Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Глазами Другого

Трагические события 11 сентября 2001 г. потрясли не только Америку, но и весь мир
20 сентября, 2001 - 00:00

В качестве первой и основной причины случившегося специалисты в большинстве комментариев называют распространение и даже глобализацию терроризма. Но действительные причины этой трагедии лежат глубже — в сфере мировоззрения, и если подходить к этому прескорбному событию поверхностно, развитие мира может пойти по самому худшему сценарию.

Поэтому попробуем разобраться, какие же действительно процессы происходят в мире на рубеже тысячелетий.

Априорно считается, что цивилизация — это та социокультурная система, которая присуща только западным странам. Те незападные страны, которые следуют этому пути, называются полуцивилизованными (Япония), а остальные — нецивилизованными или варварскими. А процесс глобализации подменяется понятием вестернизации. В действительности западные страны представляют собой лишь одну из многих цивилизаций, в чем-то лучшую, а в чем-то худшую по сравнению с другими.

По оценкам разных социальных философов (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин) в мире существовало около 30 цивилизаций. К настоящему времени осталось 7-8.

Один из самых знаменитых современных специалистов по цивилизациям С. Хантингтон выделяет такие цивилизации: западная, конфуцианская (китайская), японская, исламская, индусская, славяно-православная, латиноамериканская и, возможно, африканская. Он первым на Западе в начале 90-х обратил внимание на возможность столкновения цивилизаций.

Каждая цивилизация представляет собой достаточно сбалансированную культурно-экономическую и философско-религиозную систему, так что любое фрагментарное воздействие на нее извне с целью изменения какой-либо составляющей приводит к реакции всей системы, которая может быть в зависимости от обстоятельств как позитивной, так и негативной. Следует отметить, что ментальность массового человека любой цивилизации представляет собой крайне инерционный природный инструмент. Ментальность может плавно изменяться в течение столетий, но при радикальном взрывном воздействии вызывает бурную реакцию отторжения.

«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СТИЛЕ «ВЕСТЕРН»»

Западная цивилизация вырвалась вперед совсем недавно. Лишь в XVIII веке она начала обретать современные черты, при этом надо учесть, что доминирование оценивается лишь с точки зрения одного фактора — материального. С позиции религиозно-духовной, культурной или философской западной цивилизации по-прежнему очень далеко до японской, китайской или индийской.

В то же время, китайская цивилизация вплоть до XIV века являлась безусловным мировым лидером и в культурном, и в экономическом отношении и смотрела на окружающий мир как на варварский, тем более на захолустье этого мира — Западную Европу.

Многие передовые достижения Европа заимствовала у других цивилизаций. Арабские числа (в том числе и «ноль» — гениальное открытие) пришли в Европу через исламские страны из Индии; бумага, печатный станок, порох, компас, фарфор, перепись населения и многое другое — из Китая.

Символ Западной Европы — бумажные деньги — также изобретены в Китае еще в IX веке.

Япония первой показала, что и другие цивилизации, творчески ассимилируя западный опыт, могут конкурировать с западной цивилизацией на экономическом поле.

Однако каждая цивилизация представляет ценность для мира не своей способностью идти по пути вестернизации, а благодаря возможности создавать свою уникальную, «высокую» культуру (в противоположность массовой или народной).

К такой позиции в последнее время начали склоняться и многие западные интеллектуалы. Так, М. Говард пишет: «Распространенное на Западе представление о том, что культурное разнообразие — это исторический курьёз, что другие культуры быстро отступают перед англоязычной, ориентированной на Запад мировой культурой, которая формирует наши основополагающие ценности — это представление просто не отвечает действительности».

В своей работе «Запад: уникальный, но не универсальный» (1996 г.) С. Хантингтон приходит к мнению; которое лет пятнадцать назад выглядело бы в глазах западного мира попросту провокационным: «Сама идея о том, что незападные народы должны принять западные ценности, институции и культуру, по сути, является ненормальной. Европейского глобализма уже нет и американская гегемония отходит в прошлое; по крайней мере она уже не нужна для защиты США против ядерной угрозы, как в период холодной войны».

