Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зона «нестихийного» бедствия

Из 58 работающих шахт Луганщины только три функционируют нормально
21 августа, 2003 - 00:00

Запасов угля в недрах Донбасса хватит еще на 400 лет — такое заявление сделали недавно ученые-геологи. Только в Луганской области есть 5 миллиардов тонн разведанного топлива. Похоже, однако, что это именно тот случай, когда богатство не радует своих обладателей. Иначе чем можно объяснить тот факт, что эта, стратегически важная для экономики Украины, отрасль постоянно находится на грани коллапса?

Как только независимая Украина начала выстраивать концепцию собственного экономического развития, проблема реформирования энергетики встала перед законодателями и правительством во всей своей неизбежной остроте. На какой вид топлива должна ориентироваться динамичная рыночная экономика? Не устарела ли тепловая энергетика? Не следует ли перейти исключительно на атомные электростанции или ориентироваться на привозной газ? Движимые стремлением мгновенно примкнуть к числу высокоразвитых цивилизованных стран, наши реформаторы немедленно вспомнили, что Европа как будто отказывается от тепловой энергии как экологически и экономически небезупречной, что многие страны ликвидировали свои шахты и предпочли более современные источники энергии. При этом, однако, упустили из виду — по недомыслию или намеренно — то, что в последние годы и в Европе случился некоторый возврат к старой доброй тепловой энергетике — во многом из-за ряда аварий на АЭС; что, скажем, Швеция покупает энергию, произведенную в Польше на тепловых станциях; что процесс ликвидации шахт оказался непомерно тяжелым даже для такого экономического колосса как Великобритания. Что топливо для АЭС и газ придется покупать за рубежом, а значит, зависеть от экономической ситуации и политической конъюнктуры в странах-экспортерах.

Реструктуризация угольной отрасли 8 лет назад началась с того, что было принято поистине революционное решение: закрыть сразу все неперспективные шахты. В Луганской области таковыми назначили для начала 40. Сегодня они все еще находятся в процессе закрытия, а еще 8, очевидно, ожидает та же участь. Говоря о решении правительства одновременно ликвидировать несколько десятков шахт, Александр Ефремов, губернатор Луганской области, даже не пытается скрыть гнев и эмоции: «Это было, мягко говоря, неправильно — как стратегически, так и тактически. Механизм закрытия шахт не был продуман. Поступали так, как будто можно просто вычеркнуть из жизни не только угольные предприятия, но целые шахтерские города и поселки. Как будто можно просто объявить о закрытии шахты, не решив ничего — ни технических, ни экологических, ни социальных проблем. Выбросить на улицу тысячи шахтеров, не предложив им взамен новой работы… Политики решали свои задачи, руководители угольных регионов лоббировали свои интересы, а люди оказались ни с чем».

Зрелище разрушающихся горняцких городов и поселков впечатляет даже самые холодные сердца. Только ленивый не сравнивал эти прежде процветавшие территории с описанной братьями Стругацкими Зоной. Дома без света и тепла, целые поселки без единого телефона, заброшенные отвалы породы, на которых счетчик Гейгера начинает истерически щелкать, показывая запредельно высокую радиацию. Буржуйки с трубами, торчащими из окон пятиэтажек. Дырявые крыши, затопленные подвалы, разбитые коммуникации, Зоринск, Суходольск… А самое главное — потухшие лица и странное ощущение, что в городках остались одни женщины, старики и дети. Впрочем, ничего особенно странного: никакой войны — мужчины уехали на заработки в Россию.

Сегодня ни одна из подлежащих ликвидации шахт в Луганской области не признана Государственной комиссией полностью закрытой. «Физически закрытыми» условно считаются 29 угольных предприятий, остальные не дотягивают даже до этого критерия. А они и не могут быть сегодня полностью закрыты, поскольку недофинансирование программы реструктуризации угольной отрасли в Луганской области составляет 1 миллиард 670 миллионов гривен. Александр Кулагин, заместитель начальника управления промышленности облгосадминистрации: «Часть проблем правительству удалось решить: выплата задолженности по заработной плате уволенным шахтерам, обеспечение населения этих городов углем, регрессные выплаты. Но огромное количество проблем осталось не решенными. Не строится и не ремонтируется жилье и коммуникации, не решаются экологические проблемы. Есть серьезные трудности в создании новых рабочих мест для уволенных шахтеров».

При этом «Укруглереструктуризация» планирует взять в свое ведение еще 4 шахты Луганской области и ЦОФ «Суходольская». И начать их закрытие, дабы множилось число незавершенных проектов. На закрытие шахт Луганской области УДКР сегодня освоила 850 млн. гривен из необходимых по проектной стоимости 2,5 млрд. гривен, то есть 34 процента. В первом полугодии, в частности на физическую ликвидацию шахт, освоено 48 процентов от необходимого, на меры по смягчению социально-экономических последствий — 34 процента. За 6 месяцев выплачено долгов по регрессным искам 64,2 млн. гривен из необходимых 153,6 млн. гривен.

Между тем горняки работающих предприятий, долги по зарплате которым достигли уже вовсе астрономических величин, всерьез говорят: «Уж и нас закрыли бы, что ли. Тогда и мы получили бы свое заработанное. А так…» А так на сегодня работающим шахтерам должны 514,8 млн. гривен.

