В Украине принят новый Закон «О национальной безопасности Украины». За соответствующий президентский документ в четверг проголосовали 248 народных депутатов. Предыдущий закон имел название «Об основах национальной безопасности и обороны» и был принят еще в 2003 году. По словам бывшего председателя Службы безопасности Украины Игоря Смешко, он был «достаточно взвешенным и сбалансированным».
«Закон был принят в те времена, когда секретарем Совета национальной безопасности и обороны был генерал Евгений Марчук, а я был его первым заместителем, а следовательно, принимал непосредственное участие в подготовке закона. Так вот, меня удивляет, что нас как экспертов никогда не приглашали, чтобы узнать нашу точку зрения по поводу нового законопроекта. Он, как известно, предусматривает отмену трех действующих законов», — говорит Игорь Смешко в интервью «Дню» (№ 56-57 за 29 марта 2018 г.).
Речь идет об отмене законов «Об основах национальной безопасности Украины», «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства» и «Об организации оборонного планирования».
Что прописано в новом законе? Из общего — определяет основы и принципы национальной безопасности и обороны, цели и основные принципы государственной политики, которые будут гарантировать обществу и каждому гражданину защиту от угроз. Если детальнее, то в нем уточнены полномочия Президента Украины относительно стратегического руководства Нацгвардией через Генеральный штаб ВСУ во время военного положения.
ДЕПУТАТЫ ПОСЛЕ ГОЛОСОВАНИЯ ЗА ЗАКОН О НАЦБЕЗОПАСНОСТИ...
Также устанавливается, что министр обороны и его заместители будут назначаться среди гражданских лиц, предусмотрено разграничение должностей начальника Генштаба и главнокомандующего ВСУ. Так, главнокомандующий Вооруженных сил назначается на должность и увольняется Президентом по представлению министра обороны, которому и подчиняется. При этом начальник Генштаба подчиняется главнокомандующему ВСУ.
Документ начинает реформу силовых ведомств в соответствии со стандартами НАТО. В частности, меняется статус Службы безопасности — теперь она является специальным органом с правоохранительными функциями, что обеспечивает государственную безопасность, осуществляя с неуклонным соблюдением прав и свобод человека и гражданина. За пределы полномочий СБУ вынесены функции относительно расследования экономических преступлений.
Однако по этому поводу в парламенте продолжались горячие дискуссии. В частности народные депутаты Анна Гопко и Светлана Залищук настаивали на внесении изменений непосредственно в закон о Службе безопасности, которые касались лишения СБУ функций в сфере экономики и борьбы с коррупцией и оргпреступностью. Но ни одна из их поправок не была поддержана.
В законе разграничиваются силы обороны и силы безопасности. Следовательно, силы обороны должны осуществлять соответствующие мероприятия по обороне государства и военной безопасности, тогда как на силы безопасности возложены функции по обеспечению государственной и общественной безопасности Украины. Кроме того, Закон «О национальной безопасности Украины» внедряет демократический гражданский контроль за сектором безопасности и обороны, в частности со стороны Верховной Рады и общественности.
Документом предусмотрено финансовое обеспечение сектора безопасности и обороны, который должен составлять не менее 5% запланированного объема ВВП, из которых 3% будет выделяться на ВСУ.
Игорь Смешко достаточно критично оценивает новый закон: «Насколько я ознакомился с тем, что предлагается, то это фактически сборник политических лозунгов, которые не раскрывают суть, задекларированную в названии, и намного ухудшают возможность управления в сфере обороны и национальной безопасности» (детальнее с аргументами можно ознакомиться в упомянутом интервью).
В президентской фракции БПП — логично — выводы позитивные. По словам народного депутата Ивана Винника, законопроект начинает реальный переход украинской армии к требованиям стандартов НАТО и Евросоюза. «Существенным нововведением станет введение парламентского и общественного контроля за Вооруженными силами и военными формированиями», — цитирует парламентария пресс-служба партии.
ПОСЛЕДНИЕ ПРАВКИ
Что по поводу нового законопроекта думают эксперты «Дня»?
