Пьяцца Мадонна деи Монти («Мадонна на горе») — небольшая площадь с фонтаном (на фото) в центре Рима. Уже более 350 лет здесь существует украинская духовная ячейка — церковь Жировицкой Богоматери и святых мучеников Сергея и Вакха, а также пятиэтажная гостиница. В 1639 году, вскоре после подписания Унии, эта недвижимость была подарена украинским греко- католикам Папой Римским Урбаном VIII. Здесь часто бывали выдающиеся церковные и политические деятели, в частности митрополиты Андрей Шептицкий и Йосип Слепой, Михаил Грушевский.
Еще несколько лет назад площадь Мадонны на горе была тихой и малолюдной, и немногие знали или замечали, что она как-то связана с Украиной. В последнее время это место чрезвычайно оживилось. По воскресеньям и по праздникам маленькую церковь заполняют прихожане-украинцы, а возле фонтана каждый день с утра до позднего вечера раздается украинский язык. Земляки, преимущественно женщины, сидят здесь часами — отдыхают, что-то кушают, а главное — общаются, обмениваются телефонами, адресами, впечатлениями. Время от времени к женщинам подходят «деловые» на вид итальянцы, начинаются какие-то переговоры. Иногда из соседнего католического монастыря выбегает монахиня с большим подносом и раздает женщинам порции риса с овощами и большие сдобные булки. Бесплатно, как попрошайкам. Дело в том, что на площади Мадонны стихийно образовалась «биржа труда» наших «нелегалов» — украинцев, которые приехали в Рим на заработки, не имея никаких на это прав — ни на пребывание, ни на работу, ни на какую-то социальную защиту. Словом, ни на что, даже на медицинскую помощь.
Кто эти люди? Какая нужда погнала их в это «прекрасное далеко»? Какая работа перепадает им в стране, которая не может справиться со своей собственной безработицей? Большинство нелегалов, по-видимому более 95%, — женщины из Западной Украины. Молодые и не очень, незамужние девушки, а также матери маленьких детей, оставленных дома. Я имела случай общаться со многими из них, сидя около фонтана «на Мадонне» и слушая откровенные горькие рассказы.
К моему большому удивлению, оказалось, что на заработки за рубеж не всегда едут те, которые принадлежат к наиболее бедным социальным слоям нашей страны. Вполне естественно — малоимущие люди не имеют возможности собрать или одолжить тысячи долларов, необходимых для оплаты визы, проезда, услуг нелегальной биржи труда, а также для того, чтобы прожить в Риме неопределенный период времени в поисках работы. Большинство женщин, с которыми я познакомилась, едут заработать деньги «на что-то» — на квартиру, мебель, на торговый киоск, на «институт для детей». Слышала я и о такой цели, как «приведение в порядок окон» или полное обновление туалета. Почему, собственно, и нет? Только какой ценой? Ибо немало женщин оставили дома на 1—2 года маленьких детей — кто и как их там воспитывает? Или еще такая ситуация: молодая, очень привлекательная женщина (бывший врач) моет посуду в ночном ресторане. Что у нее за муж, если он отпустил ее на такую работу?
Почему зарабатывать деньги за границей едут преимущественно женщины? Потому что в Италии (в других странах также) для нелегалов доступными являются исключительно «женские должности»; чаще всего это домашняя работа или уход за хронически больными или старыми людьми. Мужчинам устроиться почти невозможно, разве что ухаживать за больными. Вот они и сидят дома с малолетними детьми — совсем «размужались», как горько говорят о них женщины возле фонтана на площади Мадонны. Еще один вид труда — мойка посуды в ресторанах, как правило, в ночных. Здесь также скорее возьмут женщину, чем мужчину: чище и быстрее моет, лучше выдерживает ночные нагрузки.
