Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Защита от монополиста

Неопределенность на европейском газотранзитном рынке пока дает Украине шанс
29 ноября, 2000 - 00:00

В ноябре президент Польши Александр Квасьневский и премьер Ежи Бузек в своих выступлениях перед прессой заявили о принципиальном согласии на строительство второй ветки газопровода Ямал—Западная Европа через польскую территорию.

Новая газовая артерия, по словам польских лидеров, не должна ущемлять экономические интересы Украины, как основного транзитера российского газа в Европу и восточного соседа Польши.

Между тем публикации в польских СМИ, а также высказывания украинских и польских экспертов свидетельствуют об отсутствии единого и окончательного мнения поляков о целесообразности размещения на своей территории еще одной «газпромовской» трубы.

Сторонники углубления интеграции с «Газпромом» аргументируют выгоды от второй газовой ветки получением платы за транзит, а также предостерегают о нежелательности строптивого поведения Польши перед Европейским Союзом в смысле отказа от строительства газопровода.

Их противники опасаются усиления зависимости польской экономики от монополиста «Газпрома», апеллируют к необходимости диверсификации газопоставок в Польшу посредством строительства трубопровода из Норвегии, а также скептично оценивают возможность существенного увеличения газового экспорта из России в Европу.

Разнополюсность мнений и отсутствие целостной стратегической позиции Польши относительно расширения «газпромовского» хозяйства на своей территории свидетельствуют о возможной задержке разработки и реализации проекта на неопределенный срок.

ПРИЗРАЧНАЯ ВЫГОДА

Как известно, 18 октября «Газпром», итальянская компания SNAM (подразделение ENI), французская Gas de France и немецкие Wintershall и Ruhrgas подписали в Москве соглашение о создании консорциума строительства газопровода через Польшу и Словакию в обход Украины.

Не вызывает сомнений, что подготовка технико-экономического обоснования строительства газопровода будет зависеть во многом от позиции Польши, первые лица которой прореагировали на инициативу «Газпрома» неоднозначно.

Первоначальное заявление Алекасндра Квасьневского об отказе от строительства трубы на территории Польши сменилось впоследствии сдержанно-одобрительным отношением польских властей к газомагистральному проекту.

В своем последнем заявлении польской прессе по итогам переговоров с министром иностранных дел России Игорем Ивановым, Ежи Бузек подтвердил заинтересованность Польши в строительстве второй ветки, сообщив при этом о ряде условий у польской стороны для участия в проекте.

Варшава выразила пожелания в ходе переговоров с И. Ивановым, чтобы строительство второй ветки газопровода не отразилось негативно на транзите газа через территорию Украины, а также сообщила о возможности строительства газопровода на своей территории по иной трассе, чем предложили россияне.

Очевидно, что окончательные позиции сторон могут быть согласованы при более близком и предметном рассмотрении экономической целесообразности проекта его участниками.

Не исключено, что неопределенность экономической выгоды газопровода для Польши может послужить основным сдерживающим фактором в принятии польскими властями окончательного решения его строительства на своей территории.

Основным аргументом Кремля при переговорах с польскими властями, высказанным, в частности, президентом России Владимиром Путиным, стало описание радужной перспективы Польши в получении доходов за транспортировку газа.

В устах В.Путина радужная перспектива поляков была оценена в 1 млрд. долларов, что выглядело рекламным преувеличением.

При существующей ставке транзита газа польской территорией 1,5 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 километров Польша сможет выручить за транспортировку газа не более 300 млн. долларов в год даже в случае максимального использования годовой пропускной способности нового газопровода в 30 млрд. кубометров.

Однако незадействованная пропускная способность действующей газотранспортной системы, а также опыт Польши от эксплуатации первой ветки газопровода Ямал—Западная Европа заставляют усомниться в радужных обещаниях российских лидеров.

Реальное увеличение транзита российского газа через территорию Польши остается пока умозрительным как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе, независимо от ввода в строй новых магистральных мощностей.

В то же время сомнительность экономической выгоды проекта для Польши в случае его реализации дополнится упрочнением монопольного положения «Газпрома» на польском газовом рынке и заложит фундамент для его последующей экспансии на рынки газопереработки в Восточной Европе.

НЕЗАПОЛНЕННАЯ ТРУБА

Европейский союз в октябре этого года принял решение об увеличении доли российского газа на европейском рынке с 28% до 33%, что позволит «Газпрому» в ближайшие годы нарастить годовой объем экспорта газа в Западную Европу на 10-12 млрд. кубометров.

Однако пропускная способность существующих газотранспортных артерий в Украине и Польше вполне достаточна для того, чтобы справиться с увеличением нагрузки в указанном объеме.

