Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За месяц до времени «Ч»

5 апреля, 2005 - 20:21

Для оценки работы новой власти наиболее логичным представляется взять за точку отсчета ее деятельности день избрания правительства. С этого момента, то есть с 4 февраля, прошло 62 дня. В то же время считается, что наиболее значимыми для любой новой команды являются первые 100 дней ее работы. По истечении этого срока, то есть уже через месяц, можно судить об эффективности предпринятых Президентом и правительством шагов, без оговорок давать оценки и даже надеяться на первые видимые результаты. Однако сверяться в этот период с мнением общества, и особенно его компетентных представителей, на наш взгляд, будет совсем не лишним. «День» представляет результаты социологического опроса, а также мнения представителей разных сфер деятельности, собранные нашими корреспондентами в регионах, по поводу наиболее удачных и неудачных шагов новой власти.

Андрей СЕНЧЕНКО , депутат Верховной Рады Крыма, лидер движения «Прозрачная власть», Симферополь:

— К удачным шагам власти следует отнести принятие поправок в бюджет: хотя там есть и не бесспорные позиции, однако больше плюсов, чем минусов. Власть не растеряла кредит доверия народа, и это пока главное. Но к минусам следует отнести попытки новой волны чиновников, которые, глядя на позицию центра по реприватизации крупных, общегосударственного значения предприятий, на самом деле приватизированных с грубыми нарушениями закона, пытаются распространить эту тенденцию на все без исключения предприятия и всех предпринимателей. Следуя в фарватере этой политики центра, чиновники на местах, прикрываясь новой властью, развернули настоящий рэкет по отношению к предпринимателям и владельцам всех, даже самых маленьких предприятий. Совсем неожиданно вопрос государственного рэкета снова встал на повестку дня. Это очень сильно ухудшает не только имидж новой власти, но и инвестиционный климат в нашей стране.

Неудачами я бы назвал и примерно 30 процентов кадровых назначений как в центральных ведомствах, так и в регионах. Можно прогнозировать, что примерно столько же предстоит заменить в ближайшее время из- за неспособности новых людей освоить объем предстоящей работы. То есть на самом деле сомнительных назначений больше, но мне кажется, что именно треть из них безнадежны. Хотя есть и самородки, которые смогут «выжить» и справиться с задачей...

Борис НАГОРОДНИЙ , доктор социологических наук, декан факультета журналистики и социологии Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля:

— Много лет назад от индийских аспирантов услышал непривычную для европейцев фразу: «Самая большая победа — когда не побеждает никто». Столько времени прошло после выборов, а многочисленные примеры подтверждают старое выражение: «У победы много родственников, и только поражение — всегда сирота».

Очень бы хотелось, чтобы Президент сосредоточил усилия на координации совместных действий, поднялся над понятными по-человечески обидами на целые регионы, которые голосовали «не за него», реализовал бы специальные планы, заложенные в новом бюджете, подтвердил бы, может, самую главную надежду — надежду на обновление власти, на обновление всего общества. Очень хотелось бы надеяться, что в соответствующих президентских структурах обратили внимание на серьезные аналитические материалы известного социолога Евгения Головахи, опубликованные в статьях «Лекарство от эйфории. Непраздничные заметки на полях уходящего года» («День», 30 декабря 2004 года) и «Новая украинская мифология» («День», 22 марта 2005 года). Именно такой аргументированной, я бы сказал, государственной критики очень не хватает сейчас новой власти. Огорчают многочисленные случаи политической мести, откровенного политического поддакивания.

Боюсь, что властные структуры разных уровней до сих пор по-старому рассматривают одно из ключевых понятий «ресурсы общества». Как ни банально повторять, но главный ресурс общества — интеллект нации. Поэтому новому правительству нужно продуманно, с налаживанием надежной обратной связи, решать такие вопросы, как реформирование науки. Столь сложные проблемы, как, например, административно-территориальная реформа, реформа местного самоуправления и многие другие, нуждаются в серьезном «экспертном аудите» профессионалов.

