На сегодняшний день, несомненно, не только благодаря
служебной иерархии, но прежде всего энергичности, именно Кузьмук является
главным двигателем армии, пытающейся хоть как-то двигаться вперед. Не исключено,
Кузьмуку самому придется вести армию между Сциллой и Харибдой экономических
и — главное — политических испытаний. И именно этот период его биографии
определит, чем придется расплачиваться как за стремительный карьерный взлет,
так и за большую звезду на погонах
Министру обороны Александру Кузьмуку по
случаю Дня независимости Президент присвоил самое высокое воинское звание
Украины — генерала армии. Вместе с министром внутренних дел Юрием Кравченко.
До сих пор такой чести в Украине были удостоены всего четверо — руководитель
генеральной военной инспекции при Президенте Виталий Губенко, экс-министр
обороны Виталий Радецкий, нынешний председатель НБР Василий Дурдинец и
экс-премьер-министр Евгений Марчук. Александр Кузьмук самый молодой из
всей этой когорты. И большая звезда на погоны от Президента стала свидетельством
его надежности.
ПУТЬ К СТОЛИЦЕ
Обстоятельства и характер. Эти две вещи обеспечили Александру Кузьмуку
стремительное восхождение по карьерной лестнице. Когда с должности командира
полка он был назначен командиром танковой дивизии на Днепропетровщине —
уже тогда было понятно, что начальство доверяет Кузьмуку «шмат» работы,
учитывая его решительность и энергичность, а не опыт. После дивизии был
32 армейский корпус в Крыму, где во время обострения отношений с крымскими
татарами Кузьмук продемонстрировал себя эффективным дипломатом и политиком.
Оттуда в октябре 95-го генерал и вышел на столичную орбиту, когда был назначен
на должность командующего Национальной гвардией. Как объяснял тогдашний
глава президентской администрации Дмитрий Табачник, «не потому, что новый
веник метет чище. Просто он более молодой, энергичный человек, прошедший
большую воинскую школу». Когда позже между законодательной и исполнительной
ветвями власти возник спор, кому же именно должна подчиняться Нацгвардия
— парламенту или Президенту — Александр Кузьмук категорически заявил: «Моя
позиция однозначна: все силовые структуры должны подчиняться Главковерху.
И только». Подобное не остается незамеченным.
Когда подыскивали замену строптивому Валерию Шмарову, сам Кузьмук на
это руководящее кресло так быстро не рассчитывал: «Кандидатом, если откровенно,
себя не считал. А тут вызывает Президент...». Так в июле 1996 года Александр
Кузьмук стал четвертым и самым молодым — в 42 года — министром обороны
в новейшей истории Украины. Он уже обогнал всех своих предшественников
по продолжительности пребывания на этой должности.
НА ОЛИМПЕ
Существовала угроза, что старожилы военного Олимпа предвзято отнесутся
к молодому министру. Впрочем, выяснилось: как такой генеральской оппозиции
в армии не существует. Отчасти прав был Валерий Шмаров, когда говорил:
«генералы — люди подневольные. Сегодня они думают так, а завтра по-другому».
Если молодость Кузьмука сначала кое-кого из них и раздражала, то недолго
— вслед за ним на должности начальника Генштаба не менее неожиданно появился
бывший командующий корпуса Александр Затынайко. Наконец, Кузьмук выигрышно
отличался в глазах генералов на фоне «чужака» Шмарова, которого они так
и не приняли.
Министр обороны со временем сократил штатную численность генералов из
386 до 280, а реально их и того меньше. Но он не трогал старой гвардии,
к которой можно причислить, за небольшим исключением, всех нынешних заместителей
министра вместе с командующими оперативных командований. Правда, как-то
Кузьмук заявил: вместе с сокращением армии будет уменьшено и количество
его заместителей, но потом все же отказался от этой идеи. Так как это вряд
ли укрепило бы его личное положение. На сегодняшний день, несомненно, не
только благодаря служебной иерархии, но прежде всего энергичности, именно
Кузьмук является главным двигателем армии, пытающейся хоть как-то двигаться
вперед. Хотя, принимая во внимание экономические реалии, это движение заржавевшей
машины, которая стремится сама себя перестроить, выбросив из собственного
тела лишние детали, оставляя неизменным костяк. Поэтому Кузьмука можно
считать модернизатором, а не реформатором войска.
Формальным достижением генералитета под руководством Кузьмука считается
разработка Государственной программы строительства и развития Вооруженных
cил. За отсутствие которой почти два года «клевали» Шмарова и которую едва
ли не за несколько месяцев удалось довести «до ума» Кузьмуку. Является
ли это проявлением военного гения? Вряд ли, так как быстро представленная
на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны программа сохранила
в основном черты документа, который продолжительное время блуждал по кабинетам
Минобороны и Генштаба и был альтернативой плана Шмарова. Три оперативных
командования вместо 7 оперативно-территориальных командований, которые
планировал создать Шмаров. Сохранены четыре вида войск, которые раньше
планировалось довести до трех, объединив ВВС и ПВО. Завершить перестройку
и создание немногочисленной боеспособной армии к концу 2005 года.
