Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Задача на вырост...

Верховная Рада обратилась к демократическим государствам мира признать Голодомор 1932—1933 гг. преступлением геноцида украинского народа. Важно и далее доносить правду
7 декабря, 2016 - 18:57
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Возвращение темы украинского Голодомора-геноцида 1932—1933 гг. на повестку дня в международной политике являются крайне важными для Украины. С одной стороны, это реанимирует активную украинскую политику в этом направлении, которую начал президент Украины Виктор Ющенко во время своей каденции, а с другой — исторически подкрепит позиции Украине, которая уже почти три года противостоит российской агрессии и этноциду Кремля на оккупированных украинских территориях (Крыму и части Донбасса).

В среду украинский парламент сделал сильный шаг — 233-ма голосами народных депутатов принял законопроект, которым обратился к демократическим странам мира. «Украина в 1932—1933 годах пережила страшную трагедию — Голодомор, унесший миллионы человеческих жизней. Преступный коммунистический тоталитарный режим путем насильственного изъятия продовольствия, блокады сел и целых районов, запрещения выезда за пределы охваченной голодом Украины, сворачивания сельской торговли, репрессий в отношении несогласных умышленно создал для украинцев такие жизненные условия, которые были рассчитаны на их физическое уничтожение», — говорится в обращении.

Далее парламент подчеркивает работу, которая была сделана ранее. «Верховная Рада Украины Законом Украины «О Голодоморе 1932—1933 годов в Украине» от 28 ноября 2006 года признала Голодомор преступлением геноцида против украинского народа, а Законом Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрещении пропаганды их символики» от 9 апреля 2015 года осудила коммунистический тоталитарный режим как преступный». Прибавим также, что в 2010 году украинский суд признал виновными в Голодоморе-геноциде в Украине семь высших руководителей СССР и УССР — Иосифа Сталина Лазаря Кагановича, Павла Постышева, Вячеслава Молотова, Станислава Косиора, Менделя Хатаевича, Власа Чубаря.

7 ДЕКАБРЯ 2016 Г. АННА ГОПКО ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ В ВЕРХОВНОЙ РАДЕ: «Я ХОТЕЛА БЫ ПОБЛАГОДАРИТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДИАСПОРЫ, КОТОРЫЕ ИНВЕСТИРОВАЛИ $ 20 МЛН, ЧТОБЫ СНЯТЬ ФИЛЬМ «ГІРКІ ЖНИВА», КОТОРЫЙ СКОРО ВЫЙДЕТ НА ЭКРАНЫ. ПО ВСЕМУ МИРУ БУДЕТ ПРОДЕМОНСТРИРОВАН СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ О ГОЛОДОМОРЕ. ЧЕРЕЗ КИНО МЫ ДОЛЖНЫ ПОКАЗЫВАТЬ МИРУ ПРАВДУ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА

Вспоминается в обращении и о нынешней роли России: «Сегодня Украина опять стала жертвой агрессии сталинских последователей из Кремля. Украина противостоит не только агрессии с востока, но и масштабному информационному нашествию, основывающейся на лжи. Агрессор опять выстраивает стену пропаганды, чтобы скрыть свои преступления. И сегодня, как и восемь десятков лет назад, Украина нуждается в слове правды, чтобы мир знал... Верховная Рада Украины обращается к государствам мира признать Голодомор 1932—1933 гг. в Украине преступлением геноцида украинского народа».

Перед голосованием, законопроект с парламентской трибуны представила глава Комитета Верховной Рады по иностранным делам Анна Гопко. Она расставила очень правильные акценты. Говоря о преступлении Голодомора-геноцида 1932—1933 гг., Гопко отметила в первую очередь роль иностранных историков и журналистов, в частности известного исследователя трагедии Джеймса Мейса, автора книги Библиотеки газеты «День» — «Ваші мертві вибрали мене...», который длительное время жил в Украине и работал в «Дне». Также народный депутат отметила огромную роль украинских историков, периодических изданий и средств массовой информации. Особенно, выступая с парламентской трибуны, Гопко подчеркнула значительную роль газеты «День» в изучении проблематики Голодомора 1932—1933 годов в Украине. «Газета «День» посвящает немало публикаций на украинском и английском языках по данной проблематике», — отметила народный депутат.

Упоминание о Джеймсе Мейсе и газете «День» совершенно справедливо. Газета одна из первых, еще задолго до гуманитарной политики в этом направлении Виктора Ющенко, начала основательно и последовательно писать о необходимости осознания украинцами Голодомора-геноцида 1932—1933 гг. и признания этой трагедии в мире. Именно «День» стал основной платформой для известного американского исследователя украинского Голодомора-геноцида Джеймса Мейса, где он имел возможность в течение многих лет публиковать свои материалы об известной трагедии. А в 2008 году по инициативе главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной была основана Премия имени Джеймса Мейса за гражданскую позицию в отрасли публицистики. С того времени лауреатами Премии уже стали девять человек.