На сегодня первой веткой газопровода Ямал—Западная Европа транспортируется 12 млрд. кубометров газа проектной годовой 33 млрд. кубометров.

Не используются в должной мере мощности и других газотранспортных артерий, передающих газ в Европу, о чем, кстати, упомянул недавно в центральном офисе «Интерфакса» в Москве Виктор Ющенко, заявив о том, что в проекте строительства газопровода в обход Украины «мало экономики».

«Сначала нужно дать ответы о заполняемости европейской газовой системы, а потом переходить к вопросам строительства дополнительных газопроводов»,— взял на себя смелость утверждать наш премьер, сообщив о том, что по российско-украинскому газопроводу Торжок— Долина, в частности, транспортируется лишь 4 млрд. кубометров при его пропускной способности 20 млрд. кубометров.

Очевидно, что введение в строй второй ветки Ямал—Западная Европа сможет лишь перераспределить физические потоки незначительной части экспортируемого Россией в Европу газа, однако вряд ли существенно увеличит объемы его транспортировки через польскую территорию.

Что касается наращивания экспортных газовых потоков из России в Европу в долгосрочной перспективе, этот вопрос представляется специалистам малоизученным и сложно прогнозируемым в силу возможных глобальных экономических и научно-технологических факторов.

Эксперты склонны считать, что заявление Романа Проди о намерении ЕС увеличить закупки российского газа в два раза в течение двадцати лет не стоит пока воспринимать буквально.

Во-первых, возникает вопрос о достаточности для этих целей существующей системы транспортировки российского газа в западноевропейские страны.

Строительство же нового магистрального газопровода из Сибири в Европу оценивается специалистами несколькими десятками миллиардов долларов с учетом выкупа земли. Вряд ли найдутся в мире инвесторы, способные вложить подобные суммы в российские земли.

Во-вторых, одной из основных причин ожидаемого увеличения Европой газопотребления считается экологический фактор, и, в частности, возможное сокращение доли атомной энергетики.

Германия заявила об отказе от АЭС, однако специалисты-атомщики расценивают активизацию «зеленой волны» в Европе как временное явление и считают, что альтернативы атомной энергетике не существует в будущем.

Вряд ли дальнейшее исчерпание земных недр будет считаться через несколько десяток лет в европейских государствах разумной энергетической политикой, а пример Германии уже сегодня не будет поддержан такими государствами, как Франция или Швеция, твердо сделавших свой выбор в пользу атомной энергетики.

Не следует также сбрасывать со счетов перспективу научно-технологических разработок в виде ядерного реактора принципиально нового качественного типа с более высокой степенью экологической безопасности или усовершенствования промышленных и энергосберегающих технологий.

АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»

Противники строительства новой ветки российского газопровода в Польше отстаивают свою позицию рядом аргументов, наиболее весомым из которых является угроза программе диверсификации источников газоснабжения.

3 июля этого года Ежи Бузек и премьер-министр Норвегии Е.Стольтенберг подписали декларацию о намерениях покупки Польшей норвежского газа и совместного строительства газопровода по дну Балтийского моря.

Польская и норвежская стороны планировали подписать технические условия соглашения о строительстве газопровода к концу этого года, однако переговоры польских властей с россиянами могут заблокировать альтернативный источник газа для страны.

Проект сооружения норвежского газопровода в Польшу вполне умерен по стоимости—350 млн. евро,—и в случае его реализации поляки смогли бы получать дополнительно с Северного моря 10 млрд. кубометров газа.

Половину из получаемого из Норвегии газа Польша смогла бы свободно реализовывать на восточноевропейском рынке, включая Украину, что стало бы неоспоримым преимуществом в сравнении с условиями сотрудничества с «Газпромом».

Согласно соглашению с «Газпромом» от 1993 года, польской стороне запрещено продавать самостоятельно излишки получаемого из России газа.

По мнениям экспертов, согласие Польши на строительство на своей территории второй ветки газопровода Ямал— Западная Европа заблокирует реализацию норвежского проекта, после чего поляки окажутся в неприглядной ситуации.

С одной стороны, Польша попадает в зависимость от единственного поставщика газа в страну—«Газпрома», с другой же—в зависимость от единственного покупателя российского газа на своей территории—немецкого «Рургаза».

Попадание поляков в монопольную зависимость от двух гигантов, частично связанных между собой финансово, не дает ей в то же время гарантии получения прибыли за транзит газа.

Об этом свидетельствует опыт эксплуатации Польшей первой ветки газопровода Ямал—Западная Европа.

Собственником первой ветки газопровода на территории Польши является польско-российское СП «Европольгаз», которое является убыточным не смотря на освобождение от налогов.