Позже выяснилось, что отдельные детали программы трудно согласовать
с реальностью. Это и не удивительно, учитывая то, что речь идет о выполнении
долгосрочного документа в условиях, когда неизвестно, что будет завтра
с нашей экономикой. Но на фоне всех неожиданностей — будь то директива
Д-1 о сокращении, приостановка призыва или секвестр оборонного бюджета
— Кузьмук не дал повода подчиненным сомневаться, что он имеет какую-то
слабинку, что его позиции покачнулись и что он хоть кому-то из своего окружения
уступает в напористости либо умении «держать удар».
СОСЕДИ
В теплой частной беседе от сотрудников аппарата СНБО можно услышать
довольно жесткие утверждения об эффективности работы армейского генералитета.
Мол, те не могут точно посчитать ни численность самой армии, ни количество
ракет в арсеналах. Фактически эти высказывания являются проекцией тех служебных
отношений, которые существуют между министром обороны и секретарем СНБО.
Разумеется, о реальном состоянии их отношений не знает никто, кроме
их самих. Хотя некоторое раздражение председателя СНБО Владимира Горбулина
относительно Александра Кузьмука время от времени проскальзывает и публично.
Когда в Киев приехал министр обороны России, то, комментируя его переговоры
с Кузьмуком, секретарь СНБО во всеуслышание обронил: мол, ради двух подписанных
документов не стоило собирать вместе такое количество генералов. Публично
досталось Кузьмуку вместе с начгенштаба Затынайко за неудовлетворительное
выполнение мероприятий программы сближения с НАТО.
Одно из должностных лиц, приближенных к Кузьмуку, попыталось так объяснить
отношения министра и секретаря СНБО: «Это две сильные личности, поэтому,
как говорят, и находит иногда коса на камень». Однако еще одно из объяснений
основывается на том, что Горбулин, учитывая и нацбезопасность, и работу,
которую приходится делать за генералов, ревностно зачисляет армию в круг
своих интересов. А министр обороны порой норовит решать проблемы «через
голову» секретаря СНБО — непосредственно с Верховным Главнокомандующим.
Хотя формально все верно — никто ведь не отменял указа, что силовые министре
подчиняются непосредственно Президенту. Так что полное алиби.
НА ТО ОНО И НАТО
Почти каждая значительная делегация из НАТО в Киев считает нужным поговорить
с нашими о проблемах демократического контроля над вооруженными силами.
По их логике, погоны и лампасы якобы не являются атрибутом министра в демократическом
обществе. Когда Кузьмук сменил Шмарова, то Леонид Кучма, чтобы демократическая
Европа носом не крутила, объяснил: «О гражданском министре будем думать
тогда, когда армия станет твердо на ноги». Сейчас в Украине стала складываться
уже собственная схема демократического контроля за ведомствами в погонах,
хотя этот нюанс настойчивым натовцам Киев еще не втолковал. Де-факто функции
вот того гражданского министерства обороны вместе с гражданским министром
у нас выполняет Совет национальной безопасности и обороны с ее секретарем
Владимиром Горбулиным. Именно там принимаются принципиальные решения о
судьбе армии. И при таком раскладе сил теряют смысл любые дискуссии о том,
демократично ли то, когда во главе армии генерал. А теперь — и целый генерал
армии.
Но такая схема (все за кулисами, а на сцене — только Кузьмук) вряд ли
устраивает самого министра. Особенно когда дело доходит до конкретных вещей
— например, таких «мелочей» как выплата денег для армии или строительство
квартир. Задержки зарплаты и бесперспективная надежда каждого второго или
третьего офицера получить наконец свою крышу над головой — это так или
иначе порождает недовольствие, которое попадает и в самого министра. Ведь
сразу после назначения на должность Кузьмук обратился с открытым письмом
к подчиненным, в котором не побоялся заявить: «Командир, который не решает
проблем подчиненных, сам становится проблемой». Это звучало как обещание
едва ли не горы свернуть.
Но если ситуация до сих пор принципиально не изменилась, кто же тогда
является проблемой, как не тот, кто на виду и в фуражке с кокардой? Комбинация
хрестоматийная. Угрожающую односторонность своего статуса Кузьмук уже ощутил.