Предлагаемая Западной Европой и олицетворяемая США универсальная концепция — все в мире «вращается» вокруг одного центра — культуры Европы — напоминает нам аналогичную концепцию единственно верного учения — марксизма-ленинизма. Однако поражение коммунизма в экономическом соревновании создало иллюзию, что западная цивилизация избранная, а концепция вестернизации — единственно правильная и представляет собой панацею от всех проблем. Подражая западным странам, мир станет универсальным, а население земного шара — счастливым и наступит «конец истории». Но самыми счастливыми будут граждане, живущие в западных странах — так называемый «исторический народ» (Гегель), составляющий «золотой миллиард», с ядром наиболее счастливых избранников в количестве 300 тыс. человек.

Такое распределение ролей вызвало крайне негативную реакцию со стороны других стран — носителей иных социокультурных ценностей: Японии, Китая, России, Ирана, Ирака. В последнее время к ним присоединилась Индия.

Каждая страна в лице своей элиты начала искать свой путь развития и противодействия вестернизации.

Одни, например Россия, хотят сохранить свои исконные ценности, но ей не чужды и такие ключевые понятия западной цивилизации, как гуманизм, свобода, демократия. Концепция коммунизма также была разработана западными учеными. Общими у православных и западных стран является и языковая семья — индо-европейская, и базовая книга — Библия. Хотя православная цивилизация вместе с западной представляют скорее единую цивилизацию — христианскую, это родство не хотят признавать многие на Западе, отождествляя православие с исламом.

Еще сложнее обстоит дело с другими цивилизациями.

Такие политические понятия, как гражданское общество, свобода, демократия, права человека были изначально чужды японцам, китайцам, индусам. Декларация прав человека основана исключительно на европейской культуре. При ее переводе на языки других цивилизаций возникли существенные сложности. Китайский термин «tzuyu» и японский «jiyu», выбранные для адекватной передачи слова «свобода», несли негативный смысловой оттенок: «эгоистический», «своевольный».

Особенно резкое отторжение наблюдается со стороны исламской цивилизации. И их можно понять. Такие западные «ценности» как порнография, проституция, массовая культура, а в последнее время — навязчивая терпимость к гомосексуализму и однополым бракам, которые после Голландии уже получили признание и в Великобритании, вызывают у представителей исламских стран, так называемых «фундаменталистов», желание уничтожить всю западную цивилизацию как рассадник зла. Следует помнить, что в исламских странах категорически запрещено и употребление алкоголя.

Нахрапистая и пренебрежительная к культурам других «варварских» стран внешняя политика США, достигшая апогея во время администрации Клинтона, привела к глобальному росту антиамериканских настроений.

Бомбардировки Триполи, Бенгази, Афганистана, Ирака и Судана напоминали присвоенную США роль «мирового жандарма». Гражданское население в учет не принималось. Особенно шокировало незападные страны методичное разрушение американскими вооруженными силами Белграда, что, по сути, ничем не отличалось от террористического акта, а «точечные» удары ракетами попадали даже в Болгарию.

Поэтому, в организации удара по США могли участвовать любые радикально настроенные силы как из любой указанной выше страны, так и из ряда других стран.

Ведь удары были нацелены не по образовательным центрам США, заполненным стадионам, концертным залам, зданию ООН или жилым кварталам, а именно по американским символам: политическому — Белому Дому, военному — Пентагону, финансовому — «Всемирному торговому центру», штаб-квартире многих влиятельных ТНК, формирующих американскую политику «вестернализации».

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Таким образом, произошедшие события нужно рассматривать как начало войны, но не террористов против США, а именно войны одних цивилизаций против другой.

С позиции этих цивилизаций люди-камикадзе, решившие пожертвовать собой ради защиты своих ценностей, не являются террористами по следующим причинам:

1. Они не ставили предварительных условий.

2. Ни одна террористическая группировка не взяла на себя ответственность.

3. Подготовка такой синхронной атаки требует длительного времени, неординарных аналитических способностей и трезвого расчета.

4. Большое количество людей сознательно пошло на смерть, что нельзя объяснить личной обидой, нарушенной психикой, зомбированием или денежной наградой.

