7 сентября 2018 года на очередном пленарном заседании Верховной Рады Украины VIII созыва в 10.05 в зале было зарегистрировано 344 народных депутата, в действительности же там — как свидетельствуют фото и видео — реально присутствовало до сотни нардепов, включая спикера Андрея Парубия. Но спикер сделал вид, что все в порядке и начал заседание; оно длилось до 14.20, потом утомленные тяжким трудом на благо страны народные избранники разошлись вплоть до 18 сентября. Запланированные на 7 сентября законопроекты, понятное дело, пришлось отложить, потому что с голосованием по формуле «сам-три» (один физически присутствующий нардеп жмет кнопки за себя и двух виртуальных коллег) управился бы далеко не каждый.
И если бы это было первое подобное заседание, и если бы этот депутатский труд имел реально высокий коэффициент полезного действия! Одним словом, в лице Рады мы имеем не более чем карикатуру на парламентаризм, причем созданную самими же депутатами. Не случайно уровень общественного доверия к этому государственному институту находится где-то, как говорят, на уровне плинтуса. И таким он останется, несомненно, до конца нынешней депутатской каденции — если только нардепы не отколют что-то невероятное, скажем, не сформируют из своего состава (вместе с помощниками) штурмовую бригаду, которая отвоюет Донецк и Луганск, или не сформируют правительство, способное сломать хребет олигархам (большинству в фигуральном, а кое-кому в прямом смысле слова, за активное участие в разжигании очага войны и поддержку российских агрессоров). Но это, очевидно, ненаучная фантастика...
А надежда на то, что выборы в следующем году качественно улучшат ситуацию, это еще большая фантастика. Вспомним только, какой была Верховная Рада в конце 2014-го! Сколько в нее вошло заслуженных боевых командиров и рядовых бойцов, активистов Евромайдана и лидеров общественных организаций, независимых журналистов и ученых; 30 докторов и 77 кандидатов наук — четверть состава! Вспомним, как образовывалась правительственная коалиция, которая имела конституционное большинство и едва ли не собственной кровью расписалась под клятвой построить демократическую европейскую Украину! И куда оно все делось? Что случилось за неполных четыре года с депутатами? Во что превратились боевые комбаты, которые прошли огонь и воду? Кому служат «неподкупные» журналисты и за чьи деньги шикуют общественные лидеры?
Олигархическая система перемолола всех. Кого купила, кого запугала, кого морально сломила. А если кого-то и не перемолола (по нашему мнению, два-три десятка нардепов все же положительно выделяются на общем фоне, хотя бы потенциально), то заставила замолчать, не предоставляя им публичных трибун (а парламентарий без трибуны — это нонсенс вроде «горячего льда»). От отчаяния некоторые из них идут на откровенно прокремлевские телеканалы — мол, и там можно сказать правдивое слово. Сказать, конечно, можно, но в контексте пропутинской, антигосударственной пропаганды правда становится прислужницей лжи. Так как после честного патриота обязательно выскочит десяток спикеров «пятой колонны», а, как было известно еще Штирлицу, запоминается последнее...
Сейчас олигархическая система нацелилась на выборы, которые должны сделать невозможным ее разрушение, или, говоря языком политической теории, институционную ротацию элит. А невозможность такой ротации является едва ли не главным признаком диктатуры. «Железная пята олигархии», как называл такой политико-экономический строй Джек Лондон, наступила на Украину, и — несмотря на войну с Россией — не собирается уступать ничего, выжимая последние силы и ресурсы рядовых украинцев.
Конечно, определенная часть олигархата не только использует патриотические лозунги, но и оказывает сопротивление российской агрессии, так как Кремль угрожает ее капиталам и власти. Однако это сопротивление очень уж своеобразно: «патриотические» кланы и подчиненная им коррумпированная бюрократия не гнушаются «пилить» бюджет в свою пользу даже в той его части, где речь идет о военных расходах. А заодно еще и приторговывать с Россией, наращивая товарооборот с ней. Да, эти олигархи и их кланы — патриоты. Но патриоты оффшорных счетов. А Украина для них — средоточие выгодных сделок, невозможных в случае прихода Путина.
Повторим еще раз: этой публике тратить свои средства на потребности национальной безопасности — от военной до культурной сферы, «любить Украину до глубины своего кармана» (Евгений Чикаленко) не хочется. Даже очень не хочется. Не только в силу личных качеств, но и потому, что «белую ворону» заклюют и разорвут на куски. Таковы уж правила игры, которые изменить можно только силой, направленной извне. А без этого эффективность защиты национальных интересов Украины значительно меньше, чем могла бы быть, зато достаточно эффективно «распиливается» бюджет, девальвируются гривня и патриотические лозунги.
При этих обстоятельствах выборы в следующем году окажутся выбором между «своими» олигархами, патриотами оффшоров, и промосковской «пятой колонной», которая также является составляющей олигархической системы, но основные дивиденды получает теперь не от бизнес-сделок, а из кремлевских фондов, но мечтает наложить лапу на ВВП Украины. То есть речь будет идти о «демократическом» выборе между очень плохим и катастрофическим. Правда, еще есть «миротворцы», которые предлагают фактическую капитуляцию перед Путиным, «крепкий мир» на якобы «выгодных для Украины условиях». В случае «демократической» победы последних олигархическая система сохраняется, реальная «выгода» ограничивается преференциями в России для самих «миротворцев», действительно патриотические силы загоняются в тупик как «правые радикалы» (под аплодисменты определенных политиков Запада), а «пятая колонна», опекаемая Путиным, набирает силу и готовится выбросить на помойку «миротворцев», которые не учили историю и не ходили в церковь, поэтому не знают, чем заканчиваются соглашения с дьяволом, под какой бы личиной он ни скрывался.