«Ситуация сложная, — говорит первый заместитель луганского губернатора Валентин Дзонь. — Государство должно определиться в принципе: нужен Украине уголь или нет. Должна быть создана новая долгосрочная концепция развития угольных регионов, изменение структуры их экономики. Если же уголь остается стратегически важным для Украины сырьем, то нужно объявить об этом, дать отрасли государственную поддержку... и не разовые вливания делать, а осуществлять постоянное финансирование. Логично пользоваться тем, что дала природа. Невозможно смириться с довольно распространенным мнением о том, что об угле нужно забыть. Правильно было бы соблюсти баланс интересов, сделать добычу угля рентабельной. Государство же с одной стороны говорит «наращивайте добычу угля», с другой — снова задерживает проплаты за добытое и поставленное топливо. Нельзя всегда решать проблемы одного дня, нужно смотреть в перспективу».

Сегодня все 58 работающих шахт Луганщины объединены в 9 государственных предприятий. Только 3 из них работают нормально. Не прибыльно — прибыльно не работает ни одна шахта, вся угольная отрасль остается сугубо дотационной, — а нормально. То есть выполняют государственный план. Флагманы демонстрируют впечатляющие успехи. Так, недавно шахта имени Вахрушева добыла 5- миллионную тонну угля государственного предприятия «Ровенькиантрацит» из запланированных 6 млн. тонн. В 2003 году шахта, по словам ее директора Виктора Лиликовича, намерена увеличить добычу угля почти на 15 процентов — до 2 млн. тонн. В 2004 году шахта «Белореченская» государственного предприятия «Луганскуголь» (Лутугинский район Луганской области) намерена выйти на проектную мощность по угледобыче в 1 млн. тонн угля в год. Как заявил главный инженер «Белореченской» Анатолий Удовика, благодаря активному техническому перевооружению, которое сейчас внедряет инвестор шахты, уже в нынешнем году шахта планирует вывести угледобычу до 750 тыс. тонн. В октябре планируется запуск еще одной — второй Восточной лавы. Открытие двух новых лав позволит к концу года увеличить добычу угля до 3 тыс. тонн в сутки.

Но и в подобных победных реляциях непременно присутствует горькая нота. Шахта имени Вахрушева, несмотря на все свои достижения, имеет задолженность по зарплате — впрочем, как и все остальные угольные предприятия. В июне вахрушевцам было выплачено только 15 процентов от причитающегося. Дебиторская задолженность шахты составляет 185 млн. гривен, кредиторская — 85 млн. гривен. По мнению руководителей предприятия, причиной такого положения является несбалансированная работа ТЭКа. «Только 70% поставленного горняками Луганщины угля государство оплатило. Значит, снова растет задолженность по заработной плате шахтерам, снова возникает социальное напряжение», — говорит Александр Ефремов.

В первом полугодии угольные предприятия Луганской области добыли 12,7 млн. тонн угля. По словам начальника Главного управления экономики Луганской облгосадминистрации Сергея Косарева, это на 1 млн. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом Косарев отметил, что проблемные угледобывающие предприятия Луганской области недодали более 1,7 млн. тонн угля. Причиной недостаточно высоких темпов добычи угля Косарев назвал недостаточную подготовку шахтного хозяйства и высокую изношенность основных фондов, возобновление которых требует средств, которых нет.

Уголь обходится области недешево во всех смыслах. 37 горняков погибли в шахтах только за первое полугодие 2003-го. То есть за каждый миллион тонн топлива отданы 3 человеческие жизни. Луганская область занимает 2 место в Украине по уровню профессиональных заболеваний. На долю Луганщины приходится 13,7% всех профзаболеваний в Украине, при этом самый высокий уровень — среди горняков. За шесть месяцев текущего года зарегистрировано 857 случаев, что на 351 случай больше, чем за аналогичный период 2002 года. Самый высокий удельный вес заболеваемости приходится на работников в возрасте 40-59 лет.

Основными профзаболеваниями в угольной промышленности традиционно остаются пылевые заболевания органов дыхания, удельный вес которых составил 93%. Высокий уровень заболеваемости связан с запыленностью шахт и комплексом неблагоприятных факторов (переохлаждение организма, загазованность, тяжелый физический труд).

В 2003 году в госбюджете для угольной отрасли было заложено 2,5 млрд. гривен при необходимых по программе «Уголь Украины» 6 млрд. гривен. Луганская область всеми силами намерена добиваться максимально адекватного потребностям финансирования угольной отрасли при формировании государственного бюджета на 2004 год. Об этом заявил первый заместитель луганского губернатора Александр Кобитев. По его словам, сейчас на всех уровнях идет активное обсуждение формирования госбюджета-2004. На финансирование угольной отрасли уже закладывается на 1 млрд. гривен меньше, чем в нынешнем году. «Предстоит серьезная борьба для того, чтобы добиться максимального финансирования угольщиков», — сказал Кобитев. 6 сентября в Луганской области планируется провести заседание Минтопэнерго Украины по проблемам реструктуризации угольной отрасли, где будут обсуждаться эти проблемы.

Елена ПРИВЕН, Луганск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