Роман ПЯТИГОРЕЦ, председатель Запорожского Комитета избирателей Украины:

— К позитивным шагам новой власти стоит отнести открытие уголовных дел против людей, которые были причастны к фальсификациям выборов; рост популярности и авторитета Украины в мире; укрепление свободы слова и свободы собраний; выполнение обязательств перед пенсионерами, которые брал на себя В. Янукович; уничтожение теневых схем бизнеса; открытость (относительная) власти для прессы; повышение пенсий военным; наведение порядка в тендерах; усиление курса гривны.

Недостатками в работе новой власти являются: бюджет-2005 при всех своих позитивных сторонах является достаточно предвыборным и существенно ударит по многим местным бюджетам (повышение зарплат бюджетникам на фоне уменьшения льгот бюджетонаполняющим предприятиям); большое количество документов, изданных Президентом Украины, имеют гриф «Секретно»; неизвестна судьба расследования дел гибели Кирпы и Кравченко (только наивный может поверить в самоубийства); повышение цен на Укржелдортрансе; выплаты в Пенсионный фонд, к которым обязали частных предпринимателей на едином налоге; рост цен.

Виктор КРАВЧЕНКО , частный предприниматель, Днепропетровск:

— Победа В. Ющенко на президентских выборах, безусловно, произвела в украинском обществе «освежающий эффект». Стали вежливыми и предупредительными чиновники, притихли различные контрольные службы, люди свободней высказывают свое мнение. В целом гнетущая обстановка коррупции и вседозволенности в верхах, запуганности и бессилия в низах, характерная для правления «позднего» Л. Кучмы, постепенно улетучивается. А потому жить стало вроде бы веселей.

Тем не менее, это не означает, что украинцы жить стали лучше. Цены в магазинах и на рынках стремительно растут, и съедобная колбаса, например, уже не бывает дешевле 30—40 гривен. Люди подходят к витринам, качают головой да так и уходят с пустыми руками. Многие говорят, что скачок цен при В. Януковиче не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит сейчас. Хотя бы потому, что тогда сначала подняли зарплаты и удвоили пенсии, а уже потом началась инфляция. Ясно, что правительство Ю. Тимошенко, стремясь всеми средствами наполнить бюджет, нарушило существовавшее равновесие в экономике. Само принятие «социального» бюджета на нынешний год является не столько выполнением предвыборных обещаний, сколько стремлением нового руководства страны задобрить избирателей перед грядущими парламентскими выборами. Одним словом, победители успешно «продолжают дело» своего оппонента — бывшего премьер-министра В. Януковича.

Не лучшим образом на их репутации сказываются и постоянные склоки, начавшиеся буквально с первых дней правления. Дело дошло до того, что В. Ющенко публично призывает соратников жить дружно и уступать друг другу. Тем не менее, дележ полномочий и сфер влияния за спиной у Президента продолжается. Разумеется, виноват в этом и сам В. Ющенко, который теперь является гарантом и арбитром. Вместо того, чтобы навести порядок в собственной стране, он многое пустил на самотек и с первого дня катается по миру. Совсем как «ранний» Л. Кучма.

Михаил НЕМОВ , председатель Хмельницкого городского союза предпринимателей и промышленников:

— Страна несколько неожиданно для себя увидела сильного, волевого, способного на четкие решения, даже жесткого Виктора Ющенко. Не теряет надежды, что ему удастся заставить «друзей-врагов» подать друг другу руки. Потому что в «низах» уже начинают сомневаться: за свои полномочия переживают некоторые наивысшие должностные лица или за народ?

Предприниматели Хмельницкого приветствуют социальную направленность бюджета 2005. Отдают за это должное правительству Юлии Тимошенко. Думают, что существенное увеличение зарплат, пенсий, социальной помощи активизирует отечественного производителя и товарооборот. Хотя прежде чем это произошло, поползли вверх розничные цены, — жизнь очень подорожала. Это не осталось без внимания со стороны правительства. Юлия Владимировна сообщила о мерах, запланированных для снижения цен. Однако они, цены, имеют характерную особенность: быстро растут, медленно падают. Сложность управленческих решений состоит в том, чтобы предвидеть, влиять на ход событий.

