому- либо обвинения не предъявлялись. Сумма ущерба будет установлена в ходе документальных ревизий. После завершения работы можно будет говорить о суммах и о лицах, замешанных в должностных преступлениях.

— Вы ощущали на себе давление в ходе разбирательства по этим делам?

— Нет, на меня лично никто не выходил.

— Факты коррупции в милиции — ваш комментарий.

— Формально коррупционером является даже инспектор пожарной охраны, который в нерабочее время подрабатывает сторожем в магазине. Думаю, вы согласитесь, что такая «коррупция» большого вреда обществу не наносит. Но есть и другие ее проявления. В прошлом году в области по негативным мотивам из органов внутренних дел было уволено более 70 человек, три — за коррупционные деяния. В основном — это офицеры среднего звена. На мой взгляд, для формирования имиджа милиции позитивным является ее открытость перед обществом, признание существующих проблем, в том числе и фактов коррупции. Работа по очищению милиции от дискредитирующих ее сотрудников продолжается.

— А чем закончилась операция по «инвентаризации» автотранспорта личного состава, которую вы проводили в прошлом году?

— Никаких особых нарушений не выявлено.

— А у вас лично какой автомобиль?

— Лично у меня нет машины. Езжу на служебной.

— А дача, квартира есть?

— Дачи тоже нет. Ни в Одессе, ни в другом городе. Квартира же выделена мне из муниципального фонда.

— А каковы ваши отношения с местной властью?

— Нормальные служебные отношения. Руководители города и области с пониманием относятся к нашим проблемам, оказывают помощь в их решении. В декабре областным советом была принята программа поддержки органов внутренних дел, рассчитанная на 2003 — 2005 гг. Мэр города в свою очередь помогает городскому УМВД, выделяет транспорт, квартиры для сотрудников.

— А возникали ли в вашей работе ситуации, когда в ходе расследования какого-нибудь дела выявлялись связи преступников с чиновниками городского или областного аппарата власти? Как развивались события в этих случаях?

— По нашим материалам возбуждались дела по фактам получения взяток чиновниками мэрии и администрации. Были привлечены к ответственности ведущий специалист в управлении по ценам, начальник отдела по размещению рекламы, еще ряд лиц. Но вообще, должностные преступления — это подследственность прокуратуры. Мы вносили предложения об введении альтернативной подследственности. Но пока все дела по линии экономики возбуждает и расследует прокуратура.

— А часто политики или руководители разного ранга пытаются влиять на вас, вмешиваться в ход следствия?

— Уже нет. На меня сложно влиять. Я не перед кем не имею личных обязательств. Ни с кем из них не учился вместе в школе или институте, не занимался спортом. И работал я в других городах. С одной стороны — это тяжело, не знаешь специфики города. С другой стороны — мне легко отказать в просьбе, которая расходится с принципами действий милиции.

— И у вас не возникает ощущения, что порой руками ваших сотрудников под лозунгами соблюдения законности решаются проблемы совсем иного толка?

— Безусловно. Возьмите хотя бы ситуацию с расследованием убийства Кравченко. Но мы стараемся держаться подальше от этих интриг и поближе к закону.

— Одесса издавна была известна своими криминальными традициями. Что сегодня представляет из себя Одесса бандитская?

— Бандитских авторитетов в классическом понимании практически не осталось. Часть из них отправили в места лишения свободы, некоторые уехали за границу, опасаясь уголовного преследования, кто-то был убит в ходе «естественного криминального отбора». Поэтому Одесса начала 90-х и сегодняшняя существенно отличаются. Время бейсбольных бит и автоматов уходит в прошлое. Актуальным становится противодействие легализации капиталов.

— Как в этом контексте развиваются события в нефтегазовом комплексе?

— Идет процесс перераспределения. Изменились собственники в наиболее крупных компаниях «Лукойл», «Синтезойл», «Эксимнефтепродукт». За всем этим внимательно наблюдаем и мы, и СБУ.

— Чтобы контролировать ситуацию необходимо постоянно быть в курсе событий, владеть информацией, которая сегодня стоит немалых денег. Есть ли у вас специальный фонд для подобных нужд?

— Наверное, да. Другой вопрос достаточен ли он? Пока мы информацию получаем.

— На 15 февраля назначено заседание коллегии руководителей силовых структур Украины, таможенных и пограничных органов, облгосадминистрации. Чем продиктована необходимость проведение такого массового мероприятия в Одессе?

— Я думаю, что цель проведения здесь совместного заседания коллегии вызвана необходимостью комплексного подхода к решению ряда проблем. Я не зря говорил о специфике нашей области. Прежде всего, это приграничная область. 1424 километра границы с Молдовой, Приднестровьем, Румынией. Есть проблема транзита оружия, контрабанды наркотиков, нелегальной миграции, контрабанды. Фактор границы оказывает существенное влияние на криминогенную ситуацию в области. Кроме того я уже говорил, что наша область быстрее других развивается в экономическом плане. В городе сегодня шесть генеральных консульств и будут открывать новые. Почему? В области создан соответствующий инвестиционный климат, условия для вложения капиталов, реализации новых проектов. Одесса — это порты, таможенные ворота Украины. Все это делает необходимым разработку и реализацию дополнительных комплексных мер с участием всех силовых структур.

— Ваш прогноз на развитие социально-экономических событий в Одессе на ближайшее время.

— Я не думаю, что будут наблюдаться какие-то особые всплески социальной активности. Возможно, только ближе к выборам Президента 2004 года. Для Одессы вообще не характерны революционные процессы. Здесь люди исторически были более зажиточными, нежели в других городах. Если взять вклады населения в Сбербанке на 1991 год, то из 152 млр. руб., вложенных жителями Украины, 15,5 млр. принадлежали одесситам. Одесса всегда работала и зарабатывала. Такой она осталась и сейчас.

Елена АСТРАХОВИЧ, Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