Если фамилии героев вчерашней пресс-конференции в Укринформе заменить буквами, например N или X, то вряд ли кто-то догадается, о ком именно идет речь. Настолько типичные случаи они собой представляют. Подобное происходит по всей Украине. Пресс-конференцию давали адвокаты и родственники тех, кто, как они считают, безвинно осужден за убийство в Сумской области. Собрал их журналист Андрей Шульга.
Сына Ефросинии Воскобойник Александра из города Шостка задержали, выбили явку с повинной и посадили на десять лет. При этом никаких доказательств вины, кроме признаний самого осужденного, нет. Адвокат ромчанина Сергея Верхогляда Владимир Лазебный рассказал, что его подзащитный в то время, когда произошло убийство, находился на работе, о чем есть ряд документальных и устных свидетельств. Суд города Конотоп несколько раз отправлял дело на доследование. Наконец, председатель областного апелляционного суда с нарушением закона перебросил дело в Кролевецкий суд. Адвокат убежден, что это сделано для того, чтобы обеспечить должное обвинительное решение. Нина Моисеенко, мама осужденного за убийство Руслана Моисеенко, рассказала, что из ее сына выбивали свидетельства сначала ударами по рукам и по груди. Потом начали бить дубинкой по ногам. Поскольку у него ноги больные (он в свое время перенес операцию), то юноша не выдержал и написал свидетельство против самого себя. Других доказательств вины у следствия не оказалось. В руках убитой обнаружена прядь волос, которые отличаются по цвету от волос ее сына. Но на экспертизу эта прядь не отправлялась. Во всех случаях в противоправных действиях принимали участие и работники прокуратуры. Участники пресс-конференции голодали под Генеральной прокуратурой, обращались к народным депутатам, в другие учреждения, но получали только отписки.
Я не проверял правдивость свидетельств участников пресс-конференции. Теоретически они могут говорить неправду. Но я склонен верить им. Почему? Потому что в Украине сложилась типичная ситуация раскрытия тяжких преступлений. Очень часто так называемые правоохранительные органы не ищут виновных, а навешивают убийство на тех, кто попадется им под руку. А суд послушно штампует откровенно незаконные решения. В том числе и Верховный Суд. Если осужденным повезет и высшая судебная инстанция отправит дело на доследование, то это самое доследование продолжается бесконечно. Тем временем человек сидит. Это происходит потому, что все прекрасно понимают: осужденный не виноват, но в случае его оправдания кто-то должен ответить. А в правоохранительной системе рука руку моет, как нигде. Никто никого не желает подставлять.
Об этом уже мне приходилось писать неоднократно. Но воз и ныне там. Что делать? На пресс-конференции прозвучала мысль о необходимости родственникам и защитникам жертв в таких случаях объединиться в неформальную организацию, которая бы отстаивала их права. Иначе это будет переливание из пустого в порожнее.