Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«За границей пешеходной доступности к школам — 245 тысяч детей»

1 сентября, 2001 - 00:00

— Сегодня под влиянием объективных изменений в общественной жизни и в производственной деятельности в различных странах мира происходят существенные изменения и в сфере образования. В информационное общество нельзя идти с образованием индустриального общества, нужно реформирование. Я рад, что за прошлый год педагоги показали очень быструю адаптацию к новому, тем более, что были поставлены в несколько неожидаемые условия. Активно и эффективно ввели и семестровость, и 12-бальное оценивание, вариативность государственных экзаменов и другое. Хотел бы отметить, что система образования — это такая отрасль, где коренным образом реформировать или модернизировать просветительскую деятельность можно только при условии, что к этому будет готов учитель, ибо именно ему — менять учебный процесс. Во-первых, министерство просвещения и науки считает нужным широко разъяснять учительству, в чем, на наш взгляд, состоят те модернизационные изменения, которые необходимо осуществить под влиянием и развитием образования в мире, а также под влиянием непосредственных потребностей украинского государства. Во-вторых, мы должны помочь учителю подготовиться к осуществлению этих изменений, к работе в новых условиях. В-третьих, следует максимально раскрепостить учителя, снять с него оковы, тянущиеся из прошлого и которые еще по привычке временами используют органы управления на местах.

— Как именно вы планируете готовить учителя к будущим шагам реформирования?

— Что собираемся делать? Одна из актуальных проблем модернизации образования — это необходимость компьютеризации. Мы не сможем решить эту проблему, не сможем эффективно использовать компьютеры, если к этому не будет готов учитель. Много учителей никогда в жизни еще не видели реального компьютера, особенно в селе. Мы направили во все областные институты последипломного педагогического образования новую компьютерную технику, чтобы каждый учитель, который проходит повышение квалификации в этом институте (они есть в каждой области, а также есть и центральный институт), получил навыки работы с компьютером и смог активно и эффективно использовать современную технику в учебном процессе.

— Вы рассказали об элементе методической подготовки учителя, а что касается материального и морального поощрения преподавателей средней школы?

— Необходимо больше поощрять учителей морально и материально. В этом году, как никогда в предыдущие годы, удалось повысить заработную плату педагогам, за что мы очень благодарны Президенту Украины и правительству. Повышение зарплаты педагогам в этом году составило больше 50 процентов. С 1 января в этом году мы платим в 50-процентном режиме доплаты за педагогический стаж, а также оздоровительные и премиальные. С 1 марта, как и все бюджетные сферы, педагоги получили повышение окладов на 25%. С первого сентября по поручению Леонида Кучмы правительство Анатолия Кинаха приняло решение о повышении заработной платы еще на 15% от окладов. Таким образом в целом за год повышение составляет свыше 50%. С нового года, согласно бюджетному посланию Президента Украины, планируется очередной рост оплаты труда педагогов. Должен честно сказать, что сегодня заработная плата далеко не отвечает значению той функции, которую выполняют педагоги в обществе, их физическим и интеллектуальным затратам.

Моральное поощрение в значительной мере зависит от того, как общественное мнение ценит образовательную деятельность. Я глубоко убежден, что приоритетность образования будет возрастать, ибо это объективно обусловленный процесс — в ХХI веке глобализации, информационных технологий, человек, не уделяющий внимания развитию личности, окажется на обочине человеческого прогресса. Все больше мы видим примеров, когда лучшего учителя уважают на различных уровнях власти, начиная с Президента, который лично принимает победителей учительских конкурсов. Накануне 10 й годовщины независимости Украины учительница начальных классов Тамара Прошкуратова с Черкассчины получила звание Героя Украины. Среди учителей она первая, кто получил такое высокое звание.

