Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Закат «либеральной империи»

20 декабря, 2003 - 00:00

Недавний приезд в Украину лидера российского Союза правых сил Анатолия Чубайса вызвал немалый резонанс. Главный энергетик России не только в очередной раз объяснил сущность сформулированной им концепции «либеральной империи», но и озвучил практическую сторону этого вопроса — желание получить украинские энергетические активы. Одними это было воспринято как агрессивный предвыборный пиар, другими — как посягательство на экономическую безопасность государства. Однако в каждом тактическом пиаре есть доля стратегического прагматизма.

Выборы в Государственную думу уже прошли, идеологические страсти улеглись, конструктивные право-либеральные силы оказались за пределами парламента, акции Единых энергетических систем уже успели отреагировать на последние политические события, но остался открытым вопрос, какой будет стилистика российской политики в отношении Украины, принимая во внимание упомянутые изменения.

Очевидно, что российские центристы и левые патриоты не только сформируют пропрезидентское парламентское большинство, но и сформулируют новую идейно-политическую платформу государственного развития.

Можно предвидеть, что в экономической сфере развитие будет обеспечиваться «мобилизационными механизмами» благодаря повышению роли государства, росту социальной направленности бюджета, усилению отдельных опережающих отраслей, в первую очередь — научно-технической, оборонной, энерготранзитной. Именно на таких основах построена идеология блока «Родина», и именно такие взгляды разделяет большая часть «единороссов». Новая политэкономия российской власти обязательно будет опираться на активную экономическую дипломатию, и уже сегодня очевидно, что Россия заинтересована в усилении интеграционных процессов с региональными лидерами экономического роста, в первую очередь с Казахстаном и Украиной.

Во внутренней политике государство и дальше будет централизовать систему принятия и обеспечения стратегических решений. Принимая во внимание монолитность партии и «фракции власти» в парламенте, основной акцент теперь может быть перенесен в регионы, ведь выборы доказали, что отдельные региональные лидеры начали прибегать к «политико-мировоззренческому» сепаратизму. Под системой уже созданных и действующих административных округов могут начаться административно-политические преобразования, направленные на укрупнение субъектов федерации и сбалансирование их экономических возможностей. Что касается внутриполитической жизни, то основные противоречия будут проходить уже не по линии «левые — правые», «президент и оппозиция», а в формате: «пропрезидентские силы» и «партия олигархов в изгнании» (Березовский, Гусинский и другие). При таких условиях будущие выборы президента России будут проходить по принципиально новой модели, где действующий президент будет одолевать не политических конкурентов, а негативные последствия трансформаций и кризисные общественные явления. Единственный конкурент Владимира Путина — это время и глобальная политико-экономическая конъюнктура, поэтому возможность возникновения нежелательных геополитических ситуаций будет сводиться к минимуму.

Что касается внешнеполитической сферы, то по итогам выборов в России, концепция «геополитической империи», которую исповедуют Жириновский и Рогозин, победила «экономическую либеральную империю» Чубайса. Принимая во внимание то, что международные отношения являются исключительной прерогативой президента России, прямой зависимости между итогами выборов и геополитическими шагами государства может и не быть. Однако признаков того, что геополитика российско-украинских отношений станет более либеральной, также не наблюдается. Здесь есть над чем задуматься украинским политикам...

Еще один важный, но мало замеченный аспект — российская власть постепенно начинает проводить конституционную реформу. Происходит это посредством проведения во время парламентских выборов регионального референдума по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в рамках единого Пермского края. Сейчас назрели аналогичные мероприятия еще в двух-трех регионах. Это будет первым примером конституционных изменений в России после 1996 года. Следующими шагами может стать постановка вопроса о партийности правительства (для этого уже создана почва в Госдуме), а также о пересмотре порядка формирования Федерального собрания и региональных органов представительной власти.

Оставим на усмотрение времени и российских политиков вопрос, будут ли внесены конституционные изменения, которые позволят Владимиру Путину увеличить срок президентских полномочий или избираться на новый срок. Главное то, что реформа системы власти в России придаст еще большую динамику национальному развитию и мобильности в решении стратегических задач. Странам с повышенным уровнем конфликтности между элитами и значительными расходами в процессе принятия общегосударственных решений (вспомните хотя бы ситуацию с отправкой украинских миротворцев в Либерию) будет однозначно намного сложнее конкурировать с таким мобилизованным соседом.

Украина в этом смысле действительно — не Россия...

Владимир СЕМИНОЖЕНКО, советник Президента Украины, академик НАН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