Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О Дунаевцах, Dunaivtsi и... Глупске

Что будет, если не изменим сегодняшний вектор вырождения на возрождение и развитие?
19 сентября, 2013 - 18:24
ДОРОЖНЫЙ ЗНАК НА ВЪЕЗДЕ В ГОРОД С ЮГА, 2013 г.

Каждый раз, когда я подъезжаю к моему родному городку, щемит сердце, глаза напряженно всматриваются в даль, пытаясь разглядеть знакомые с детства горизонты.

Я наведываюсь сюда каждый год, чтобы пройтись по тропинкам своего детства, отдать дань уважения умершим родным и близким, набраться энергии, напиться вволю самой вкусной в мире воды из Пироговой криницы. А еще я грущу о «чистокрылом ветерке». Когда позволяло здоровье, ради этого ветерка приезжала в Дунаевцы аж из Чикаго моя бывшая учительница — Соня Марковна. Как я ее понимаю.

Бывая на малой родине, поневоле сравниваешь настоящее с прошлым, рассуждаешь о том, что было и стало.

Долгое время украшением Дунаевцев и их окрестностей была речка Тернава. Впервые я побывал на ее берегах, когда мне исполнилось четыре года. Это было неизгладимое впечатление. Передо мной лежала широкая долина, по которой несколькими рукавами текла речка, сверкая зеркалами плесов, окруженных темно-зелеными камышами, — настоящий райский уголок для аистов, уток, ондатр, карпов, линей, вьюнов, плотвы. Прошло всего несколько десятилетий и на месте этого чуда осталась «канава в лютих бур’янах...» Начали уничтожение славные советские мелиораторы, прокопав от с. Гановка до Дунаевцев «новое русло», а на самом деле канаву. Приобщился к «делу» маслозавод, годами сбрасывая неочищенные стоки непосредственно в речку. Больше всего угнетает осознание того, что окончательно этот оазис уничтожили мои земляки, превратив его не просто в канаву, а в стоковую яму, мертвую и вонючую.

«МОЛОЧНЫЕ РЕКИ» ДУНАЕВЕЦКОГО МАСЛОЗАВОДА ТЕКУТ В ТЕРНАВУ. ФОТО АВТОРА, 2008 г.

Неужели моя любимая речушка погибла и никогда не возродится? Возможно, еще не все потеряно. Свое авторитетное слово давно должна сказать местная власть. Ведь выход есть, надо только прекратить ее загрязнять, приложить определенные усилия, и она оживет.

«ПОДОЛЬСКИЙ МАНЧЕСТЕР»

Лично для меня было интересно узнать мнение о наших предках, дунаевчанах второй половины XIX в., высказанное малоизвестным А. Вельским в статье «Местечко Дунаевцы», помещенной в газете «Киевлянин» № 101 за 26.08.1875 г.:

«Вообще... население Дунаевцев предприимчивее, чем жители многих наших сел и местечек. Большинство имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей и может считаться зажиточным. Очень бедных почти нет.

Словом, глядя на вещи без всяческих хитросплетенных теорий, жители Дунаевцев принадлежат к самым счастливым людям земного шара. Однако на этом светлом фоне есть и темные пятна. Так, местные жители не в лучшую сторону отличаются от своих собратьев неопрятностью и грязью в жилищах... Не верят здесь и во вред для здоровья от наполненных гноем дворов, порчи гноем колодезной воды и во множество других добрых дел».

Дунаевцы были промышленным центром Подолья, известным в свое время продукцией местного производства на всю Российскую империю, а затем и СССР; была большая община немецких колонистов, которые собственно и превратили наше село в «Подольский Манчестер», немецкая колония выделялась своей привлекательностью и, кстати, создала первую на Подолье добровольную пожарную охрану; была у нас большая еврейская община, с распространением хасидизма городок был его важным центром. Вот как описывает Дунаевцы конца XIX — начала ХХ веков Цви Шарфштейн в своей книге Dunovitz my hometown: «Когда владельцы стали завозить из Германии большие паровые машины, поселок проснулся ото сна, стал местом торговли, которая успешно развивалась. Бывая в ближайших селах, я видел там поражающую бедность, пустые улицы и базары, а на завалинах — грустные лица безработных мужчин и женщин.

У нас было по-другому. Вокруг бурлила жизнь и движение. Многие люди занимались торговлей и ездили по стране. Наше село гордилось прослойкой жителей, которые не считали каждую копейку, элегантно одевались, а их стол прогибался от кушаний. Местные евреи имели источник дополнительного дохода, обеспечивая немецких производителей шерстью из Бессарабии, Крыма, Кавказа и даже из-за границы, из далекой Австралии. Джут они привозили из Нижнего Новгорода, краски — из Латвии и Германии. На железнодорожной станции в Проскурове тяжелые грузы перегружались на телеги и лошадьми доставлялись к месту назначения. Евреи местечка, в качестве торговых агентов фабрик или самостоятельно, ездили вдоль и поперек по городам и провинциям России и продавали товары, проникая даже в Сибирь».

НА СТАРОМ МОГИЛОВСКОМ КЛАДБИЩЕ. ФОТО АВТОРА, 2011 г.