Основными учредителями «Европольгаза» выступают «Газпром» и польская компания ПГНИГ, задолжавшая своему российскому соучредителю более 1 млрд. злотых.

Примечательно, что «прогазпромовское» лобби в Польше представляют лица, контролирующие польскую долю в газопроводе через коммерческие структуры, а также политические объединения, дотируемые этими лицами.

В строительстве второй ветки газопровода, как известно, планируют принять участие несколько европейских компаний, поэтому возможность контроля польского государства за финансово-газовыми транзитными потоками выглядит еще более проблематичной.

Еще одним аргументом из арсенала противников строительства второй ветки газопровода в Польше является возможное проникновение «Газпрома» в смежные отрасли экономики посредством сырьевого контроля.

Эксперты называют, в частности, возможность приобретения «Газпромом» акций предприятий нефтехимпереработки, которые потребляют в Польше пятую часть газа.

В качестве примера эксперты напоминают попытку приобретения «Газпромом» вместе с немецкой компанией BASF пакетов акций двух крупнейших венгерских предприятий нефтехимии.

ДОГОВОР НА ТРОИХ

Отсутствие достаточной экономической обоснованности строительства второй ветки газопровода Ямал—Западная Европа в случае с Польшей применимо и к самой России. Вряд ли уверенность в прибыльности проекта появится у его московских инициаторов в ближайшие годы—до определения реальных перспектив увеличения экспорта российского газа в Европу. В этой связи продвижение россий скими властями второй ветки газопровода через Беларусь и Польшу можно расценить на сегодняшнем этапе, как элемент политического давления, который, в свою очередь, должен заставить украинцев сделать соответствующие выводы.

Выводы, касающиеся как проблем воровства российского газа, так и необходимости разработки четкой позиции в отстаивании собственных интересов на мировой арене. Не вполне разумно полагаться в решении газовых транзитных вопросов исключительно на Польшу даже при самом благоприятном расположении поляков к своему восточному соседу и искреннему желанию ему помочь. О необходимости выработки Киевом собственной позиции сказал, в частности, бывший министр иностранных дел Польши В.Цимошевич в своем недавнем интервью польской «Газете выборчей».

«В связи с отсутствием ясной позиции Киева, Варшаве было бы сложно по собственной инициативе «делать счастливым соседа», вступая одновременно в конфликт как с ЕС, так и с Россией»,— говорит В.Цимошевич.

Украина могла бы укрепить собственные позиции транзитной державы, по мнению В.Цимошевича, в трехстороннем договоре с Польшей и Россией, в котором будут определены квоты и условия транзита газа через новую ветку в случае ее строительства. Условия такого договора могли бы включать гарантии поставок российского газа в Украину. На основании такого договора Польша, к примеру, могла бы блокировать транзит газа в Германию в случае невыполнения Россией обязательств по поставкам газа в Украину и не блокировать транзит в случае неоплаты Украиной российского газа. При активной подготовке к заключению соглашения Украина смогла бы четче определить свое поведение на рынке транзитных газопотоков и подстраховать себя от давлений со стороны Москвы посредством проектов с «малым количеством экономики».

КСТАТИ

«Диверсификация источников доставки газа — это самый лучший способ для того, чтобы польская экономика развивалась как можно успешнее, без риска внезапного изменения схем правил игры», — заявил вчера в интервью «Газете выборчей» премьер-министр Польши Ежи Бузек, комментируя результаты визита в Варшаву министра иностранных дел России Игоря Иванова. Бузек подчеркнул, что принятый его правительством план изменения поставок газа — вполне реальный и, прежде всего, опирается на норвежские источники.

Он также подчеркнул, что Польша хочет участвовать в таких проектах, которые, во-первых, выгодны экономически; во-вторых, работают на граждан страны, принося им реальную, а не пропагандистскую пользу. «Должно быть также учтено желание сотрудничества всех заинтересованных в этом проекте (имеется в виду строительство газопровода из России в Европу. — Ред.) сторон, в частности, наших соседей, которые тоже должны восприниматься как равноправные партнеры», — сказал Ежи Бузек. Польский премьер подчеркнул: «Дело нового газопровода не является сегодня причиной для каких-либо споров, мы готовы разговаривать. Возглавляемое мной правительство выступает за увеличение количества совместных проектов, которые будут полезными для Польши, России, Украины, Европы, но под тем углом зрения, что польза будет реальной, что ее почувствуют граждане стран, а не ради проталкивания каких-то партикулярных интересов». Для этого, напомнил Ежи Бузек, «стремимся созвать международную конференцию, чтобы за одним столом побеседовать об этих делах с нашими партнерами с Востока и из ЕС. Предметно и по-приятельски, без каких-либо посредников».

Юрий ЗЕМЛЯНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