«Нашим обращением мы дали возможность дипломатам в разных странах мира обращаться к парламентам и правительствам, чтобы в 2017 году мы активнее занимали позицию в этом вопросе. А в 2018-ом — к 85-й годовщине Голодомора-геноцида, надеюсь, многие парламентов мира, в частности, израильский Кнессет, признают украинский Голодомор 1932—1933 гг. геноцидом», — заявила в своем  выступлении в Раде Анна Гопко. 

Действительно, решение парламента — это действие на вырост. Нужна последующая активная позиция в этом направлении, которая бы имела и другие инструменты донесения правды об украинском Голодоморе-геноциде до стран мира (на сегодняшний день Голодомор 1932—1933 гг. признали геноцидом 24 страны мира). Особенно, когда существует определенная недооценка агрессивных действий России, которая часто копирует методы гитлеровской Германии, против Украины.

«ГОЛОДОМОР-ГЕНОЦИД БЫЛ ОСОЗНАННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ КРЕМЛЯ»

Наталья ДЗЮБЕНКО-МЕЙС, писательница, историк:

— Это событие знаковое и симптоматическое. У меня лично, кроме чувства глубокого одобрения, «Обращение Верховной Рады Украины к демократическим государствам мира относительно признания Голодомора 1932—1933 годов в Украине преступлением геноцида Украинского народа» вызывает еще и чувство глухой давней обиды на наших политиков. Свыше четверти века на мировой карте существует новое государство Украина. И практически со времени ее появления широким фронтом идут исследования трех Голодоморов, которые смертельным катком прокатились в двадцатом веке по нашим землям, по нашим душам. Сейчас я работаю над перепиской Джеймса Мейса  с западными учеными, политиками. Все они касаются единственной проблемы, единственной сверхзадачи, которую он ставил перед собой, — добиться от западного сообщества признания Голодомора преступлением геноцида, преступлением против человечества и человечности, который согласно нормам международного права не имеет срока давности. Практически во всех ответах на его страстные обращения от немецких, бельгийских, австралийских, канадских, американских и так далее авторов, даже российских, звучит упрек: а что же сами украинцы? Как можно что-то требовать от мира, если сами украинцы не определились с трактовкой своей истории? Напомню, что Верховная Рада Украины только 28 ноября 2006 года приняла Закон Украины «О Голодоморе 1932—1933 годов в Украине» — что официально признал Голодомор 1932—1933 годов актом геноцида украинского народа. Тогда за него проголосовали 233 депутата. Свыше 200 депутатов не голосовали. Кстати и это, нынешнее, обращение набрало ровно столько же... 233. На другом витке, на другой развилке мы получили подлинно тот же результат, который не может не вызывать чувства глубокой тревоги, ведь известно же, какое было пренебрежение и к самому Закону и его положениям во времена президентства Виктора Януковича.

Я одобрительно воспринимаю все пункты Обращения. Конечно, оно актуальное. Оно уже слишком давно актуальное. По большому счету, оно опоздало на четверть века. Потому что, если бы Верховная Рада вовремя приняла подобный объединительный документ, многое в нашей дальнейшей истории произошло бы не так или вообще не произошло б. Наши политики трусливо отступали перед пропагандистским и информационным наступлением Москвы, отступали, оправдывались. И не слышали предостережений того же Джеймса Мейса, что точная и адекватная оценка преступлений Сталина и его клики в отношении Украины и украинцев сделает невозможным в дальнейшем их повторение. Что сама политика России в отношении Украины имеет глубокую и давнюю природу, что она агрессивная и захватническая по своей сути. И на новом историческом витке Москва неминуемо вернется к испытанному арсеналу натиска и беспредела. Поэтому необходимо выставить все возможные заслоны — информационные, дипломатические, исторические против будущей агрессии. И признание Голодомора международным содружеством преступлением геноцида может быть одним из самых действенных инструментов обороны и государственной защиты.