«БЫЛО БЫ ЛУЧШЕ ПРИНЯТЬ ДАННЫЙ ЗАКОН С САМОГО НАЧАЛА»
Дмитрий ТИМЧУК, народный депутат Украины:
— Закон о национальной безопасности должен быть базовым для всех реформ, которые касаются силового сектора и направлены на евроатлантическую интеграцию. У нас в действительности возникла путаница, ведь мы поставили телегу впереди коня. Была концепция от Министерства обороны, был Стратегический бюллетень, который уже является дорожной картой по осуществлению реформ согласно стандартам НАТО. На сегодняшний день эти документы активно реализовываются, происходит процесс реформирования органов военного управления. Но все это детали. Нужен закон, который должен базовым образом определить взаимосвязанность процессов реформирования, стать своего рода ориентиром для реформирования как в секторе безопасности, так и в секторе обороны. А обеспечить сектор безопасности и обороны очень важно. Это должно быть единым организмом. Проблема взаимодействия между силовиками стояла очень остро с первых дней войны РФ против Украины. Хотя было бы лучше принять данный закон с самого начала. Здесь мы действительно в известной мере опоздали.
Правда, у нас существует и традиционная конкуренция между спецслужбами, между разведкой и тому подобное. И эта конкуренция длится с начала независимости. Никто не хочет, чтобы конкурирующий орган влезал в якобы чужую парафию и е начал там устанавливать свои порядки. Такой подход как раз и мешает упомянутому взаимодействию. Теперь у нас задача сломать эти стереотипы и перейти на стандарты НАТО в лучшем смысле этого слова. А для НАТО не важна совместимость калибров вооружения. Для них важна эффективность работы обороны и безопасности в целом в стране. И здесь все начинается со стандартизации законодательства, чем мы сейчас и занимаемся. Также нужно понимать, что стандарты НАТО отрабатывались десятками лет и являются наиболее эффективными. А следовательно, они нужны нам не только для продвижения в Альянс, а прежде всего для повышения эффективности нашего сектора безопасности и обороны.
«В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НЫНЕШНИМ ЗАКОНОМ ПРОПИСАНА ЖЕСТКАЯ ВЕРТИКАЛЬ ПОД ДВУХ ЛЮДЕЙ — ПРЕЗИДЕНТА И СЕКРЕТАРЯ СНБО»
Валентин НАЛИВАЙЧЕНКО, бывший глава Службы безопасности Украины:
— В тексте закона о национальной безопасности я прежде всего вижу усиление и предоставление новых контролирующих полномочий секретарю СНБО. Я вижу жесткое подчинение и Президенту, и секретарю СНБО полномочий в секторе безопасности и обороны.
Второе. Хотел того парламент или нет, но для меня это неожиданно, и думаю, что это не является правильным ходом — парламент отдал все контролирующие функции за почти всеми государственными органами в секторе обороны и безопасности в том числе СБУ. Это и отчетность, и подконтрольность, и много других средств контроля. В настоящий момент в законе остался для всех органов безопасности только раз в год письменный отчет в парламент. Это новшество, которое значительно суживает парламентский контроль за сектором безопасности и обороны.
Третий момент — общественный контроль. В действительности данным законом не внедряются формы общественного контроля. Напротив — сужаются. Общественный контроль ограничивается лишь обсуждением, участием в обсуждении отдельных вопросов и не более того. Я напоминаю, что общественный контроль в соответствии с европейскими нормами — это возможность контролировать законность деятельности всех правоохранительных органов и органов безопасности. Этот важный момент в упомянутом законе абсолютно обошли. И думаю, что первое, за что нас будут критиковать европейские партнеры, — это за то, что так и не внедрен такой общественный контроль за законностью деятельности соответствующих служб.
Четвертое, и самое главное. Моя профессиональная оценка заключается в том, что законодатели так и не осмелились в принятый закон прописать, что главной в деятельности органов безопасности и обороны является защита безопасности гражданина. Акцентирую на этом. Национальная безопасность, но где безопасность гражданина Украины?
А вообще все то, что прописано в данном законе, касалось деятельности СНБО. И ничего нового там не возникло. В действительности нынешним законом о национальной безопасности прописана жесткая вертикаль под двух людей — Президента и секретаря СНБО. Но так и не появилась там контрразведка, не появился отдельно Антитеррористический центр. Однако повторили один в один положения уже действующих законов. Это такая себе юридическая тавтология.