Сколько зарабатывают нелегалы? Для домашней работницы, которая живет и питается за счет хозяев, хорошей оплатой считаются $500 в месяц. Мойкой посуды в ночных ресторанах зарабатывают по $50 за ночь, но, конечно, не каждую ночь. Если обстоятельства складываются благоприятно, женщина-нелегал живет в Риме 1,5—2 года, а потом возвращается домой осуществлять свои планы.
Пребывание и работа в Риме для большинства нелегалов —ненавистная каторга. Я не встретила там ни одной женщины, даже очень молодой, для которой жизнь в Вечном Городе была бы приключением, возможностью увидеть что-то новое, коснуться великой культуры (в Риме для этого даже не нужно ходить по музеям). Хотя мои собеседницы чаще всего были с высшим образованием, с дипломами, которыми все они даже слишком гордились: «Я — учительница, врач, инженер и тому подобное — должна подставлять горшки этим мерзким маразматикам, этим эксплуататорам! Я, у которой недавно были десятки подчиненных, мою посуду!» Подобные разговоры мне приходилось слушать довольно часто. Честно говоря, меня удивляло это презрение к физическому труду (кстати, абсолютно добровольному), этот псевдоинтеллигентский снобизм. А особенно — «классовая» ненависть к хозяевам, ненависть, распространяющаяся на все итальянское — людей, порядки, искусство. И там, где можно было бы чему-то научиться, только портятся нервы. Это «интеллигентское» презрение к физическому труду является, очевидно, советским наследием. Так же, как и фетишизация дипломов, за которыми часто не стоят ни знания, ни соответствующая ментальность. Ибо истинный интеллигент остается таковым независимо от того, чем он занимается и какой у него диплом. В общем, часто казалось, что эти женщины с дипломами и в самом деле имеют менталитет домашних работниц.
В любой момент кто-либо из наших нелегалов может попасть в драматическое положение — работы не находится, деньги кончаются, нечем платить за ночлег, не за что питаться. В таких обстоятельствах человека спасает благотворительная столовая Католической церкви, где кормят нуждающихся. Неплохо кормят. Но послушали бы вы рассказы женщин об унижении сидеть за столом рядом «с этими неграми, азиатами, цыганами» — страдания «высшей расы»! Да что там «азиаты»! Жаловалась одна женщина из Украинки (под Киевом), плакала — «коллеги» из Западной Украины не хотят с ней общаться, отказываются что-то посоветовать или хотя бы доброе слово сказать. Сидит она возле фонтана, как сиротка — потому что с востока, не греко-католичка и разговаривает не так. Я рассказала эту историю отцу Ивану Музычке, пастырю церкви на площади Мадонны. Он обещал посвятить ситуации целую проповедь: «В этом вся наша западноукраинская спесь — только себя считаем истинными украинцами!»
Поразили меня также некоторые другие общественные, так сказать, черты римской украинской общины. Например, коммерциализация отношений между людьми, которые вместе терпят лишения на чужбине. Предметом торговли стали здесь, к примеру, адреса работодателей. Работающая женщина, уже немного освоившаяся в Риме, иногда имеет возможность узнать о спросе наемных работниц у знакомых итальянцев. Тогда она идет на площадь Мадонны и продает там адрес новоприбывшей землячке. Когда-то это стоило $50, сегодня уже $200. А возвращаясь домой, женщины обычно также запасаются адресами — чтобы продать их дома новичкам. Рыночным товаром стали также адреса тех ужасных, но дешевых ($5 за ночь) ночлежек, где можно ночевать в долгие периоды поисков места.
Незаконные иммигранты, как правило, свирепо ненавидят итальянское правительство за то, что оно пытается ставить преграды на пути потока «заробітчан», затапливающего страну. Со стороны может показаться, что это правительство пригласило их туда, а потом обмануло. Некоторые наши женщины готовы на что угодно, лишь бы только получить законный статус, хотя бы временное право на проживание. Отец Иван Музычка, хорошо знакомый с римской жизнью своих прихожан, с отвращением рассказывал о попытках некоторых молодых женщин и девушек женить на себе какого-то дебильного старика-итальянца и благодаря этому осесть здесь навсегда. Существует еще одна, более общедоступная стратегия — родить в Италии ребенка, который автоматически регистрируется как гражданин Италии. А его мать получает право на постоянное жительство. Чаще всего женщина с младенцем на руках вскоре оказывается на улице в отчаянной ситуации — без жилья, без денег, без возможности заработать.