5. Эта атака очень напоминает разведывательно-диверсионную операцию одной воюющей стороны против другой с привлечением современных технологий. Были выключены самописцы (черный ящик) и система опознавания кодов пилотов. Была осуществлена хакерская атака на спутники НАСА, что позволило временно вывести из строя систему слежения аэропорта Кеннеди. На этом фоне подозрительно выглядит случайно забытая машина с учебниками по вождению самолета на арабском языке. Ведь по логике, диверсанты-камикадзе должны были захватить их с собой, если они вообще в них нуждались. Это больше напоминает организацию ложного следа на бен Ладена, как и ряд других «случайных» следов и звонков. 6. Стоимость подготовки такой атаки не превышает расходов на проведение отдельных военных учений и вполне по силам сети конспиративных организаций, действующих на идейных принципах. Вспомните большевиков. Их было очень мало, но именно они захватили и удержали власть. По-видимому, подготовка этой атаки началась в 1998-99 гг. и явилась следствием каких-то событий того времени.

В зависимости от позиции наблюдателя таких людей называют или бандитами, или героями. Например, японские камикадзе, Гастелло, партизаны, взорвавшие Крещатик, летчики США, уничтожившие в конце войны Дрезден.

Надо четко понимать, что Коран выступает против агрессии, и ислам не более агрессивен, чем христианство, но в случае угрозы ислам разрешает джихад — «священную войну» с неверными (кафирами), когда уничтожение кафира предполагает попадание сразу в Рай.

В принципе, первую масштабную цивилизационную войну между христианами и исламом развязали в 1095 г. католики с благословения папы Урбана II, который объявил начало крестового похода против «неверных», т.е. мусульман, и обещал всем участникам отпущение всех грехов. С тех пор политика насаждения западных ценностей опиралась на силу оружия. Жертвами вестернизации пали в свое время перуанская и мексиканская цивилизации. Западными странами была осуществлена и беспрецедентная депортация африканских народов. В то же время православие — другое течение христианства — показывало возможность мирного сосуществования христианства с исламом, например, в Украине. Сейчас происходит демонизация ислама, в чем заинтересованы определенные влиятельные силы для воссоздания хорошо известного биполярного мира, но на другой основе: христианство — ислам. Как мы видим, корни произошедших событий уходят глубоко в историю.

Перейдет ли развитие событий в Третью мировую войну, о чем предсказывал Нострадамус, или мир пойдет по другому пути — пути диалога и сотрудничества цивилизаций — зависит от позиции американской администрации президента Дж. Буша. Американскому президенту досталось очень плохое наследие — не решенные проблемы на Балканах, раздражение многих стран бесцеремонными действиями США, усугубление конфликта между Израилем и Палестиной.

США проявили мудрость, не начав сразу атаковать нелюбимые ими страны. Попробуем предположить сценарии, по которым США выйдет из этих событий. Сейчас развитие идет по самому опасному варианту.

1. США объявили мобилизацию.

2. Раскручивается патриотическая кампания для «повышения духа нации».

3. Идет подготовка не только к воздушной, но и к наземной операции.

4. Кампания рассчитывается на многие месяцы.

5. Самое опасное — готовится эмиссия облигаций военного займа.

Вступление США в масштабную и длительную войну приведет к таким последствиям:

1. Энтузиазм молодежи, выросшей после Вьетнама и представляющей войну по голливудским блок-бастерам, быстро сменится апатией и страхом реальной войны с неизвестным противником на чужой территории.

2. США получат в ответ асимметричные диверсионные атаки по таким болевым точкам, как водохранилища, склады оружия, коммуникации, вплоть до АЭС.

3. Перенесение методов авторитарного управления внешним миром на внутреннюю жизнь под видом чрезвычайного положения вызовет резкое отторжение населения. У США, в отличие от России, нет опыта жизни в условиях перманентной войны или длительного чрезвычайного положения.

4. При конфликте с любой цивилизацией последняя найдет в США мощную пятую колонну.

5. Европейские страны будут оказывать только политическую поддержку, основные усилия направив на введение евро, которая при затягивании операции может вытеснить доллар в качестве мировой валюты.

6. При успешном введении евро не исключена экономическая атака на доллар со стороны стран других цивилизаций.

7. Возрастет вероятность конфликтов между другими цивилизациями: Индия — Пакистан, Палестина — Израиль, Китай — Индия, Китай — США.

При таком сценарии США сойдут с пьедестала лидера, а значительно укрепятся страны ЕС, Россия и Китай, если они, конечно, не будут втянуты в этот конфликт.