Конечно, за сто лет произошло много изменений. В последнее время центр города значительно улучшился, появился фонтан, привлекательные скамейки в парке. В городе проходит много интересных и полезных мероприятий, организованных отделом культуры Дунаевецкой РГА, в частности при активном участии дирекции и сотрудников Дунаевецкого районного краеведческого музея. Огорчает, что общественность так и не добилась прекращения чрезвычайно вредного для окружающей среды производства пенопласта на территории города, пока еще не образовалась критическая масса ответственных, мыслящих, культурных людей, верх берет безразличие, разгильдяйство и глупость: если в жилищах и стало чище, то вся грязь теперь в водоемах, лесопарках, на кладбищах (я не оговорился).

Трудно не согласиться с мнением Оксаны Пахлёвской, что сегодняшний кризис Украины — это кризис не политический и не экономический. Это кризис культурный, в широком смысле — от культуры слова до экологической культуры.

Уверен, несмотря ни на что, наш город имеет хороший культурный потенциал. По-видимому, неслучайно здесь родились известные деятели культуры и науки: Владислав Заремба, Болеслав Войнович, Степан Рындык, Иехезкель Кауфман, Франц Лендер, Федор Шевченко, Семен Индурский и много других выдающихся Людей. Они являются примером для молодежи, именно на их биографиях и творческом наследие надо воспитывать юных (и не только) дунаевчaн.

ОГРОМНЫЙ УПРЕК

Однако сегодня многие наши города (да и не только наши) почему-то отчасти напоминают город Глупск, который выдумал еврейский писатель Менделе Мойхер-Сфарим.

Гласит восточная мудрость: каждый город украшает мудрый правитель, справедливый судья, хороший врач и полноводная река. Дунаевцы река не украшает, а наоборот — является огромным упреком всем нам, она просто взывает к нашей совести и человеческому разуму.

Такой же упрек я чувствую, когда прохожу мимо памятника Тарасу Шевченко. Если бы Тарас Григорьевич ожил и посмотрел вокруг, он бы сказал: «Схаменіться!..»

К чему я веду. Уже на окраине города чувствуется какой-то сюрреализм, которым веет от дорожного знака с надписью DUNAIVSI (не хватает буквы «Т»).

Отмечу, что это издевательство над здравым смыслом «обращается» к гостям и транзитным пассажирам уже в течение нескольких лет. Аналогичное ощущение охватывает, когда замечаешь, если верить тем же дорожным знакам, что через Дунаевцы протекает две реки: на юге города — Тернава, а на западе — Тернавка. Пытаешься включить логику, но ничего не получается. Появляются сомнения относительно своей адекватности, задаешь себе вопрос: где я, куда попал, не в Глупск ли случайно?

Идем дальше... и опять от увиденного на табличках с названиями улиц, надписях на памятниках и рекламных вывесках возникают те же вопросы.

Не те теперь Дунаевцы, Тернава речка не та (перефразируя классика). Казалось бы, уже никто не мешает, в том числе и антисемитам (они были и будут), не на кого переложить ответственность... И что же мы сегодня имеем? До чего мы «доборолись»? И что будет, если не изменим сегодняшний вектор вырождения на вектор возрождения и развития? Сегодня мы напоминаем даже не муравейник (там действует коллективный разум), а плесень...

В одном небольшом городе на Поднепровье я увидел достаточно оригинальные названия переулков — Кривой, Глухой и Крутой, к тому же рядом, один за другим. Вот такие кривые, глухие и крутые расписывают вдоль и поперек наш город, господствует воинственное невежество. Таких «писателей» выдающийся украинский языковед и полиглот Агатангел Крымский называл «мовокалічниками». А Модест Левицкий считал, что нет оправдания «тем невеждам, которые, забыв всякое уважение к родному языку, калечат его так, что иногда и узнать трудно: это украинский или плохенький московский язык».

Поймал себя на мысли, что, рассказывая знакомым о Дунаевцах и окрестностях города, чаще всего использую слово «было»! Действительно, было много интересного, невероятного и хорошего. Но хочется, очень хочется, чтобы «было» не только в прошлом, но и в будущем, чтобы потомки жили лучше, чтобы мы таки развеселили «тую червону калину»! Однако если большинство из нас и в дальнейшем будет оставаться тупо-робко-безропотно «убогим», то потеряем все!

Призываю и умоляю руководство района и города, всех патриотов Дунаевеччины немедленно начать экологическую кампанию по возрождению речки Тернавы, прежде всего определив соответствующую программу. Подобные программы сохранения малых рек действуют во многих областях, можно воспользоваться их опытом. И не откладывать на завтра. Завтра может быть поздно.

Бесспорно, неотложных дел с лихвой у руководства города и района, депутатов городского и районного советов, всех нас. Однако уверен, что мы не имеем права забывать хоть на мгновение о затронутых выше вопросах. Наши дети нам этого не простят!

При этом давайте не будем забывать слова царя Соломона, одного из самых мудрых людей: «Упорство невежд убьет их, и легкомысленность дураков погубит их». Поэтому все надо делать взвешенно, настойчиво и целенаправленно.

Петр ДАНИЛЯК, исследователь истории Подолья, Дунаевцы — Киев
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