Общину итальянских нелегалов отчасти курирует римское греко-католическое духовенство и монахини. В критических ситуациях церковь, монастыри остаются для женщин единственным местом, где можно получить совет и духовную поддержку. Голодного здесь накормят, а для совсем беспомощного найдут способ уехать из Италии. Хотя духовные лица, постоянно живущие в Риме, весьма не одобряют все эти «хождения» украинцев в дальние страны за долларами. Осуждает этот «промысел» также о. Иван Музычка, что, однако, не мешает ему добросовестно опекать своих римских прихожан. Среди которых, кстати, встречаются украинские и даже русские православные. Отец Иван регулярно ездит также в Неаполь, где есть еще один приход украинских нелегалов. Когда я была в Риме, он как раз готовил экскурсию в Рим для своих «неаполитанцев». Женщины должны были приехать на целый день, посетить несколько храмов и святых мест Вечного Города, вместе пообедать на живописной опушке парка, которую о. Иван выбрал заранее.
Также в Риме о. Иван пытается как-то объединить общину, улучшить людям жизнь в моральном и материальном плане. Предлагает им просветительские экскурсии, устраивает общие мероприятия по случаю национальных украинских праздников — хочет, чтобы люди помолились, пообщались друг с другом, попели, попили вместе кофе или чаю. Все это, однако, воспринимается большинством неохотно, а в церковь приходит лишь незначительная часть тех, кто обращается за той или иной помощью.
Одной из активных нелегалок — сестер милосердия является также сестра Клавдия, выполняющая весьма важные обязанности в Украинском католическом университете (УКУ): на ней лежит все хозяйство и жизнеобеспечение большого заведения. Как-то стихийно сложилось так, что сестра Клавдия добровольно взяла на свои плечи еще и бремя ухода и ответственности за тех украинских женщин, которые попадают в какие-то сложные обстоятельства или заболевают. Ведь они не имеют здесь страхового обеспечения, не имеют денег на оплату медицинских услуг. А с каждой может случиться все что угодно, особенно учитывая стрессовые, экстремальные ситуации, — гипертония, кризисы, кровотечения, травмы, в конечном счете — нервные срывы. Иногда доходит до необходимости срочных операций или вмешательства психиатра. Так было в случае с одной молодой женщиной, которая не могла найти работу в Риме и не хотела возвращаться домой без денег. С ней произошло что-то вроде психического срыва — женщина бегала по территории УКУ вне себя, рвала на себе одежду, угрожала самоубийством. Подобные случаи не столь уж редки. «В соседних больницах, — рассказывает сестра Клавдия, — я давно известна как «нищенка» — постоянно привожу украинок, которым необходима срочная помощь и у которых нет ни одной копейки. А знаете, сколько здесь стоит визит к врачу? Сколько приходит к нам голодных, бездомных, душевно опустошенных женщин, которые нуждаются в тарелке супа и еще больше — в возможности выплакать кому-то свою беду, горечь обид и унижений». Популярность сестры Клавдии как «скорой медицинской помощи» столь велика, что ее телефон приобрел «рыночную стоимость»: номер его женщины продают друг другу за доллары как здесь в Риме, так и дома.