Отдельный вопрос — о работе органов местного самоуправления. Земля, коммунальное имущество еще остаются объектами спекуляций. Высшие должностные лица государства до сих пор не выразили свою позицию относительно непрозрачных решений местной власти в этих вопросах, что, как показывают акции в Киеве, Одессе, беспокоит общественность, является пищей для слухов, сплетен, предположений и в провинции. Понятно, что очень велики завалы, которые нужно разгребать новой власти. Однако еще больше ожидания от власти.

Роман ОФИЦИНСКИЙ , кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Украины Ужгородского национального университета:

— Третий президент Украины инаугурировался на высокой волне социальных ожиданий. Нация поверила в его способность наладить некоррумпированную властную машину. Причем сразу, без подготовительных проволочек. Это нелегко. Поэтому первым успехом Виктора Ющенко является публичность и в назначениях на «теплые места», и в несогласиях по важных вопросам.

Вторым отрадным моментом считаю рутинное самоочищение правоохранительных структур. Если они не привлекут к ответственности заказчиков и организаторов фальсификации результатов народного волеизъявления в 2004 году — в Мукачево 18 апреля и второго тура президентских выборов 21 ноября, то логично появится проблема легитимности третьего президента. Если не дойдет до судебных приговоров по «делу Гонгадзе» и многих жертв авторитаризма, то зачем сотрясать мир оранжевой революцией? Отсюда вытекает третий позитивный аспект: проведение люстрации «не словом, а делом». Проходит ее первая волна, надеюсь, не заставят себя долго ждать вторая и третья.

Упомянутое — всего лишь внутриполитические тенденции. Не менее привлекательны щедрые международные авансы. Безусловно, это не гибкие рузвельтовские «сто дней», потому что обстоятельства несопоставимы. Трансляция зрелищ закончена, и Украина не ждет дармового хлеба, а для всех честного вознаграждения за труд. Итак, не терпится дождаться социально-экономических взлетов правительства...

Отец АЛЕКСАНДР , глава одесского городского благотворительного фонда «Светлый дом»:

— На мой взгляд, было бы слишком наивно ожидать от новой власти ощутимых успехов всего за 60 дней. Слишком короткий срок — с одной стороны и слишком тяжелое наследие — с другой. Вылезать из мафиозно-криминализированного состояния, в котором долгое время находилась Украина, — задача архитрудная. Но безусловным позитивом является то, что новой команде Президента удалось переориентировать бюджет в сторону социальной сферы. Тем самым эта команда подтвердила, что главное для нее — интересы конкретного человека. Второй положительный момент — удачная внешняя политика. На мой взгляд, Ющенко и его команда в полной мере сумели использовать и закрепить кредит доверия и заинтересованности Запада, полученные Украиной за период революции. И наконец, третий несомненный позитив состоит в том, что власть не побоялась оказаться непопулярной в глазах своих же сторонников и продолжала осуществлять все свои действия законным порядком.

Но, в этом положительном моменте скрывается и отрицательная сторона. Интеллигентность новой власти, ее приверженность к законодательству привели к тому, что на местах административно-чиновничий состав, в том числе и ярых контрреволюционеров, остался на своих местах. Такая позиция может, и уже приводит, к саботажу в регионах. В сельском хозяйстве, думаю, это четко выявится при посевной. Кроме того, я лично ожидал от Президента Ющенко и его команды более смелых шагов по восстановлению украинской культуры и украинизации. На мой взгляд, приоритет социальных вопросов экономики обязан быть сопряжен с духовно- культурной реанимацией. Иначе говорить о возрождении страны и нации просто бессмысленно. Здесь нужна четкая и, может, даже жесткая позиция. На отшметках чужой культуры мы далеко не уедем.

