Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Еще один образ из нашей современности

Прочитала книгу Лины Костенко «Записки українського самашедшого» и захотелось поделиться своими впечатлениями...
10 марта, 2011 - 20:54
ФОТОШТРИХ С КИЕВСКОЙ ВСТРЕЧИ С ПОЭТОМ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Попытка проанализировать и оценить ситуацию, сложившуюся вокруг романа Лины Костенко «Записки українського самашедшого», в конце концов привела нас к глобальному вопросу: почему в Украине спрос на провокацию превышает спрос на смысл? Дискуссия, которую «День» вместе с коллегами из разных регионов начал несколько недель назад на страницах «Пресс-клуба» («День» №34-35), получила продолжение в текстах наших авторов и письмах читателей. Предлагаем вам самые интересные из них.

Приятно, что в истории останутся все затасканные персонажи нашей современности в действительно реалистическом виде. Недостойные поступки недостойных людей не анализировались со всех сторон долго-долго, а просто назывались своими именами. И я о них не буду. Осточертели. Приятно, что наконец появились живые образы моих современников из уст классика. И в этом мире сразу стало легче ориентироваться.

Я выросла на Полесье, и образ тещи у Лины Костенко абсолютно тождественный моей бабушке. Тот же говор, мудрые и емкие словесные выкрутасы — один к одному.

Образ Льва, инвертированного в пустыню, тоже пронзительно знакомый. Пол-Украины таких Львов. Они говорят, что все плохо и будет еще хуже. Это очевидно. Это объективно. Они претендуют на объективность и поэтому смотрят на мир немного пренебрежительно и немного устало. Это такая, своего рода, черепашка, в которой если спрячешься, то тебя не видно, но ясно, что ты другой. А какой другой... Об этом никто не знает. Хоть бы нос высунул для идентификации! А может, он просто ничтожество и скрывает это от самого себя максимально долго. Будем надеяться — если он поставил себя на неприкосновенное хранение, то ему таки есть что оберегать. Все же я не люблю таких людей. Они не говорят ничего нового, по-видимому, бесплодные.

Образ жены главного героя тоже близок. Сама такая. Не люблю, когда мужчины молча созерцают и переживают очень долго. Нет, я хорошо понимаю, что именно для мужественных мужчин характерна очень нежная жизнь чувств. А тот, кто выпирает наружу свое гипертрофированное мужество, в действительности компенсирует полное ее отсутствие. Но... Мужчина должен бояться, анализировать, но все-таки выходить из теплой пещеры и идти в джунгли, населенные хищными людоедами. Иначе жизнь остановится. Женщина поддерживает огонь в пещере, и не дай Бог ему погаснуть. А мужчина идет в джунгли. Нет, мне не симпатичен Ваш главный герой. По сравнению с бандюками, у которых давно уже все атрофировалось, что составляет для меня как женщины хоть какую-то ценность, он еще живой. Пытаться сохранить в себе это живое, настоящее, глубокое и быть никому ненужным — это трагедия. Всегда намного важнее сохранить то, что здорово, чем лечить больное. Но здоровое по определению должно побеждать больное, потому что оно сильнее. Я вправе ожидать такого от нормального мужчины. То есть — войны. Конечно, мы должны переводить первобытные инстинкты в культурную плоскость. А кто сказал, что война — это обязательно кровопролитие.

Жаль того персонажа, который выехал в Силиконовую Долину. Дерево мощно растет там, где его корень. Это органично. Человек способен полностью отдать себя в жертву. Например, науке. И уже не углубляешься в проблемы окружающей бурлящей жизни. Нужно, чтобы она не задевала и была немного комфортной. В науке ты себя реализуешь, но что-то в тебе непременно умрет и в процессе отмирания очень отомстит.

Лина Васильевна сказала, что нам нужно советоваться. А мне почему-то захотелось добавить в серию живых персонажей моих современников еще один образ. Можно, я опишу его историю в главных чертах, это будет звучать оптимистично, и это реальный человек.