Поэтому на одной из пресс-конференций он говорит о том, что демократический
контроль — это не только когда военные подотчетны гражданским, но и когда
государственные структуры тоже несут ответственность за необходимое удовлетворение
потребностей армии. Намек понятный, однако осторожный. Иначе опасно. Оказавшись
в такой же ситуации российский министр Игорь Родионов попытался было пощекотать
нервы власти заявлениями об угрозе неуправляемости ядерных арсеналов. Получилось
неудачно — сняли с должности.
БОИ ЗА ПАРЛАМЕНТ
В Украине всех министров обороны освобождали не за просчеты в строительстве
или «перестройке» армии, а за попытку вмешаться в большую политику. Кузьмук
хорошо усвоил эту ошибку своих предшественников. И стремится следовать
правилам игры, определенным для военного — быть от политики как можно дальше.
Но так не может продолжаться бесконечно. Кузьмук как сам все больше превращается
в политическую фигуру, так и сама политика все плотнее окутывает генерала.
Так, Кузьмук попробовал организовать массовую атаку подчиненных на завоевание
депутатских мандатов. Сам, кстати, в эту борьбу не втягиваясь, хотя такие
предложения к нему лично были. Около ста военных — в основном старшие офицеры
и генералы — баллотировались в Верховную Раду. Цель военно-политического
маневра заключалась в том, чтобы сформировать там собственное лобби, что
в идеале должно было ускорить принятие нужных армии законов. Атака провалилась
— не прошел ни один. Поэтому Министерство обороны оставалось при своих
интересах. Хотя новые нюансы после выборов все же прибавились...
Александр Кузьмук, который до сих пор, кажется, не здоровается с Петром
Симоненко, которого он во всеуслышание назвал «политической трухой», был
вынужден искать взаимопонимания с парламентскими победителями — представителями
коммунистической фракции, которые, среди прочего, контролируют очень важный
для Кузьмука Комитет по вопросам обороны и госбезопасности. Но выяснилось,
что найти общий язык с его председателем коммунистом Георгием Крючковым
— дело несложное, свидетельством чего и стала их первая встреча. Коммунисты
являются сторонниками увеличения — бальзам на сердце министра — расходов
на оборону в следующем году. Тогда как правительство по проекту бюджета-99
для начала пообещало дать армии всего 1,3 млрд. гривен, что на 300 млн.
меньше чем в текущем году. «Последствия подобного решения могут быть трагическими»,
— предупредил Кузьмук. Ведь и так в этом году уже пришлось ради экономии
приостановить призыв, сокращать армию быстрее, чем было предусмотрено Госпрограммой,
прибегнуть к завуалированному сокращению — примерно на треть — заработной
платы офицерам.
Коммунисты вряд ли простят Кузьмуку как упреки в сторону партийного
лидера, так и уступчивость в контактах с НАТО, когда наконец парламент
отвоюет право влиять на назначение силовых министров. Давайте вспомним
нашего спикера Александра Ткаченко, с которым единодушен и Комитет по обороне:
«Статьи Конституции следует серьезно улучшить... Силовые министры должны
назначаться не указами Президента, а решениями парламента». Но это — слишком
отдаленная перспектива на фоне событий, которые значительно раньше могут
весьма сказаться на карьере Кузьмука. Речь идет о президентских выборах.
ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Как глубоко будет втянута армия, несмотря на продекларованную внепартийность,
в битвы гигантов — будет зависеть от руководства. На примере экс-министра
обороны Виталия Радецкого можно говорить о том, что иногда это может закончиться
прямыми призывами генералов к армии правильно «подать голос». Хотя тогда
Радецкому не оставили выбора. Именно Кравчук, которому по служебному долгу
и должен был симпатизировать электорат в погонах, дал ему звание генерала
армии. За это нужно было отблагодарить. А широта благодарности контролировалась.
Ведь в армии сохранилась из советских времен система так называемых закрытых
избирательных участков. Это когда военнослужащие голосовали отдельно от
гражданского населения. Поэтому можно как проследить волеизъявление людей
в погонах, так и подкорректривать лояльность. При Кузьмуке армия дальновидно
избавилась от весьма опасных для генералитета закрытых избирательных участков.
Как предупредительный шаг можно рассматривать и введение должности гражданского
заместителя министра по вопросам внешней политики и связей с общественностью.
Именно на это лицо можно возложить всю черновую работу по проведению избирательной
кампании в теле армии, разумеется, вместе с ответственностью за этот процесс.
Хотя наиболее вероятная кандидатура на эту должность — нынешний посол Украины
в США Юрий Щербак — не захотел оказаться в роли такого камикадзе. Если
этот кадровый пробел не будет заполнен где-то в сентябре — октябре, то,
не исключено, Кузьмуку самому придется вести армию между Сциллой и Харибдой
экономических и — главное — политических испытаний. И именно этот период
его биографии определит, чем придется расплачиваться как за стремительный
карьерный взлет, так и за большую звезду на погонах.