Визит папы Иоанна Павла II засвидетельствовал ориентацию политической элиты Украины на Запад, несмотря на безумное сопротивление со стороны промосковской православной церкви «The Washington post»
Отгремела яркая динамичная симфония под названием «Папа в Украине» с ее несколько растянутой интродукцией, драматическим захватывающим состязанием светлых и темных сил и, в конечном счете, триумфальным финалом. Последней нотой прозвучали слова папы-поляка: «До свидания, Народ-Друг!»
Украина приветствовала Римского папу, эпицентром мыслей, энциклик, проповедей которого является человек, его достоинство, его свобода. Среди выступлений или документов папы Иоанна Павла II трудно найти такие, которые не обращались бы к болезненным современным проблемам, не защищали бы униженных, не указывали на ту или иную, иногда замаскированную, социальную опасность. «Папа Иоанн Павел II очень высоко поднял планку первосвященника — нелегко придется его преемнику; тяжело быть на соответствующем уровне современникам папы на православных кафедрах» (Лариса Ившина). «Что может сказать нам после него Московский патриарх?» — спросил Евгений Сверстюк, прослушав первое обращение Папы к украинским людям.
Один из западных дипломатов как-то сказал: «Украина до сих пор крепко прикована к России двумя цепями — энергоносителями и Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП)». Через епископов, священников и через православные братства этой церкви Московский патриархат (МП) реализует свою церковно- политическую линию в Украине. Чуждые нам идеи («неканоничность», «еретичность» православной автокефалии, апокалиптическая опасность приезда Римского папы и вообще общение с любыми «иноверцами», необходимость политического объединения восточных славян и др.) «запускаются» в народ Украины духовенством УПЦ МП. Включая имена пророссийских украинских политиков, за которых православные должны отдавать свои голоса на выборах. Члены УПЦ МП озвучивают сегодня в Украине то, что не выгодно сказать вслух профессиональным ортодоксальным политикам России.
Не трудно поэтому понять, почему так заботится Московская патриархия об эксклюзивном влиянии на свою украинскую паству, о том, чтобы ни одно западное дуновение не нарушило, не разбавило чистоты и силы этого влияния. УПЦ привязывает значительную часть украинского населения не только к Московской патриархии, но и к России, к Востоку, часто — к средневековью. А Римский папа — это Европа и современность. Как написала газета «The Times», «промосковские православные владыки бойкотировали визит Папы, считая, что он может... привязать Украину к Западу как в религиозном, так и в светском смысле». Ведь, если вслед за светской, распадется и «православная империя» России, а УПЦ выйдет из под юрисдикции МП, РПЦ перестает быть крупнейшей в мире православной церковью (ею станет объединенная Украинская церковь), значительно уменьшит свое влияние на мировое православие.
Кроме политических и церковных, есть, безусловно, чисто субъективные причины, по которым МП противился приезду Римского папы. С какими чувствами православные иерархи РПЦ могут смотреть на те триумфы, которые вот уже столько лет сопровождают визиты Иоанна Павла II в разные страны мира? На то, как мировые СМИ следят за каждым его шагом, цитируют каждое его слово? Как руководители могущественных государств спешат нанести ему визиты вежливости? Известно, что также г-н Путин посетил Ватикан в первые месяцы своего президентства. Многие уверены, что он пригласил бы Иоанна Павла II в Москву, если бы было согласие МП.
Несмотря на прозрачность логики Московского патриархата, его политическая стратегия в связи с приездом в Украину Римского папы, кажется несколько странной. «Третий Рим» мог бы иметь более гибкую позицию, в частности, загодя прогнозировать реальность осуществления визита. Так не произошло — до последнего момента МП в это не верил (отчаянные требования отменить визит раздавались даже тогда, когда самолет Папы уже находился в воздухе). В результате — масштабное публичное поражение, которое поставило МП и паству в унизительную позицию. Москва не смогла даже сохранить «красивое выражение лица в проигранной ситуации» — патриарх Алексий II сделал несколько странных заявлений, недипломатичность которых удивила всех. И вдруг поехал «на Запад» (как Папа поехал на Восток), в Беларусь утешаться в обществе г-на Лукашенко (белорусские православные приезд Московского патриарха, своего Предстоятеля, почти не заметили).