Сочувствует сестра Клавдия землякам-иммигрантам, возможно, потому, что ее отец был эмигрантом. В 1926 году, задолго до рождения Клавдии, он, многодетный вдовец, выехал в Аргентину. Земли там давали тогда сколько хочешь, сколько можешь — в диком лесу, без поселений, без человеческого жилья, без дорог. Ближайшие соседи — на расстоянии 10 км. Не то что техники — даже лошадей, скота не было. Люди сколачивали какую-то хижину и начинали рубить, корчевать лес, равнять, возделывать, культивировать землю, прокладывать тропинки, дороги. В ее семье тяжко работали все, даже маленькие дети. И все выжили, землю окультурили, сами вышли в люди, поставили на ноги детей, дали им образование. «Диву даюсь я женщинам с Украины, — говорит сестра Клавдия, — какие амбиции! Какое желание сделать как можно меньше, а получить сразу много. Нам такого и в голову не приходило — только труд, труд, труд! А они, нынешние, все вспоминают о своих дипломах. Все жалуются — там работы много, там хозяйка слишком старая, там слишком больная. Но ведь их на работу берут именно для того, чтобы они ухаживали за больными и старыми. Думаю, что такое отношение к труду воспитано во времена советов — именно тогда была утрачена привычка упорно, целеустремленно работать, с дипломами или без дипломов».
Нашествие иммигрантов — большая и сложная проблема для правительства Италии. Их становится все больше, и все более энергично они требуют «законных прав». Почти каждый день на улицах Рима можно видеть многолюдные демонстрации протеста эмигрантов из той или иной страны с категорическими требованиями легализации. Для правительства же Украины, как видно, нелегалы до сих пор не стали действительной проблемой. Даже количество временных эмигрантов из Украины является сегодня большим неизвестным. В частности, что касается Италии — одни говорят, что там сейчас находится 5 тысяч украинцев, другие, тоже компетентные, называют... 500 тысяч.
Позицию украинского правительства относительно незаконного выезда за границу наших женщин любезно согласился прокомментировать заместитель директора Госдепартамента по делам национальностей и миграций Виктор Победоносцев. По его мнению, это действительно сложная проблема, которой постоянно должны заниматься должностные лица нескольких министерств, в частности МИД и Министерство труда и социальной политики. О сложности и важности ситуации свидетельствует тот факт, что весной этого года Президент дал поручение КМ Украины проанализировать состояние дел и внедрить систему социальной защиты граждан, уезжающих на работу за пределы своей страны.
Главной мерой здесь должна стать система двухсторонних правительственных соглашений о взаимном трудоустройстве и социальной защите между Украиной и всеми странами выезда. Такие соглашения определяют также квоты — количество разрешенных временных иммигрантов в странах договорных сторон. Насколько можно было понять (дата поручения Президента — 18 апреля 2000 года), работа только начинается. На сегодня Министерством труда и социальной политики подписано 10 соглашений — с Аргентиной, Польшей, Чехией, Словакией и др. Подготовлены проекты соглашений с Венгрией, Болгарией, а также с Италией. Самым сложным является урегулирование квоты на въезд, ведь большинство западных стран имеет высокий процент безработицы, так что они мало заинтересованы в предоставлении рабочих мест иностранцам.
Разумеется, что всеохватывающая система соглашений — идеальное будущее. Сегодня же за судьбу своих граждан-«нелегалов» государство фактически не несет никакой ответственности. Интересно отметить, что местные должностные лица на Западной Украине расценивают эмиграцию женщин как нормальный и законный выход из ситуации (недавно этот сюжет транслировался по украинскому радио). Вместо того, чтобы реализовать местные возможности, создавать рабочие места.
Святой отец доктор Порфирий Подручный (Главная управа чина св. Василия Великого, УГКЦ, Рим) сказал по поводу незаконных иммигрантов-украинцев: «Страдает репутация нашего государства. Женщины часто живут здесь в жутких условиях — питаются в бесплатных столовых, ночуют в ночлежках для попрошаек. Нужно что-то делать. В первую очередь, СМИ Украины обязаны информировать общество, рассказывать о цене таких заграничных заработков, привлекать внимание правительства».