Сегодня все мы являемся свидетелями действительно важнейших моментов в истории нашего государства и общества. Вне зависимости от того, каким будет окончательное разрешение «кризиса политического доверия», возникшего по результатам президентских выборов, уже сегодня можно сделать несколько важнейших выводов, говорящих о том, что Украина стала иной.
Во-первых, сегодня уже никто не может сказать, что в Украине есть народ, но нет политической нации. Эти понятия стали равновеликими, тождественными и нераздельными.
Во-вторых, на наших глазах произошла не просто «эмансипация» отдельных органов местного самоуправления, а, по сути, становление автономной и полноценной регионально-представительской ветви власти в лице горсоветов и облсоветов. И это, как говорится, — необратимая тенденция, а не случайное недоразумение. И теперь нужно думать о том, как ввести территориальную политическую инициативу в правовое и институциональное поле.
В-третьих, состоялось осознание того факта, что украинский парламент наконец-таки должен стать полномочным и влиятельным органом власти в Украине. А это значит, что вопрос о конституционно-политической реформе должен рассматриваться уже не в теоретической, а в практической плоскости, независимо от персоналий и приватных политических позиций.
В-четвертых, сегодня судебная ветвь власти стала тем «последним арбитром», от которого ждут окончательного решения сложившейся «патовой» ситуации. А это заставляет по-новому взглянуть на существующие проблемы в системе судебных органов: на материальное обеспечение украинских судов и судей, на качество соответствующих законов, на «чистоту рядов» и особенности взаимодействия с другими институтами поддержания справедливости, законности и т.п.
В-пятых, последние события показали несостоятельность де-факто практиковавшейся до сих пор со стороны крупнейших государств мира политики, в соответствии с которой позиция в отношении Украины была лишь производной от российского внешнеполитического вектора. Хотелось бы, чтобы вслед за «журналистским десантом» Си-Эн-Эн и Евроньюз и многие известные европейские политики убедились бы в том, что «Украина — не Россия!» во множественных смыслах этого выражения.
Еще — и это очень важно — на фоне бесчисленных попыток со стороны государства к регулированию и реформированию политики в сфере СМИ (к чему и сам автор имел непосредственное отношение в разные периоды работы в разных составах правительства) сработал механизм самоорганизации в медийном пространстве. Журналисты осознали, что их профессия и основная сила — это говорить Правду. Что их главный капитал — это Репутация. Что их оружие — это Единство. Теперь нужно научиться говорить Правду корректно и непредвзято. К тому же Правдоговорящие — не делятся на украиноязычных и русскоязычных. Поэтому теми процессами, которые уже происходят, не нужно пытаться «рулить», а нужно не мешать, а еще лучше — поддержать либеральными законодательными инициативами. Пусть действительно в Украине будет слышно больше языков и мнений!
События в Украине, без сомнения, стали некой «точкой бифуркации», после прохождения которой меняется как внутреннее качество системы, так и ее внешний контекст. И от того, чем завершится нынешняя ситуация, во многом будет зависеть дальнейший характер процессов на всем постсоветском пространстве.
Однако это вопросы пусть даже и не столь отдаленного, но все таки будущего…
А сейчас мы имеем тысячи людей, которые вышли поддержать своих кандидатов и отстоять свой выбор на площадях и улицах Украины. Каким бы ни был этот выбор, люди, защищающие его, — достойны уважения и поддержки! Именно это и есть те Граждане, которые изменили Украину, оказались мудрее многих политиков и не дали расколоться единому украинскому обществу.
Именно это и есть та Третья сила, появления которой все ждали перед выборами, к слову и действию которой готовы были прислушаться и присоединиться многие во власти и в обществе. Эта сила — первая и единственная по своей значимости.
Сегодня можно много говорить о формулах возможного политического компромисса. По моему мнению, даже модель определения президента «одного цвета» и премьера «другого», в рамках уже зафиксированного ЦИК результата и нынешнего объема полномочий — бесперспективны.
Выход из сложившейся ситуации, как мне кажется, может состоять в проведении новых президентских выборов после внесения изменений в выборные процедуры, после установления эффективных способов контроля за голосованием и подсчетом голосов, а также после того, как будут согласованы главные условия будущей основательной конституционно-политической реформы.
Ни у кого больше не должно быть абсолютных политических прерогатив. Украине не нужны новые «кормчие», «вожди нации» (особенно колоритно звучит этот термин в германской языковой интерпретации) и потенциальные «претенденты на места в мавзолеях». Поскольку зачастую политики, верящие в свою исключительность и историчность, бывают опасны для гражданского общества. Никому не приходит в голову называть, например, того же Т.Блера или Г.Шредера лидерами или отцами нации…
Украине нужны не столько новые лица власти, сколько новое качество власти, которая гарантировала бы соблюдение Конституции, исполнение законов, инновационное развитии экономики и общества.
Знамена такого Государства и таких Граждан — сине-бело-оранжевые!
И я — за такой триколор, я — за эту Третью силу!...