В Киеве определенное (но предполагаемое) поражение потерпел также Апостольский престол, так и не встретившись с представителями УПЦ МП. Однако, по словам пресс- секретаря Иоанна Павла II Хоакима Наварро-Валльса, «Папа не очень разочарован тем, что не встретился в Киеве с митрополитом Владимиром (Сабоданом). Он реалист и очень последовательный в своих намерениях человек. Папа не перестанет делать усилия для улучшения отношений между Католической и Православными церквями». Речь идет не об упрямстве или оскорблении, а о том, что католическая иерархия хорошо осознает необходимость диалога, нормальных постоянных отношений с православными.
Негибкость церковной дипломатии может когда-то привести великую Русскую церковь к значительно худшим потерям, в частности, в вопросе со статусом УПЦ МП. Жесткая политика под лозунгом «Никаких уступок!», отказ от возможности предоставления не только автокефалии, но и автономии УПЦ МП, может рано или поздно привести к полной потере украинской митрополии. На что указывают, в частности, последние социологические опросы, которые зафиксировали существенное расхождение мыслей между священноналием и мирянами в вопросе приезда Папы. Несмотря на многомесячную активную агитацию, против визита как в Украине, так и в России высказались всего 6—8% опрошенных.
Реакция МП на визит Папы еще раз подтвердила давно и всем известное — Московские иерархи не хотят считаться с реалиями современности, адаптироваться к этой современности. Еще недавно это не было нужно Русской православной церкви — ее международная позиция опиралась на царские штыки или на ядерные арсеналы великой империи. Без них, а также без изменения политики, Московский патриархат через несколько десятилетий может оказаться в маргинальной позиции некоторых, когда-то славных восточных православных патриархатов. Процесс уже начался, о чем свидетельствуют отходы от РПЦ в Украине и Молдове.
Некоторые украинские политики и СМИ считают, что оценки значения визита Папы Иоанна Павла II в Украину весьма преувеличенные. Нам действительно свойственно бросаться сломя голову в ту или противоположную сторону — или курим фимиам, или поливаем грязью. Между тем в случае с визитом Иоанна Павла II речь идет о весьма важном для украинского общества событии, не только в церковном контексте. Взять хотя бы наши взаимоотношения с Польшей — века войн, крови, унижения, ненависти и взаимной несправедливости. Еще совсем недавно конфессиональная принадлежность формировала менталитет ненависти, служила политическими и даже военными штандартами. Слово «католик» или «папист» стало синонимом «лях», а слово «украинец» определяло «схизматика», который исповедовал «холопскую веру».
Выработанные веками стереотипы пережили, как это очень часто случается, историческую память. Вспомните «Тараса Бульбу» или «Гонту в Умани», вспомните, в конечном счете, «Огнем и мечом» Синкевича»! К сожалению, и сегодня в украинском обществе немного делается для формирования другого отношения, новых отношений с народом, который является нашим ближайшим западным соседом.
И вот приезжает в Киев человек, который является не только «первым папистом» мира, но также поляком, «ляхом». Целует украинскую землю, высоко превозносит роль наших предков в христианизации Восточной Европы, искренне печется о том, чтобы все мы — поляки и украинцы — взаимно «простили и были прощены — очистили историческую память» и вместе строили будущее, основанное на взаимном уважении, братском сотрудничестве и действительной солидарности.
Папа говорит с нами на хорошем изысканном украинском языке — том языке, который польская шляхта когда-то считала «мужицким». Каждое слово Иоанна Павла II — это призыв к терпимости, к уважению человеческого достоинства, к свободе совести. И киевляне принимают этого католика, этого польского Папу. Конечно, в центре украинского православия нельзя было ожидать такого приема, какой Иоанн Павел II получил в западном Львове (где его принимали, отметим, главным образом, украинцы), но ведь его приветствовали тысячи киевлян; немало православных пришли на мессы, в городе чувствовалась общая заинтересованность. И не было зафиксировано ни одного случая спонтанного неудовольствия, если не считать тех, кто бдил за каменными стенами Лавры, всматривался в амбразуры, «защищая наши святыни от профанации» (От кого? От старого благочестивого человека, христианина, который хотел там помолиться?). Не сразу меняются люди, их образ видения мира, но что произошло, то произошло — православный Киев приветствовал католического Папу. Это был знаменательный беспрецедентный урок не только для нас, украинцев, но, безусловно, и для поляков.