Сергей ГАРМАШ , журналист, руководитель интернет-издания «Остров»:

— Накал выборов обусловил завышенные ожидания от команды Ющенко. Поэтому, возможно, 60 дней — не тот срок, который может быть основанием для оценки новой власти, тем более, что это не просто замена одной властной команды на другую, а смена политического режима. Но объективно разочарование в обществе уже заметно. По крайней мере в Донбассе. Мы судим о власти не по телевизору, а по тому, что происходит в конкретном городе или селе, где живем. Шахтеры сегодня уже перестали получать зарплату вовремя и в полном объеме, продукты уже подорожали, проезд в транспорте — тоже, бензин стремительно дорожает буквально на глазах. То есть удачные шаги власти, даже если они есть, пока еще не дали эффекта и остаются незаметными. А вот неудачные резко бросаются в глаза. Это и то, что я уже перечислил, и кадровая политика на местах, где ничего не меняется, и огульная отмена льгот в СЭЗах, которая ударит по рабочим предприятий, работающих в этом режиме, и, например, такая локальная, но болезненная для Донецка проблема, как остановка финансирования строительства метро. Я уверен, что подобные проблемы есть в каждом регионе. Поэтому сейчас трудно говорить и оценивать конкретные шаги, ибо они еще не имеют своего логического завершения. Ощущения же пока можно охарактеризовать как обманутые ожидания.

Елена АСТРАХОВА , директор консалтинговой фирмы «Студио- Инвест», Житомир:

— Оптимизма добавляет попытка новой власти решительно изменить ситуацию в обществе. К ее удачным и сильным действиям, особенно правительства и его главы, можно отнести процесс принятия изменений в бюджет страны на 2005 год: Верховную Раду так удалось сагитировать, что при голосовании была получена весомая (по числу проголосовавших «за») поддержка народных депутатов. Однако похоже, что проголосованные тогда же изменения к ряду законов многие депутаты не успели прочитать. Ввод этих изменений с момента опубликования означает, что фактически это сделано в пожарном порядке. А лучше было бы перенести их на начало следующего года. Некоторые изменения уже сейчас усложнили привлечение иностранных инвестиций, например, в той части корректив к Закону «О налоге на добавленную стоимость», которые отменяют право на освобождение от уплаты НДС материальных ресурсов, которые направляются в уставной фонд. Бизнесменам, которые составили свои финансовые планы в декабре прошлого года, приходится менять их, и это отпугивает инвесторов. Есть и другие изменения, которые усложняют жизнь предпринимателям в сфере аудиторских, юридических, бухгалтерских услуг. К сожалению, еще много деловых вопросов приходится решать в координатах, заданных предыдущей властью. И до сих пор работники налоговой администрации приходят на предприятия и говорят, что получили задание взять с них определенную сумму в бюджет.

Игорь ЛИСОВЕНКО , предприниматель, Сумы:

— Пока что в работе нынешней власти лично я вижу больше «минусов», чем «плюсов». К удачным шагам можно было бы отнести принятие видоизмененного бюджета на нынешний год, однако сейчас еще не известно, «потянет» ли его наша экономика.

А вот что сейчас разочаровывает, так это кадровые назначения, особенно на региональном уровне. Вызывает очень большое сомнение способность квалифицированно руководить районом вчерашнего школьного учителя или врача, а между тем именно эти модели, во всяком случае на Сумщине, можно увидеть сегодня во главе райгосадминистраций.

Также непонятно, почему Виктор Ющенко медлит с изданием обещанных в ходе предвыборной кампании своих пяти указов. Не видно что-то и работы по созданию гарантированных им дополнительных рабочих мест. Зато мы являемся свидетелями массовых увольнений людей с занимаемых ими должностей, и это никаким образом не является стабилизирующим общественным фактором.

Есть сейчас и проблема, связанная с ростом цен на продукты питания. Если они такими темпами будут подниматься и далее, от повышения зарплат и пенсий никакого эффекта не будет.

Настораживает, что новая власть пытается взять под свой контроль средства массовой информации. Во всяком случае, ее призыв к журналистам не заниматься по отношению к ней киллерством, иначе как попытку «заткнуть рот» СМИ расценивать нельзя.

