Верховная Рада отказалась выполнять свой конституционный долг относительно назначения выборов в столице в установленный Конституцией срок. Право на самоуправление киевлян грубо нарушено. По сути, Верховная Рада причастна к мятежу против основополагающего конституционного принципа украинской Конституции, которая заключается в том, что «источником власти является народ».
Хотя, в Конституции установлены четкие сроки полномочий всех органов государственной власти. Это автоматически делает нелегитимным любой орган, который будет действовать дольше установленного срока, и все его акты.
Обязанность Верховной Рады назначать выборы — это именно ее обязанность, а не право. Ведь сроки полномочий органов власти определены самой Конституцией, которой Верховная Рада обязана придерживаться.
Все это делается под предлогом обращения в Конституционный Суд. Хотя ни одно обращение куда угодно не отрицает необходимости выполнения Конституции.
Да и сам этот орган давно прекратил исполнять свои конституционные обязанности, и предписания которого определяются политической конъюнктурой, а не Конституцией.
Вспомним, как в 2010 году Конституционный Суд смог пересмотреть свое собственное решение, принятое несколько лет назад, относительно неотложного на то время для власти вопроса легитимности «правительства тушек», что было прямо запрещено Конституцией, которая определяет решения Конституционного Суда окончательными.
Теперь этот карманный орган, который в последнее время формируется с нарушением принципа равенства граждан по земляческому принципу, просят растолковать очевидное — сказать, когда проходить Киевским выборам. Это все равно, если бы Конституционный Суд просили сказать, что Солнце зеленое. Что бы от этого изменилось?
Надругательство над правом народа на самоуправление делается с главным городом страны, которая насчитывает 1000 лет вечевой традиции и 340 лет Магдебургского права.
Киевлянам просто плюют в глаза в их городе — мол, вы никто и зовут вас никак. Классик как-то сказал, что свобода, как правило, теряется постепенно. Так вот, этим решением власть превратила продвижение к потере свободы в погоню.
И еще один очень показательный момент, который характеризовал памятное заседание Верховной Рады. Фракция КПУ отказалась голосовать за постановление относительно почтения памяти погибших в 80-ю годовщину Голодомора и даже встать, чтобы почтить их память. Сам по себе этот факт иллюстрирует, кто в настоящее время при власти. Коммунисты долго рассказывали о «врагах народа», а в действительности как раз и являются этими врагами. Хотя, к счастью, явными.
Для чего власть идет на такие грубые нарушения, которые, вероятно, не дают возможности вернуться назад?
Во-первых, потому что боится проигрыша. Зная, как киевляне относятся к власти, власть боится проигрыша на дальних подступах к президентской кампании. Более всего, что сейчас беспокоит власть — время. Его лимит для нынешней власти ограничен со всех точек зрения. Не получив на выборах 2012 года 300 голосов для изменения Конституции, в настоящее время власть бьется словно рыба об лед, выдумывая разнообразные способы, как остановить движение времени.
Во-вторых, власть тестирует реакцию граждан. Проигнорировав законный срок выборов один раз, ВР с очень большой вероятностью сделает это опять, если оппозиция и граждане совместно не создадут власти неприемлемые последствия. Поэтому, в настоящее время главная задача для оппозиции и киевской общественности — спланировать и подготовить реальную, постоянно действующую акцию гражданского неповиновения, которая заставит вернуться к выполнению Конституции и соблюдению неотъемлемых прав киевлян. Общественности нужно быть готовой создать в столице нестерпимые условия для узурпаторов.
В-третьих, в настоящее время в целом вырисовываются сценарии, как именно власть собирается забрать у народа конституционное право избирать себе власть. Очевидно, власть планирует в период летних отпусков провести «референдум» по антиконституционному закону по, также, антиконституционному внесению изменений в Конституцию, и поставить общественность перед фактом узурпации ее прав. Нынешний закон о референдуме, принятый 86 депутатами, где власть создала вертикаль избирательных комиссий на базе подконтрольных Партии регионов местных советов, фактически блокирует политическую дискуссию вокруг вопросов референдума (потому, что против него можно высказываться только за деньги, а за него может агитировать и Президент, и депутаты). Данный закон дает власти все возможности провести такой же референдум, как в 2000 году.