Моральный авторитет учителя зависит не только от общества, но и от самого учителя. Во времена развитых информационных технологий учитель перестает быть для ученика монополистом знаний. Это обуславливает необходимость для учителя несколько по другому строить учебный процесс, чтобы быть авторитетом для ученика. Авторитета учителю прибавит и его отказ от остатков авторитарной педагогики и переход к педагогике сотрудничества с учениками, педагогики толерантности. Такой переход позволит нам формировать самодостаточную личность. Когда у нас будет больше самодостаточных личностей, то наше общество станет более демократичным, и более эффективной станет рыночная экономика.

— Расскажите, пожалуйста, об особенностях именно этого учебного года и о нововведениях, которые запланированы на ближайшее время?

— Впервые, по поручению премьер-министра Анатолия Кинаха, с целью изучения состояния готовности школ к новому учебному году в каждой области побывали руководители различных министерств и ведомств, а не только образовательных, как было раньше. Например, в Киевской области побывал вице- премьер-министр Василий Роговой, в Николаевской области — министр промышленности, в Сумской — государственный секретарь Минэкономики, в Крыму — госсекретарь Минфина. Новый учебный год — год перехода на 12-годичное образование. Сегодняшние первоклассники впоследствии станут первыми выпускниками 12-годичной школы. Утверждена концепция начальной школы, которая будет 4-годичной. В этом году вводится для начальной школы новый предмет — «Я и Украина». Почему не «Моя Украина»? Курс «Моя Украина» позволял бы только знакомить ребенка с различными сторонами жизни страны, элементами географии, общественной жизни и другим, но не содействовал бы сочетанию и пониманию причастности маленького гражданина к своему государству, к украинскому обществу. В курсе «Я и Украина» будет даваться представление о нашем государстве и об окружающем мире вообще, а с другой стороны будет формироваться представление о личности, о соотношении личности и общества — о взаимной ответственности, о взаимном уважении. Этим курсом мы хотим еще раз подчеркнуть нашу попытку поставить в центр внимания образования личность.

Вводится новый курс «Основы физического здоровья и физической культуры» также и для начальной школы. Недостаточно, чтобы ребенок только разгружался на уроках физкультуры и изучал какие-то упражнения. Ребенку следует дать представление о том, как ему вести себя по отношению к своему организму — с точки зрения питания, двигательной активности, способа жизни. Мы хотим, чтобы ребенок сознательно и заботливо относился к своему здоровью. Со следующего года, начиная со второго класса, во всех школах дети будут изучать иностранный язык. В начальной школе в этом году вводится 12-бальная система оценки знаний, за исключением первых классов, где вообще оценок ставить не будут.

В этом году несколько модернизируется система предметов в средней школе, в частности, в старших классах вводятся основы экономики, ибо рыночные условия требуют конкурентоспособной личности. Этот год, надеюсь, будет годом активной компьютеризации. В бюджете увеличиваются средства на компьютеризацию школ, в этом году поставим более 400 компьютерных классов в сельские школы, и это лиш из центрального бюджета. В будущем календарном году собираемся внедрять программу «Школьный автобус». У нас в стране за границей пешеходной доступности к школам находится 245 тысяч учеников, и большинство из них никто не подвозит к школе. В Министерстве образования изучили эту проблему и на сегодня мы имеем сведения о потребностях в школьных автобусах даже по каждому отдельному району. Решать проблему будем на общегосударственном уровне, это дало бы толчок и строительсву автобусов в стране, ибо мы ориентируемся только на отечественного производителя. Министерство промышленной политики готово обеспечить приспособление автобусов для перевозки детей. Это дало бы толчок и для разрешения этого вопроса в регионах. Черниговская область в этом году уже выделила из бюджета 1,6 млн. грн. для приобретения школьных автобусов.

— Какие события глобального значения ожидаются в этом учебного году?

— В этом учебном году будет проходить второй всеукраинский съезд педагогов, где доктринально будут определены основные направления стратегического развития образования, а также будет принят документ — программа конкретных действий до 2004 года.

Накануне нового учебного года корреспондент «Дня» встретилась с министром образования и науки Украины Василием Кременем, который изложил официальную точку зрения на дальнейшие шаги реформирования образования в нашей стране и роль учителя в этом процессе.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