— Президент Виктор Янукович, поздравляя украинцев с Рождеством Христовым, в частности сказал: «...Ми с вами должны пройти все испытания, которые нам дает Господь Бог, и сделать так, чтобы наша жизнь, жизнь наших детей и наших внуков на этой земле улучшилась...» На ваш взгляд, какие вызовы нас ожидают в новом 2013 году — во внутренней, внешней политике?
— На мой взгляд, самое большее, что мы должны сделать в этом году, это наполнить нашу жизнь, политику, управленческие дела моральными принципами. К сожалению, так случилось, что в течение 21 года, люди, которые стали называться элитой в Украине, так быстро преодолевали, или думали, что быстро преодолевают проблемы, что забыли: за каждым из них стоят моральные принципы. Нам нужно задуматься над тем, чтобы какую-то часть своего времени оставить для общения с совестью, исторической памятью, в конце концов для того, чтобы сесть и подумать о Боге. Элементарно найти для этого время.
К сожалению, мы не достигли того уровня, той цели, которую поставили перед собой 21 год тому назад. Мешали не только объективные причины, но и субъективные: мы увлеклись прежде всего не потребностью изменить жизнь, а какими-то срочными техническими вещами. Следствием этого стали не качественные, а временные изменения, которые иногда приводили к худшим последствиям. Я очень хотел бы, чтобы 2013 год стал действительно годом морально-духовного наполнения нашей жизни. Тем более это 1025-летие крещения Руси-Украине. Думаю, мы поступим правильно, если скажем: давайте вернемся к вере, морали. Задачи всегда будут сложные, главное — предпринять правильные шаги.
— Вы говорите, что мы часто не подготовлены к вызовам. Общество или власть?
— Мы не подготовлены политически и морально. Сказать, что мы непрофессионалы, я не могу. Но когда профессионалы из разных политических сил берутся за одно и то же дело, то почему-то выходит, что они занимают диаметрально противоположные позиции по отношению к государству Украина. Почему? Потому что в первую очередь, они мыслят корпоративно. Для них нет единой Украины, нации, веры. Если пять партий будут искать свой путь развития, это ни к чему хорошему не приведет. Есть основополагающие вещи. Нельзя на каждом повороте делать то, что не подходит для Украины.
Я не знаю такого общества, где бы все абсолютно все понимали. Для этого избиратели и выбирают себе политическую элиту, а верующие — духовных поводырей. Когда люди видят, что эта политическая элита не оторвалась от них, а живет вместе с ними, тогда они к ней прислушиваются, тогда в обществе есть согласованный ритм жизни. А когда элита сама по себе — в любом шаге пытается отделиться от людей, тогда мы имеем обратной эффект. Это вопрос высокой культуры, политической ответственности.
Когда человек сосредоточится на высоких понятиях, он не сможет быть настолько жестоким, безответственным. Например, когда человек клянется на Библии, что он будет придерживаться принципов той или иной партии, а на следующий же день отказывается от этого, и среди людей такой факт не вызывает осуждения, это один из показателей состояния общества. Известна история с Оксаной Макар. Была специальная передача на эту тему. Во время программы люди начали обсуждать не то, что ее зверски уничтожили, а то, что виновата мама, потому что она ее не так воспитала. Виновата или не виновата мать — это отдельная тема, но есть факт жестокости, издевательства, именно это нужно осуждать.
— Сегодня Верховная Рада впервые в этом году соберется на пленарное заседание. Исходя из того, что мы уже видели на предыдущих заседаниях, какой, по вашему мнению, будет работа новой Рады? Есть ли там место морали, чести, достоинству, о которых вы говорите?
— Еще Гегель писал: «Каждая вещь имеет начало, развитие и конец». В каждом процессе мы видим печать собственной гибели. Я не хочу в прямом понимания перенести это в Верховную Раду, но я знаю, что когда какой-то предмет достигает наибольшего расцвета или упадка, то любом случае наступит время икс. Я убежден, что для нынешней Верховной Рады (мы знаем, с какими проблемами ее выбирали) наступает время икс. Они должны прийти к выводу — хотят этого или нет: дальше падать некуда. Предыдущая Верховная Рада сделала все, чтобы унизить парламентаризм, превратить Верховную Раду в Бессарабский рынок. Если нынешняя Верховная Рада не поймет этих вещей, будет тяжелое завершение украинского парламентаризма. Я верю в то, что наш парламент опомнится.
Кстати, уже сейчас я вижу некоторые симптомы, которые идут от председателя Верховной Рады. Я этому человеку верю. Возможно, он не такой яркий в своих риторических поисках, но он искренен в том, что думает и говорит. Он не кичится, потому что это не театр, где каждый спикер выставляет напоказ свои возможности или парикмахерские достижения, галстуки или что-то другое. Это вопрос Украины. Нельзя ездить на шести автомобилях, когда за каждым поворотом стоит охрана, вообще жить отдельно от общества. Нужно остановиться. Я почему-то думаю, что эта Верховная Рада должна, принимая во внимание ее состав, оздоровиться.
— Этот год может стать решающим в отношениях Украины с Таможенным союзом. Как вы думаете, выдержит ли Киев давление россиян?
— Решать вопрос с Таможенным союзом очень не просто, потому что рынок СНГ, особенно русский, является чрезвычайно важным для нас. Поэтому здесь будут искать разные варианты — формула «3+1», другие более-менее наработанные попытки — для того, чтобы мы смогли выстоять. Речь идет не о том, правильное либо неправильное решение мы примем, речь идет о том, что стратегический интерес Украины должен быть непреклонным. Как в этой ситуации поступить правильно? Нужно продолжать наш курс на европейский выбор, тем более что это прописано в наших законодательных документах. Если мы сегодня откажемся от Европы и повернем к Таможенному союзу, это будет последний шаг, который еще больше окунет нас в проблемы. Поэтому ставить вопрос необходимо так: наш курс — европейский, но те вопросы, которые мы можем решить, даже если нужно платить за газ больше, чем платит Беларусь или Казахстан, мы должны решать. Разговоры о том, что можно одновременно находиться в двух союзах нереальные. Мы должны искать с Таможенным союзом такой контакт, который был бы нужен Украине, но при условии, что они нужны и другим странам Таможенного союза. Интересы должны быть гармонизованные, взаимовыгодные.
— Леонид Макарович, вы находитесь в достаточно почтенном возрасте, но до сих пор остаетесь активным общественным деятелем. Теперь вы занимаетесь конституционными вопросами, а что дальше? Чего бы вы еще хотели достичь в своей жизни?
— Я планирую подать проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины. Я хотел бы, чтобы меня поняли и оппозиционные, и властные партии, чтобы все они не спорили, чтобы мы вместе пришли к единому решению, что нужно Украине. Мы сделаем все, чтобы те изменения, которые мы предложим, отвечали интересам Украины. Конечно, мы можем в чем-то не достичь высоты понимания, как мы хотим, но существует возможность в демократическом обществе внести любые дополнения из нашего и зарубежного опыта. Кстати, к нам с благосклонностью относится Венецианская комиссия, ПАСЕ. У нас открываются возможности придать любому предложению, слову в Конституции такое содержание, чтобы оно не имело разных толкований, чтобы это было однозначно, а главное, чтобы это слово было воспринято народом. Мы ставим задачу — в 2014 году подать проект закона к Президенту. Если удастся осуществить эти планы, то дальше, если Бог мне пошлет силы, я попробую заняться исключительно мемуарными делами.