Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зерновой резерв

Диктовать условия рынку — дорогое «удовольствие»
31 июля, 2002 - 00:00


«Украина вошла в шестерку крупнейших зерновых экспортеров, и мы не имеем права снижать эти темпы и терять существующие рынки сбыта», — сказал премьер Анатолий Кинах на последнем заседании правительства. Одновременно правительство не оставило без внимания и проблемы внутреннего рынка зерна. Тем более, что недавно парламентский комитет по вопросам АПК подверг его довольно жесткой критике и порекомендовал обеспечить создание в 2002—2003 годах соответствующих агентств и других хозяйственных организаций, которые бы занимались регулированием внутреннего аграрного рынка. В частности, путем ведения товарных и финансовых интервенций для стабилизации цен на сельхозпродукцию. Между тем у правительства уже имеются подобные «рыночные игроки». Один из них — Государственный комитет по государственному материальному резерву (Госкомрезерв) — уже начал закупку зерна нового урожая. Но первый вопрос, который «День» задал главе этого ведомства Владимиру КУРАТЧЕНКО, был более широкого плана.

— Больная экономика вынуждена проедать, а иногда просто транжирить свои запасы, чему мы были свидетелями в недалеком прошлом. Поэтому можно предположить, что состояние госрезерва является своеобразным и вполне реальным индикатором экономической ситуации. Как с этой точки зрения характеризуются перспективы нашей страны?

— Если в прошлые годы в Госрезерве была тенденция как можно больше продавать, то сейчас любая продажа компенсируется ростом аналогичных товаров. Речь идет в первую очередь о зерне, которого в прошлом году мы закупили почти в десять раз больше, чем в предыдущие годы. Кроме того, мы начали наращивать госрезерв нефтепродуктов: дизтопливо, бензин, авиационный керосин. Активно закупаем сахар. Все это — стратегические позиции, являющиеся для государства определяющими. Поэтому, если оценивать состояние экономики через ситуацию с государственными запасами, можно смело говорить о положительных тенденциях и растущих показателях. Страна накапливает богатства и держит их в своеобразном огромном хранилище — системе Госрезерва. Такая задача была поставлена Президентом и премьером с первых дней возобновления государственной системы Госрезерва.

— А как оценивается наполняемость «закромов родины», есть ли для этого какие-то нормативы?

— Существует норматив для неснижаемого запаса. А кроме того — верхний уровень накопления. Сегодня мы стараемся превысить неснижаемый запас и держать реальные резервы где-то посредине между этим запасом и уровнем накопления. Все свои оборотные средства используем именно на создание таких пропорций.

— Каким образом Госрезерв работает на рынке зерна? Получается ли влиять на его цену таким образом, чтобы цена удовлетворяла производителя?

— Страны Европы уже накопили большой опыт работы государства на этом рынке. На эти цели они резервируют в от 5 до 20% средств бюджета, чтобы компенсировать перепроизводство или неурожай и иметь возможность стабилизировать цены, изымая часть продукции с рынка или, наоборот, производя товарные интервенции. Мы вносили аналогичные предложения в бюджетный парламентский комитет, в правительство, чтобы создать такой резервный фонд для рынков нефтепродуктов и зерна. Но в бюджете-2002 эту идею осуществить не удалось. Поэтому в решении этих задач Госрезерв участвует собственными оборотными средствами, чего явно недостаточно для того, чтобы серьезно влиять на цены этих рынков.

— А какими возможностями располагаете сейчас?

— План по закупке зерна обязывает нас приобрести 200 тысяч тонн. Мы проанализировали все возможности и, очевидно, заберем с рынка около 300 тысяч тонн.

— Этого будет достаточно, чтобы удержать цены от падения?

— Думаю, не совсем. Чтобы удержать цены на приемлемом для производителей уровне, в такие годы, как нынешний государство должно изымать с рынка до трех миллионов тонн зерна.

— То есть в этом году оптовые цены на зерно опять будут низкими?

— Это будет зависеть еще и от экспортных возможностей. В прошлом году мы неважно подготовили к этому и порты, и транспорт. В этом году ситуация должна улучшиться, но многое будет зависеть от соотношения между экспортом и внутренними закупками. Поэтому о цене пока еще рано говорить...

— Каковы принципы вашей работы на рынке нефтепродуктов?

— Тут наша задача сводится к тому, чтобы накопить определенное их количество и время от времени по утвержденному правительством графику обновлять запас, не давая ему снизиться. Но и тут у нас нет значительного влияния на рынок. Как я уже говорил, бюджет нам этого не позволяет. А собственные оборотные средства не столь уж велики.

— Кто числится в самых больших ваших должниках?

— Это Минтопэнерго — около 1,5 миллиарда гривен, а конкретно теплоэлектростанции, которые сожгли газ и уголь из госрезерва в 1999—2000 годах. Дальше идет «Нефтегаз Украины». Сейчас мы подготовили постановление правительства, предусматривающее механизм расчетов и реструктуризации. Я думаю, что в августе или сентябре оно будет подписано.

— Готов ли Госрезерв защищать свои бюджетные потребности на 2003 год? Сколько вы просите и сколько, по вашему мнению, вам дадут?

— С учетом задач по стабилизации рынков зернопродуктов и зерна цифра получается довольно большая, выше я уже называл необходимую часть доходов бюджета. Понятно, что столько нам не дадут. А вот для того, чтобы просто поддерживать госзапасы, нужно около трех миллионов гривен. Но самое больное наше место — это расчеты за хранение. У Госрезерва около полутора тысяч хранителей. Им бюджет задолжал больше полумиллиарда. Эту сумму также следовало бы заложить в бюджет, но пока что на это надеяться не приходится. А еще пора бы уже определить, что нужно стране, промышленности в качестве мобилизационного резерва на случай военных действий или каких-либо природных или техногенных катаклизмов. Пока же мы живем по расчетам мобилизационного резерва на 1986 год. Новые расчеты еще не утверждены. Это создает немалые трудности: мы не знаем, что надо хранить, а что — нет. Затрачиваем, соответственно, лишние средства. Многое ведь можно было бы просто реализовать. Сколько уже исписано бумаги по этому поводу. Минтранс, Минпромполитики, Минобороны, Министерство здравоохранения вместе с Минэкономики должны составить мобилизационный план на 2003 год. Но пока, по- видимому, не могут.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