Много говорится о влиянии визита на церковную жизнь Украины, о том, что этот визит может улучшить межрелигиозные, межконфессиональные и межцерковные взаимоотношения. Не нужно преувеличивать — чудес не бывает. Однако все мы должны быть благодарными папе Иоанну Павлу II уже за то, что он не отверг возможности встречи с нашими «неканоническими» автокефальными иерархами — патриархом Филаретом и митрополитом Мефодием, которых сегодня бойкотирует (под давлением Московского патриархата) мировое православное сообщество. И также, к сожалению, Римская курия Католической церкви. Приветствовав глав УПЦ КП и УАПЦ, Папа тем самым приветствовал миллионы «непризнанных» православных Украины, из которых стараниями МП сделаны изгои, еретики. Это был воспитанный, истинно христианский жест.
Этот серьезный прецедент должен стать примером для мирового христианского сообщества. Может не сразу, но полоса отчуждения вокруг наших независимых православных церквей начнет постепенно исчезать (особенно, если они все-таки объединятся между собой).
Не все ожидания, связанные с визитом Папы, исполнились. Как ни удивительно, это больше всего касается проблем Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Греко- католики надеялись, что, прибыв в Украину, папа Иоанн Павел II провозгласит Греко-католический патриархат. Это означало бы предоставление церкви большей независимости, а также расширение ее юрисдикции на все зарубежные украинские греко-католические епископаты. (Сегодня они руководствуются Конгрегацией Восточных церквей Апостольского престола.) Патриархат не был провозглашен.
Не оправдались надежды и на то, что визит папы Иоанна Павла II покончит с разделом УГКЦ. Речь идет о Мукачевской епархии, которая отказалась подчиняться Львовской архиепископии и подлежит непосредственно Апостольскому престолу. Украинцы весьма недовольны еще и тем, что в официальных документах Ватикана, связанных с Мукачевской епархией, до сих пор употребляются такие анахронизмы, как «русины», «рутенцы». Существуют определенные проблемы также в отношениях между католиками и греко-католиками Украины. Будем надеяться, что визит Папы положит начало их скорому решению.
Еще одно горькое чувство греко- католиков связано с тем, что не произошло ожидаемой беатификации митрополита Андрея Шептицкого. В конечном счете, это почти единственная важная уступка Апостольского престола Москве, сделанная в связи с украинским визитом. (Москва категорически протестует против канонизации митрополита Андрея, несмотря на то, что решение канонизировать то или иное лицо принадлежит к эксклюзивной компетенции любой церкви. Ведь в условиях православно-католической схизмы (разделения) святые люди одной церкви не почитаются верующими другой церкви.) Здесь, однако, есть надежда для греко-католиков — папа Иоанн Павел II заверил их, что процедура подготовки документов для канонизации митрополита Андрея продолжается.
Интересно отметить, что в Украине Папа был более, чем где-нибудь, сдержан в критике социально-политической ситуации в стране (такие были предварительные договоренности сторон?). Наиболее заметным было упоминание о Синоде УГКЦ следующего года, где будут рассмотрены социальные вопросы, «мимо которых Церковь не может пройти молча». Только в обращении к молодежи (Львов) Папа высказался более конкретно и настойчиво, позволил себе указать на некоторые наиболее болезненные точки нашей жизни, сделать практические советы:
«Будущее Украины в значительной мере зависит от вас, от той ответственности, которую вы сумеете взять на себя... Украине нужны мужчины и женщины, которые отдали бы себя служению обществу, чтобы обеспечить благосостояние и права всех людей, начиная от самых слабых и обездоленных... Свобода требует сильной, ответственной и зрелой совести... Бог поможет вам идти против течения, научит доверию к своей отчизне, поможет не поддаваться мареву легкого счастья за границей. Вы нужны здесь, молодые люди, готовые сделать свой вклад для улучшения общественных, культурных, экономических и политических условий жизни страны. Именно здесь для будущего вашей земли нужны таланты, которыми вы так богаты... Высокие цивилизации не измеряются только экономическим прогрессом, а, главным образом, — моральным и духовным уровнем народа. Не переходите от неволи коммунистического режима к неволе потребительских интересов!» Это напутствие всем нам.
Do widzenia, Papiez!