Комментарий к статье Остапа Дроздова «Ледокол не может плавать в болоте» («День» №34-35)
На нетактичное отношение к Лине Костенко не осмеливались даже в самые худшие времена борьбы с украинским «буржуазным» национализмом, в эпоху создания «нового исторического сообщества — советского якобы русскоязычного народа», в годы вытеснения украинского языка почти из всех сфер жизни. Ее произведения не разрешали печатать, поэтессу лишали возможности встретиться со своими многочисленными почитателями, однако обид в ее адрес не было.
И вот теперь на хамскую критику решилась кучка «знатоков» литературы из Львова. Такие «ценители» (думаю, немногочисленные), по-видимому, есть и в других городах Украины, но жаль, что именно из Львова внезапно вынырнуло такое безобразие. Против него выступило много людей разных возрастов и профессий. Наиболее коротко и метко высказался профессор Владимир Панченко: «Хуже всего для критика — эгоистичное «выпендривание», синдром Моськи: мол, видите, какой я — вон кого критикую!» («День», 18-19 февраля 2011).
Решил защитить Лину Костенко и «небезразличный львовянин» Остап Дроздов («День», 25-26 февраля 2011). Я заключил эти слова в кавычки как цитату, а не потому, что сомневаюсь в его небезразличии относительно Львова. Во многом с автором можно согласиться. Действительно, почему именно во Львове надумали превратить встречу великой поэтессы с общественностью в концерт Ирины Билык, Филиппа Киркорова или еще какой-то Аллегровой, организовав продажу билетов и определив гонорар? Почему именно две галичанки показали свой низкий уровень в скандальной программе «Меняю жену»? С чего бы это вдруг львовский городской голова переходит на общение на русском языке с украинским вице-премьером (вместо того, чтобы побудить последнего перейти на государственный)? Но далее в опусе О. Дроздова неожиданно идет речь о «билингвальной и бикультурной» Украине. Да это ж еще мечта покойного академика Ивана Билодида о том, чтобы украинский народ был двуязычным, то есть, по терминологии Дроздова, билингвальным, а, следовательно, и двухкультурным (бикультурным). Это же навязчивая идея всех московских шовинистов — объявить русифицированные украинские просторы «исконно русскими землями». Слово «нацыки» по отношению к патриотично настроенным украинцам — из лексикона П. Симоненко и других колисниченко, болдыревых, голубей. А эпитет «селянсконационалистический» по отношению ко Львову — просто выхвачен из уст украинофоба Табачника, который не признает ни Украину как самостоятельное государство, ни украинский язык как отдельный славянский язык, ни галичан как украинцев.
Так нужны ли Лине Костенко такие защитники?