Но следует отметить, что американские интеллектуалы уже начали рассматривать и другие сценарии развития мира. «Задача западных лидеров состоит не в том, чтобы пытаться изменить другие цивилизации на западный манер (что они не в силе сделать), а сохранить и восстановить уникальные качества западной цивилизации. Бремя ответственности за это лежит на самой мощной западной стране — Соединенных Штатах Америки. Ни глобализм, ни изоляционизм, ни многосторонние или, наоборот, однобокие подходы не будут служить американским интересам лучшим образом» — писал еще в 1996 г. С. Хантингтон.

Поэтому наиболее оптимальным для Америки видится другой путь — начинать изменение с себя, т.е. подходить к внешнему миру с теми демократическими принципами, которые она внедрила внутри страны.

Для этого надо начинать активные действия по ликвидации причин, порождающих такие события. Ведь если бы у организаторов не было поддержки населения разных стран, масштабная атака не могла произойти в принципе.

Если бы исламская цивилизация считала западную цивилизацию дружественной, она бы не допустила открытую подготовку детей в камикадзе, как это происходит в Палестине.

Для этого надо радикально пересматривать принципы сотрудничества стран, представляющих разные цивилизации. Ключевую роль в формировании новой идеологии мирового существования могут и должны сыграть США. Для этого надо, возможно, сделать такие шаги:

1. Признать существование других цивилизаций.

2. Кардинально пересмотреть функции МВФ и других международных организаций и нацелить их прежде всего на борьбу с бедностью и сокращение разрыва между самыми богатыми и самыми бедными странами. Ведь в бедных странах жизнь ценится очень низко.

3. Организовать постоянно действующий Совет (семерка плюс Россия, Китай, Индия, Пакистан, Израиль), куда вошли бы страны-представители цивилизаций и обладатели ядерного оружия. Задача Совета — выработать концепцию мирного сосуществования и развития различных цивилизаций.

4. Президент Украины уже предлагал пару лет назад создать при ООН центр по борьбе с международным терроризмом, но из за низкого рейтинга нашейстраны эта отличная идея не нашла поддержки среди развитых стран. Теперь с аналогичной идеей выступил Дж. Буш. Такие меры предпринимать необходимо, но они не могут ликвидировать системные нарушения, связанные с цивилизационными и мирозренческими конфликтами.

5. Мировому сообществу следует учесть, что современные ТНК или отдельные лица-миллиардеры способны самостоятельно разрабатывать оружие массового уничтожения вне контроля государств. Здесь также необходима согласованная позиция стран-лидеров мировых цивилизаций.

6. В глубокой трансформации нуждается ООН — совершенно неэффективная, инерционная и забюрократизированная организация. Необходимо организовать в ООН цивилизационные направления, способные определять базовые ценности разных цивилизаций, решать возникающие и возможные проблемы на цивилизационном уровне. Одним словом, они должны научиться смотреть на себя глазами Другого и переводить проблемы с одного семиотического языка на другой.

7. Пересмотреть «Декларацию прав человека», ввести «Декларацию обязанностей человека», законодательно оформить обязанности богатых стран перед мировым сообществом, принципы взаимодействия с бедными странами.

8. Разработать «Хартию взаимодействия цивилизаций».

Необходимо переходить от мира биполярного, черно-белого, к миру многополярному и многокрасочному. Однако этот переход надо осуществлять не так, как это происходило после падения Берлинской стены. Переход к многополярному миру на основе вражды и конфронтации привел к атаке на США. А в результате пострадало мирное население.

В основу нового мироустройства необходимо закладывать понятия самоценности и исключительной важности для мира каждой цивилизации. Если США выберут такой путь, мир избежит третьей мировой войны, а США сохранят надолго лидирующие позиции, но уже в другом качестве — в качестве лидера, в котором заинтересованы другие страны.

Надо исходить из того, что все цивилизации находятся в непрерывном развитии, только акцент они делают на разных сферах человеческого существования, и все они не противоречат, а ДОПОЛНЯЮТ друг друга, создавая вместе неисчерпаемую реальность.

Этот путь очень сложен, потому что неизведан. Но только на таком пути мы можем сохранить человеческую цивилизацию и уберечь ее от Третьей мировой войны.

Сергей УДОВИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