Тема возможного введения визового режима с РФ поднималась неоднократно. Основной проблемой является не столько сам факт ограничения пересечения границы (хоть эксперты часто обращают внимание на то, что в РФ работает много украинских работников), сколько факт оккупации части Донбасса и Крыма. РФ в ответ на визы введет зеркальные меры, и тогда украинцы, которые периодически посещают родные дома в Крыму, будут вынуждены получать визы в российских консульствах и, соответственно, признавать Крым территорией РФ. Российские СМИ, безусловно, воспользуются такой возможностью создать серию показательных сюжетов. Это на днях признал и министр иностранных дел Павел Климкин, который отметил, что Россия на введение виз ответила бы введением виз для граждан Украины, что создало бы проблемы для въезда украинцев в захваченный Россией Крым.
Очевидно, что введение визового режима с РФ, несмотря на громкие заявления украинских чиновников, проблематично. Но это не снимает проблему контроля пересечения украинско-российской границы россиянами, среди которых есть и нежелательные лица. Эксперты утверждают, что для такого контроля достаточно арсенала мер, которыми владеют спецслужбы Украины. С другой стороны, предоставление безвизового режима Украине со стороны ЕС фактически расширило «безвизовые» границы. То есть отсутствие визового режима Украины с РФ «открывает» россиянам пути к безвизовой зоне, чем могут воспользоваться некоторые нечестные россияне. Следовательно, контроль за границей с РФ — это еще и требование европейских стран.
На днях председатель СНБО Александр Турчинов провел пресс-конференцию, на которой объявил о намерениях ввести биотетрический контроль на границах страны для всех иностранцев. Но с одним нюансом: для россиян, в отличие от европейцев, будут дополнительные требования.
Министр иностранных дел Павел Климкин в свою очередь сообщил, что «введение биометрического контроля на границах Украины для граждан России будет требовать предварительной регистрации их прибытия и обязательной регистрации мест пребывания в Украине».
Введение контроля, по словам министра, будет реализовываться в несколько этапов по мере технической готовности к этому. Первым этапом будет введение биотетрического контроля для иностранных граждан на въезде в Украину с реестром биометрических данных, что «никак не должно повлиять на граждан стран Европейского Союза, как и других стран, которые имеют биометрические паспорта».
Второй этап — осуществления мер, которые направлены конкретно на граждан России. Причиной особого контроля россиян является «последовательный и системный» ответ, который направлен на «террористические угрозы, создаваемые Россией» внутри Украины. Причина, как говорят, достаточно конкретная и ясная. Россия составляет угрозу не только для Украины, но и для европейского мира. Планируется, что граждане России должны заранее заявлять о своих планах приезда в Украину, а также регистрироваться по месту пребывания в Украине и сообщать о своем передвижении в пределах государства. Климкин признал, что такой контроль является альтернативой упомянутому визовому режиму. Министр считает, что введение виз для россиян не давало бы возможности достаточно контролировать их передвижение.
«На мой взгляд, это делать нужно, хотя это lite-вариант, — говорит «Дню» народный депутат V, VI, VII созывов, а теперь председатель ОО «Сила права» Андрей Сенченко. — Подобная схема контроля позволяет четко идентифицировать граждан и суживает возможности российских спецслужб засылать к нам своих граждан с поддельными паспортами, ведь теперь идентификация должна проводиться по отпечаткам пальцев и тому подобное. Более того, такой алгоритм контроля более осознан относительно практического интереса Украины в этой ситуации, а не публичного «ура». Это лучше, чем введение визового режима. Дальше уже можно думать о дополнительных мерах по отдельным категориям граждан РФ. Потому что сейчас к нам может приехать российская агентура под фамилией «Иванов», а в следующий раз приехать под фамилией «Сидоров». Хотя это будет один и тот же человек. Действующая система контроля пересечения государственной границы неэффективна с точки зрения выявления таких персонажей. Новая система позволит однозначно идентифицировать человека».
В подтверждение слов Андрея Сенченко вспомним только один типичный эпизод, когда в начале июня сотрудники Государственной пограничной службы Украины вместе с СБУ задержали российского полковника Валерия Гратова, который был близок к российским уже убитым бандитам «Мотороле» и «Гиви». Российский полковник принимал участие в боевых действиях против Украины и находился на нашей территории с поддельным паспортом на имя украинского пенсионера.
В ответ в РФ назвали введение системы предварительной электронной регистрации для граждан РФ, которые въезжают в Украину, установлением визового режима. И, конечно, так же пригрозили повысить порог контроля въезда украинцев в РФ. В этом плане многие забывают, что проблема может возникнуть не только у уже упомянутых заробитчан, но и у граждан, которые проживают на оккупированных территориях Крыма и Донбасса (правда, которая до сих пор так и не признана оккупированной). Что касается Донбасса, то украинцам иногда приходится, чтобы попасть в свои дома, на автотранспорте пересекать границу с РФ, что еще больше отдаляет оккупированную территорию от свободной Украины.
Первый заместитель председателя комитета Совета федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич считает, что «введение системы предварительной электронной регистрации для граждан России, въезжающих в Украину, или так называемый биометрический контроль, — это, по сути дела, установление визового режима между нашими странами, и его «упаковка» принципиального значения не имеет».
До того некто Павел Крашенинников, который в РФ занимает должность председателя комитета в Госдуме по законодательству, вообще предложил возможность публичного отказа украинцам от украинского гражданства (kommersant.ru). Он считает, что тем, кто желает отказаться от гражданства Украины, украинская власть усложняет выдачу соответствующей справки, а следовательно, российский чиновник предлагает таким людям в обход формальностей просто заявить об этом, для этого он предлагает разработать процедуру «публичного отказа». Разумеется, «публичный отказ» от гражданства нужен оккупанту не для упрощения процедуры, а для пропагандистской картинки, которая отдает рафинированной советской тоталитарной традицией.
И тут можно вспомнить показательный штрих, когда в 2014 году некоторые экзальтированные персонажи, под воздействием российской пропаганды, начали в Крыму и на Донбассе сжигать украинские паспорта. Впоследствии им пришлось пожалеть о такой откровенности, когда возник вопрос получения украинских пенсий и передвижения по Украине и миру. Так или иначе, это является проблемой конкретных людей. Для государства давно и остро стоит другой вопрос — вопрос национальной безопасности. Тем более учитывая наше стремление влиться в общую европейскую семью с общими границами, общими ценностями и, соответственно, общими врагами.