Тогда журналисты обнаружили целые страницы имен, фамилий и отчеств «избирателей», которые состояли сплошь из матерных слов, — те, кто выдумывал этих избирателей, упрощали себе работу в меру своей фантазии. Поэтому оппозиция должна быть готовой, агитируя против референдума, жестко и последовательно проводить линию на его непризнание всем обществом. Другого пути нет — иначе потеря свободы будет одномоментной.
В настоящее время в прессу просачиваются возможные вопросы для референдума: введение исключительно мажоритарной системы выборов, избрания президента меньшинством в один тур, двухпалатного парламента, где верхняя палата де-факто не будет избираться, а назначаться председателями облсоветов и тому подобное. Эти нормы, вероятнее всего, будут «подслащены» какими-то популистскими идеями наподобие уменьшения количества депутатов.
В то же время, этот референдум вполне может стать подарком для оппозиции, расшатав и так слабые позиции власти. Во-первых, власть вряд ли будет способна его честно выиграть, и, как всегда, подставится во всей своей красоте, не хуже, чем на выборах Засухи. Во-вторых, легитимно изменить Конституцию у власти все равно не выйдет, при любом результате референдума, а попытка ее изменить нелегитимно, в обход закрепленных в Конституции парламентских процедур, сделает режим предельно уязвимым и внутри страны, и вне ее.
Тогда, в условиях экономической рецессии, разочарование властью даже в ее базовых регионах, перенесение гражданского неповиновения на национальный уровень станет делом техники.
Судя по предыдущему опыту власти, она пойдет наиболее разрушительным и самым бессмысленным для себя и страны путем. Хотя этот путь уже превратил нынешнюю власть из того, чем она была три года назад, на «кривую утку» — тиранию с сомнительной международной легитимностью, которая опирается уже даже не на часть народа, а исключительно на деградированный и коррумпированный силовой аппарат.
Какой выход из этой ситуации, не для кого-то, не для оппозиции или власти, а для страны?
Говорить такие вещи в настоящее время не популярно, особенно среди сторонников оппозиции, но ответственность вынуждает их говорить.
Самым лучшим для Украины был бы вариант мягкого выхода из нынешнего тупика. Если бы будущий президент пообещал и выполнил обещание не мстить нынешней власти, ради интересов страны, и не перераспределять собственность. За последние три года на глазах общества осуществлено множество правонарушений, при прямом содействии муляжа «правоохранительных органов». Власть думает, что загнана в угол, дороги назад нет и после всех своих «чудес» нужно держаться за власть до последнего вертолета.
Хоть эта истина с трудом укладывается в мозги многих политиков, но интересы страны более важны чем вкус мести. Месть деструктивна, она не дает ответа на вопрос будущего. В этом легко убедиться, глядя на нынешнюю власть, которая благодаря мстительности «начесала» себе громадную проблему на ровном месте.
Между тем, сам допуск конкуренции в те сферы, где ее до сих пор нет, одно лишь устранение присосок от казначейства, вместе с внедрением честных правил для всех дали бы колоссальный прорыв стране. И, кстати, эти идеи вполне могли бы получить известность даже среди львиной части бизнеса Партии регионов, которая тоже начинает пугаться, чтобы ее вдруг не «улучшили».
Риски дестабилизации, к которым власть толкает страну, для такого государства, как Украина очень серьезны в нынешнем нестабильном мире. Власть своей политикой внеблоковости и торможения европейской интеграции поставила 45-миллионную страну под крайне серьезные угрозы и риски. Эти риски было бы значительно легче обойти, не имея внутренней дестабилизации. Для того, чтобы понять это, нужна основная для нормальной власти черта — ответственность перед страной.