Вчитываясь в данный документ, я осознаю, что слова о сознательной дезориентации мирового сообщества, возможно, и вызваны какими-то непонятными мне дипломатическими маневрами. Однако и украинцы, и граждане цивилизованного мира должны все же знать, что Голодомор был осознанным преступлением Кремля, а завеса молчания — также осознанная вина мирового сообщества, по крайней мере политиков и дипломатов. О Голодоморе западные руководители знали, знали сильные мира сего. Есть немало документов, есть немало неопровержимых фактов. К ним нужно вернуться, проанализировать, представить в ООН. Этот вопрос давно вышел за пределы территории, где произошло неслыханное в мировой истории народоубийство. Сегодня оно касается всех стран и народов Европы, мира. Будущего мировой цивилизации

«ОТНОШЕНИЕ К ГОЛОДОМОРУ НУЖНО ВОСПИТЫВАТЬ»

Владимир БОЙКО, историк, публицист, лауреат премии имени Джеймса Мейса-2013:

— Еще в 2008—2009 годах социология четко показывала, что уже тогда более 60% опрашиваемых граждан Украины признают Голодомор геноцидом. Это означало, что определенный критический предел в правильном восприятии этой трагедии мы прошли.

Отношение к Голодомору — это как демократия, которую нужно воспитывать. То есть не только создавать институты и читать формальные лекции, а именно проводить работу по воспитанию людей. Ведь такие трагедии, как Голодомор, это не единичная вещь, она является звеном в цепи причинно-следственных связей. А это значит, что трагедия может повториться.

Безусловно, очень хорошо, что Верховная Рада приняла решение обратиться к странам мира признать Голодомор геноцидом. Но в этом плане встает вопрос чужой боли. Насколько одни народы способны осознать трагедию другого народа. Обычно здесь есть определенная отчужденность. Однако имеем уникальный случай американца Джеймса Мейса, который воспринял боль украинцев. У него было еще и осознание параллели истории — трагедии собственного народа с украинским. Как правило, люди из других народов на такое восприятие чужой беды не способны. Правильную и всестороннюю оценку трагедии в мире дают тогда, когда она касается уже глобальных процессов.

Израиль, например, был очень настойчивым в том, чтобы о Холокосте знали все в мире и сделали соответствующие выводы. Они заявляли об этом постоянно и системно. Для этого они использовали все имеющиеся возможности, в том числе диаспору, чтобы ни у кого не было сомнений по поводу причин Холокоста и факта геноцида. В конце концов они доказали, что трагедия еврейского народа — это трагедия человечества, когда в XX веке целый народ подпадает под гонения и уничтожение. Почитание памяти погибших — это не просто формальность, это осознание человечеством, что такая угроза существует и необходимо сделать все, чтобы она не повторилась. Это касается и украинской трагедии Голодомора-геноцида.

«НУЖНО КУЛЬТУРНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ»

Сергей ТРИМБАЧ, кинокритик, сценарист, лауреат Премии им. Д. Мейса:

— Очень  странно, что только  сейчас затронут такой болезненный вопрос перед миром, потому что Украина потеряла миллионы граждан из-за Голодомора, который был организован тоталитарным советским режимом! Классическое определение геноцида абсолютно подпадает под то, что происходило в Украине в 1930-х, а затем в 1946—1947 гг., а также во время красного террора в последующие десятилетия, когда погибали  миллионы украинцев; когда происходило уничтожение людей, преследование носителей языка и культуры. За советское время украинцы уничтожались только потому, что они украинцы и не воспринимали большевистский режим, и это очевидный факт. Важно, чтобы политики, дипломаты, патриоты  об этой теме не забывали.  Министерство иностранных дел должно осуществлять системные мероприятия по миру, а также к этой теме должны подключиться деятели культуры и искусства. Я знаю, что не менее двух сотен игровых фильмов создано в мире, и в первую очередь  в США, о еврейском  Холокосте. Об этой страшной трагедии постоянно напоминают, и это культурное давление очень нужно, потому что имеет большой резонанс. Нам тоже нужно рассказывать о Голодоморе, используя разные информационные и художественные мощности. Я не говорю, что нужно массово производить фильмы и спектакли о Голодоморе. Будут интересные сценарии и пьесы — тогда и снимать и ставить. Напомню, что у нас есть картины об этой трагической странице нашей истории, и можно организовывать ретроспективы. В настоящее время почти ежемесячно кинопоказы проходят в разных городах нашей страны и за рубежом. Один из последних показов состоялся в Финляндии и Швеции (в рамках Дней украинского кино), когда представляли новые работы кинематографистов и ленты, которые являются знаковыми — из ретроколлекции.  Нам нужно создавать информационное давление по миру, чтобы как можно больше людей знали о страшных событиях. Потому что просто призывами мы ничего не добьемся! В настоящее время Запад становится все безразличнее к Украине, потому что имеет кучу своих проблем, но  все же нужно работать, чтобы в Европе имели почву и основания для принятия своих решений в разных странах мира о признании Голодомора 1932—1933 годов в Украине преступлением геноцида украинского народа.

Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