— Господин Юрий, кандидатуру Марчука поддерживают бывшие диссиденты Калинцы, Левко Лукьяненко, Зорян Попадюк, а теперь еще и вы. Многих, кто все время подчеркивает, что Марчук был работником госбезопасности, это удивляет.
— Во-первых, я — прагматик и вижу, что сегодня Марчук — это та сила, которая способна прийти к власти, ее удерживать и навести в стране порядок. Во-вторых, альтернативы Марчуку я не вижу, ибо говорить о том, что Кучма, которого поддерживают олигархические кланы, — это будущее Украины, может только тот, кто не уважает себя и свое государство. В-третьих, хочу подчеркнуть, я — не диссидент. Диссиденты — это люди, боровшиеся за восстановление фасада государства, я же отсидел 31 год в тюрьмах за национализм. То есть слово «диссидент» сегодня охватывает разноплановые личности. Но теперь, когда нас не объединяет колючая проволока лагерей, политзаключенные разошлись различными путями. Кое-кто из них пошел на сотрудничество с властью, другие так и остались непримиримыми.
— Как вы считаете, на какой электорат может рассчитывать Евгений Марчук?
— Прежде всего, как председатель парламентского комитета, он видит беды и трудности рабочих, ищет пути выхода из тупиковых ситуаций, поэтому поддержка этих слоев ему обеспечена. Должны поддержать его кандидатуру и те украинские предприниматели, кто сейчас работает в «тени» не из-за своей криминальности, а в связи со страшным налоговым бременем. Но наибольший процент голосов Марчук получит среди интеллигентов. Наиболее дальновидные из них предвидят, что дальнейшая политика нынешнего гаранта Конституции завтра приведет к власти Симоненко или Ткаченко. Они осознают, что должна пройти очистительная буря, которая при минимальных жертвах приведет к обновлению страны.
— Ваши прогнозы относительно того, кто пройдет во второй тур выборов?
— Леонид Кучма имеет все шансы пройти во второй тур только благодаря фальсификациям. Если же их отбросить, то у Кучмы шансов нет. Еще вчера я бы сказал, что реальные шансы есть у Мороза, ныне же из-за раздробленности левого крыла я вижу, что Мороз все больше становится непроходным. Наиболее страшным для Украины, несомненно, есть участие во втором туре выборов Ткаченко — при этом варианте ему сможет противостоять только Евгений Марчук.
— Есть ли вещи, которые вас на этих выборах удивляют?
— Я слишком много пережил, чтобы меня уже что-то могло удивить. Смешит меня выдвижение кандидатом в президенты такой фигуры, как Иван Билас. Все понимают, что его выдвинули только для того, чтобы забрать голоса у Евгения Кирилловича. Но Билас забыл об одной вещи — без помощи Банковой он не сможет собрать один миллион подписей. Если же меня кто- то упрекнет в том, что я клевещу на благородные организации, поддержавшие кандидатуру Биласа, то хочу сообщить, что на Главной Булаве (руководящий орган) Братства воинов УПА была поддержана не кандидатура Биласа, а кандидатура Леонида Кучмы. Что теперь скажут уважаемые оппоненты?!
— Не боитесь, что, став на сторону Марчука, вы вызовете к себя ненависть властных структур?
— В этом государстве я всегда был персоной нон-грата — и при коммунистах, и при Чорновиле, и тем более при нынешних олигархах и их представителях в области. Но я спокоен: демократия в недемократическом обществе невозможна. А лично я желал бы иметь диктатуру во имя украинской государственности, нежели деспотизм во имя демократии.