В понедельник Украина отмечает День местного самоуправления. Соответствующие мероприятия пройдут и в столице, и в регионах. В частности, в киевских школах будет проведен урок местного самоуправления, а мэр намерен отметить наградами лучших работников этой сферы. «Протокол» будет соблюден, но ведь суть этого Дня, по идее, как раз в том, чтобы внести в сферу самоуправления свежую струю, привлечь к работе в ней новых талантливых людей, оградить их от диктата и своеволия чиновников. Не секрет, что этот профессиональный праздник (если его можно так назвать) проходит в обстановке крайнего упадка местного самоуправления и общепризнанной необходимости коренных изменений. Несмотря на это реформы пробуксовывают, а в некоторых городах самоуправление в районах даже отступает и под лозунгом экономии средств вообще ликвидируется... Этим рядовые граждане как бы «ограждаются» от контактов с представителями местных властей и возможности влиять на них, а при неудовлетворительной работе — переизбирать.
Впрочем, проблемы городского самоуправления выглядят розовыми цветочками по сравнению с тем, что делается в сельской местности. Бюджеты сел, поселков и небольших городов практически пусты. Их с трудом хватает только на зарплату служащим. Для решения массы накопившихся еще с советских времен проблем средств просто нет. Так что реформа местного самоуправления, особенно в сельской местности, да еще в стране, подписавшей Европейскую хартию самоуправления, как говорится, ломится в дверь. Откроют ли? Особого оптимизма при ответах на этот вопрос в нашем обществе пока не чувствуется. Все ждут окончания выборов Президента, а также надеются на парламент следующего созыва, который, возможно, будет более работоспособным, чем нынешний.
На этом фоне министр регионального развития и строительства Украины Василий Куйбида, чье ведомство имеет административную реформу в качестве одного из ведущих приоритетов, выглядит «белой вороной». Он все же надеется в скором времени сделать территориальные общины дееспособными. По его словам, необходимо обеспечить «деконцентрацию и децентрализацию власти». В четверг на встрече с журналистами он уверял, что первый этап реформы можно провести даже на нынешней законодательной базе и завершить к маю, поскольку его ведомством уже подготовлен, а Кабмином утвержден системный пакет необходимых концепций и законопроектов. Он готов и ждет момента, когда появится политическая воля к его воплощению в жизнь. Больше того, министр надеется, что в ходе осуществления реформы местного самоуправления Украина может рассчитывать на существенную материальную поддержку Евросоюза, который откроет нам доступ в свои структурные фонды, благодаря чему можно будет направить в госбюджет до 200 миллионов евро.
Какой видит реформу Куйбида? По его мнению, она основывается на двух китах. Первое — это изменение границ сельских и поселковых советов таким образом, чтобы все необходимые услуги были для граждан в достижимых пределах. Второе — чтобы ресурсы местных советов позволяли эти услуги оказывать и развивать. Для этого им в юрисдикцию, по мнению министра, следует передать соответствующие земельные ресурсы (отвечая на вопрос «Дня», он высказал надежду что «войн» за них между сельсоветами не будет). Кроме того, Куйбида считает, что ресурсную базу территориальных общин составят такие три налоговых «столба», как налог на землю, налоги на прибыль предприятий и на доходы граждан. Кроме того, он очень надеется на принятие налога на недвижимость.
Министр также считает, что задуманная реформа позволяет подготовленному человеку, стоящему во главе местного самоуправления, стать успешным хозяйственником и даже муниципальным политиком. Готовить же сельских и поселковых голов и даже депутатов соответствующих советов должна, по его мнению, целостная система, концепция которой уже подготовлена министерством и одобрена Кабмином. И тут с министром не поспоришь: без такой системы рассчитывать на эффективность постоянно обновляющейся местной власти «можно будет только в своих молитвах».
В чем можно с ним спорить, так это в подходах к реализации реформы. Министр почему-то уверен, что простых граждан эта реформа мало интересует (при этом он хорошо помнит реформенный конфуз, случившийся с Романом Безсмертным), и ее судьбу должны решать главным образом специалисты, а также заинтересованные в ней сельские головы. Поэтому референдум, по мнению Куйбиды, вовсе и не нужен — достаточно четкой проработки...
И все же министр признает, что в имеющемся плане реформ самоуправления, наверняка, немало недостатков. Пока что не ясно, какой глубины достигнут преобразования, какие промежутки потребуется выдерживать между их этапами. Очень сильно подорвало перспективы этой реформы отклонение парламентом и Президентом бюджетной резолюции, в которой (нельзя не признать) содержалось немало сомнительных моментов. Поэтому многие, в том числе и глава парламента Владимир Литвин, предлагают начать реформу с эксперимента в одной из наиболее подготовленных регионов...
Тем не менее, у реформы местного самоуправления, действительно, нет альтернативы. Но, например, Арсений Яценюк считает, что начинать надо не с территориальной, а с административной реформы, которая должна обеспечить «привязку органа власти к реальной ситуации на местах». «Здесь ответ один, — говорит кандидат в президенты: — Ваш личный комфорт. Чиновники должны работать на вас, не затягивать процедуры, давать вам возможность развить свой малый бизнес, получить справку, подписать любой документ, выиграть суд и получить решение суда. Это база, с которой надо начинать».