Петр ВОЛЬВАЧ , академик Украинской экологической академии наук, доктор философии в области биологии, Симферополь:

— Удачным шагом президента, во-первых, следует признать назначение премьер- министром Украины Юлии Тимошенко, которая своей энергией реформ вдохновляет всех политиков на упорный труд во имя государства. Во-вторых, следует признать также заслуги новой власти в области активной международной политики и обеспечения международного имиджа Украины как государства, нацеленного на прогресс и мировые ценности. Удачной следует признать и позицию новой власти Украины по Ираку и обеспечение вывода войск, что, бесспорно, даст Украине возможность сделать более универсальным и комбинированным сотрудничество в иракском направлении. Очень хорошо, что этот прогресс на внутреннем уровне подкреплен разработкой и принятием социально направленного бюджета, что должно обеспечить улучшение жизни народа.

С другой стороны, очень заметны ошибки и проволочки, общая нерешительность новой власти в кадровой политике. Особенно это заметно на примере Крыма. А это приводит к консервации кучмовских подходов и методов работы. Нередки случаи, когда старые кадры прямо вредят новой власти, блокируют качественные изменения в жизни. Все это уже привело к большой беде: наше правительство, как мне кажется, уже утратило контроль над ценами на потребительские товары, а поэтому серьезный скачок цен, который уже начался и неизвестно сколько будет продолжаться, во-первых, «съест» всю социальность бюджета, а во-вторых, вызовет недовольство простых людей, которое сейчас старой властью на местах активно направляется против президента и нового правительства объяснениями о том, что рост цен вызван именно их новой политикой. Люди хотели смены власти для улучшения жизни, а они этого еще не почувствовали. Наоборот. Это намного важнее, чем международные поездки и международные контакты. Потому что, если вспомним, бюрократия на местах именно искусственным ростом цен боролась как против реформ Никиты Хрущева, так и против реформ Михаила Горбачева. Именно это происходит и сейчас...

К сожалению, практически нет сдвигов в информационном пространстве, программы на телевидении и СМИ фактически те же самые, журналистам в общем недостает благожелательного анализа и деятельности на укрепление украинской государственности и законности. Старое руководство в информационной сфере и в центре, и на местах приводит к тому, что многие программы, выступления, передачи, материалы имеют в общем антиукраинскую антигосударственную направленность. Украинизации информационной сферы в общем нет. Особенно это заметно в Крыму. Именно информационная сфера является тем полем, где очень нужны и новое законодательство, и новый подход к подготовке кадров, и новая структура. Странно, но до сих пор не обнаружены и не наказаны согласно закону все те люди, которые активно организовывали фальсификацию выборов.

Вопреки надеждам украинцев, особенно в Крыму, новая власть еще не взялась за разработку четкой политики в национальном вопросе, по-прежнему не выработана концепция межнациональных и межрелигиозных отношений в стране. К сожалению, еще ни слова не сказала новая власть об историко- культурных святынях Крыма, в частности. Например, сколько мы ни писали новой власти о необходимости сохранения и восстановления исторического наследия Левка Симиренко, к сожалению, не получили никакого ответа.

Таисия ОЛИЙНЫК , педагог, Винница:

— Прошло слишком мало времени, чтобы говорить о позитивах и недостатках в работе новой власти. Конкретные результаты завершенной работы, а не процесса, будут видны не раньше чем через три года. Хотя общая тактика новой власти мне симпатична. Предыдущие руководители государства постоянно скрывали действительное положение дел, а накануне выборов, что было видно из СМИ, культивировали мнение, что у нас все замечательно. Теперь происходит кардинальное изменение не столько власти, сколько самой системы, а результаты работы новой системы, которая еще даже не отлажена до конца, особенно в регионах, на уровнях района, за 60 дней увидеть невозможно.

Новая власть не успела себя проявить, но шаги в направлении изменения в бюджете социальных статей, попытки снизить давление контрольных органов на предпринимателей, попытки реформирования отдельных отраслей — это, конечно, только приветствуется.

Подготовили Вадим РЫЖКОВ, Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, Елена АСТРАХОВИЧ, Анна ХРИПУНКОВА, Мирослава СОКОЛОВА, Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День», Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь, Елена ТКАЧЕНКО, Луганск, Валерий КАЛНЫШ, Запорожье, Андрей РЕБРИК, Ужгород, Сергей ХАНИН, Сумы

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