Три варианта — в тех или иных комбинациях — вот и все. Ничего другого в стране, где экономику, бюрократическую машину и масс-медиа на 80-90% контролируют олигархи разного сорта, ожидать не приходится. В Верховной Раде, конечно, окажутся какие-то нормальные персоналии, однако их будет ощутимо меньше, чем в 2014 году, поэтому олигархическая система укротит их очень быстро.
Кое-кто в этих обстоятельствах уповает на деятеля, которого нередко нызывают «поющим Макроном». Мол, он станет президентом и обновит политический ландшафт, изменит правила игры в экономике и спасет страну. Наивно, если не сказать больше: Эмманюэль Макрон десять лет проработал советником в высших структурах исполнительной власти, а затем три года министром экономики. На момент избрания президентом он имел достаточно большой опыт управления государством. А какой опыт имеет его «поющий дубликат»? Несколько месяцев депутатства? Мы уже не говорим об очевидных связях этого персонажа с «миротворцами».
И вообще, хотя всеобщие выборы являются альфой и омегой популярных в наши дни западных представлений о демократии, это далеко не так. Как свидетельствует история, эта вроде бы идеальная процедура осуществления народовластия может привести к глубоко антидемократическим последствиям. Достаточно вспомнить опыт Германии 30-х годов прошлого века, где триумф нацистской партии состоялся в строгом соответствии с ультра-демократической Конституцией. А перед тем немцы в результате демократических, равных, справедливых, прозрачных и других выборов отдали более 50% голосов за две партии тоталитарного краснознаменного социализма — НСДАП и Компартию. В итоге Гитлер победил Тельмана, а сторонники коммунистов и даже некоторые члены ЦК этой партии стали истовыми национал-социалистами, не случайно «бесноватый фюрер» неоднократно говорил, что из коммунистов выходят замечательные нацисты. Ну, а 1932 год — преддверие торжества нацистов — был ознаменован целыми пятью общенародными голосованиями. Сплошной праздник демократии, на котором большинство немцев четко высказались против самой демократии, за концлагеря и всевластие спецслужб.
Всеобщие выборы и в наши дни никоим образом не гарантируют общественного продвижения, замену худшего лучшим, нередко все бывает наоборот. В Египте выборы после «арабской весны» привели к власти исламистов из числа пресловутых «братьев-мусульман», которые немного приглушили свою тоталитарную риторику. Запад хлопал в ладоши и восхищался тамошней «демократией». Но почему-то вскоре в этой стране при президенте-исламисте Мурси начались массовые эксцессы, направленные против египетских христиан и туристов-европейцев и громко зазвучали призывы «окончательно разобраться» с Израилем и иудеями. Вакханалии положили конец — при мощной поддержке со стороны образованного, проевропейского меньшинства населения — египетские генералы, однако очень недемократично, военным переворотом. Что интересно: перед этим Хиллари Клинтон, тогда госсекретарь США, приехала с визитом к «демократически избранным» исламистам, однако ее машину забросали гнилыми овощами толпы манифестантов, обвинявших Соединенные Штаты в предательстве идеалов демократии, не формальных, а настоящих.
Поэтому в Украине прежде чем механизм всеобщих выборов действительно заработает на демократию, а не на поддержку власти олигархических кланов, нужны решительные меры. Надо сначала очистить общество. Все, кто нарушал законы во времена Януковича, грабил страну, уничтожал нормальных людей и открывал против них уголовные дела, все продажные судьи и продажные прокуроры должны не продолжать сидеть в креслах, а сесть за решетку. Должна появиться новая элита. Ведь трудные времена элита должна переживать вместе со своим народом. Сын генерала Джохара Дудаева, первого президента Чеченской Республики Ичкерия, во время войны в Чечне одним из первых пошел воевать, был тяжело ранен. Джохар Дудаев говорил: «Я только потому имею моральное право требовать от других воевать, что мой сын был в первых рядах». А наши правители «дореформировали» медицину до такого состояния, что их жены боятся здесь рожать, а образование настолько разрушили, что посылают за границу своих детей. Лидеры формируются в тяжелых испытаниях. Жертвуют собой больше других — и становятся признанными представителями нации. У нас этого нет. Потому что никто из представителей олигархической системы не хочет жить такой жизнью, как миллионы украинцев, не хочет самоограничиваться. Зачем?
Зато, например, в Израиле политическая элита — это люди, которые принимали участие в многочисленных войнах за свою страну. Им не нужно объяснять, что такое патриотизм, как надо служить своей стране. Там практически все премьеры, президенты, министры — бывшие офицеры, генералы армии обороны Израиля. Это тоже не панацея, там тоже бывают коррупционные скандалы, однако они на несколько порядков меньше, чем наши. А власть там на несколько порядков эффективнее.
Возможно ли сменить олигархическую элиту Украины на выборах, которые проводятся по правилам, созданным олигархией, и под контролем олигархов? Риторический вопрос. Поэтому не надо бояться решительных действий для устранения олигархата во всех его ответвлениях — ведь по сути олигархическая власть не является демократией, это хорошо было известно еще античным мыслителям. Ее свержение и ликвидация действующей Системы как раз и открывают путь к настоящему народовластию.