Его сознательное детство пришлось на 80-е годы прошлого века. Он хорошо помнит двойные стандарты в школе. В теории все сводилось к тому, что бедные когда-то были обездолены богатыми, а сегодня очень счастливы, за что должны воспевать партию и Ленина. На практике в его родном селе самым большим хозяином считался тот, кто умудрялся больше всех красть из колхоза, и потому считался богатым. Он спрашивал у родителей, почему в кинофильмах о советском селе люди такие хорошие, преданно работают на благо коммунистического будущего, а у нас наоборот. Еще как-то он наблюдал, как председатель колхоза замахнулся на старого ездового за какой-то пустяк, а тот только голову вогнул. И люди, их там было много, не защитили и не набили морду хаму. В его понимании это была бы симметричная реакция. Бабушка рассказывала о голоде в другой Украине. Как приползали оттуда голодающие, наедались и сразу умирали. А еще старые люди не хотели вспоминать свои подвиги на войне, когда он их спрашивал. Это было странно.

Так маленький ребенок в интеллектуальном и эмоциональном плане зримо перерос систему. Система, которая не сумела справиться даже с крошкой, должна упасть и упала. Он бы дорого поплатился, но он родился очень вовремя. В старшем школьном возрасте он легко получал ответы на все свои вопросы. В юности он серьезно занимался формированием собственного мировоззрения. Это тогда, когда мир вокруг разрушался, и его сносило неизвестно куда. Здоровый инстинкт подсказывал, что нельзя плыть по течению, потому что занесет, куда не хочешь. Поэтому он изучал Соловьева и Бердяева, Фромма и Юнга. Помните, в начале 90-х годов везде на улицах городов были книжные раскладки. Там все это можно было купить. Он понял — кто, как и зачем им манипулировал. Так он выдавливал из себя раба. И с ужасом осознал, насколько больно окружающее его общество.

Он родился очень вовремя. Не стало Системы, воцарился хаос, а он уже умел структурировать хаос. Удалось построить и свой мир, и свою семью. Была одна беда — нужно было ходить на работу. Значит, сталкиваться с остатками Системы в формате: начальник — подчиненный, где начальник —тупой самодур с двойной моралью, а подчиненный — не дай Бог он умнее, этот подчиненный. Он бы не вписался в этот ужас.

Жизнь вытеснила его в бизнес, был такой выход. Там нужно было полагаться только на свой ум и нести за себя полную ответственность. Для него это уже было естественно. В бизнесе он почувствовал, что деньги — также свобода, и это было приятно. Вместе с бедностью он победил и тех начальников, которые греют кресла в кабинетах, которые давно никому не нужны. Между ним и гнилью, которая воняет, образовался барьер — упрощенная система налогообложения. В этом году кто-то захотел разрушить это. Теперь этот у него враг номер один. Он уже никогда не будет рабом. Какой-то глупец объявил войну человеку, который умеет побеждать в самых тяжелых битвах и которому судьба всегда улыбается.

Сегодня он строит домик, вокруг которого будет его собственная земля и садик вишневый. Это очень по-украински. Так он придает форму своему миру.

Судьба перебрасывала его из одного инкубатора в другой. По-видимому, то, что судьба в нем выращивает, имеет большую цену... Он построит свой дом быстро. А что будет дальше? Если рабы будут продолжать платить невероятную цену за побег от свободы? Если так много будет вожделенных и хищных взглядов на дорогую и плодородную землю, которую наши смелые предки отвоевали у Дикой Степи? Если человек и в дальнейшем будет продолжать бояться взглянуть на себя в зеркало и будет убеждать себя, что он добрый, а зло где-то там — в России, в Европе, за забором у соседа или и вообще мир взбесился? По крайней мере, одно понятно точно. Должен быть патриотизм и должна быть независимость. Еще Юнг убеждал: если ссора внутри страны, то это ничего. Будут смотреть друг на друга и видеть собственную тень — то зло, которое спроектировали друг на друга. А это уже прогресс. Уже раб видит, что он не жертва, а раб. Гни спину и не нарекай или сбрасывай ярмо. В эпоху информатизации рабам будет очень трудно найти себе инкубатор. Потуги новейших идеологов предложить такой инкубатор даже моим детям кажутся смешными. Главное — не потерять независимость. В независимой Украине со временем все встанет на свои места. Живем на райской земле. За это держимся. Беда, что трудно любить этот больной, истощенный народ, который порождает химеры. Никто уже не будет ходить в народ, и искать там истину. Истина — в душе конкретного человека. Один человек может что-то тихонько сказать и этим перевернуть мир.


Ирина КОТИК, с. Розкишна Киевской области

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