До 30-х годов ХХ ст. чуть ли не в каждом украинском селе была церковь — каменная или чаще деревянная, разных времен постройки и стилей. Это мог быть трехсрубный или пятисрубный храм с одним, тремя или пятью верхами. На протяжении веков, наряду с общими чертами, в культовых сооружениях разных регионов Украины формировались присущие только им особенности. Как следствие, на сегодня мы имеем разнообразие местных архитектурных школ: надднепрянская, черниговско-сиверская, полтавская, слободская, волынская, подольская, галицкая, гуцульская, бойковская, лемковская, буковинская, закарпатская. В ХVІІ — ХVІІІ ст. на Гетманщине и Слобожанщине самыми распространенными были казацкие церкви в стиле украинского барокко. Начиная с ХІХ ст. постановлением синода было запрещено строительство храмов в национальных стилях. В архитектуре многонациональной империи насаждался один стиль — на то время классицизм. Впоследствии (кон. ХІХ — нач. ХХ ст.) — получил распространение так называемый епархиальный стиль. Для церквей, которые строились, рекомендовали типичные или образцовые проекты, для каждого конкретного сооружения утверждавшиеся в епархиальных управлениях. Отсюда и происходит название стиля, который содержит в себе черты русских храмов разных времен — шатровые завершения колоколен, отделки внешне кокошниками, лукоподобные бани и другие детали. На то время приходится наибольшее количество нововыстроенных сельских храмов, которые нередко возводили на месте разобранных старых. Они являются типичными представителями церковной архитектуры той эпохи. В период воинственного атеизма лишь незначительная часть сельских храмов сохранила свой первозданный вид. Другие были уничтожены или обезглавлены, перестроены до неузнаваемости под склад или сельский клуб.
НАИБОЛЬШАЯ НА КИЕВЩИНЕ ДЕРЕВЯННАЯ ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ С ПЯТЬЮ КУПОЛАМИ И ПРИСТРОЕННОЙ КОЛОКОЛЬНЕЙ
Один из коротких дней мы решили посвятить знакомству с культовыми сооружениями разных времен, расположенными недалеко от трассы на Чернигов. Именно в селах Черниговщины сохранилось больше всего сакральных достопримечательностей Левобережья. Большинство из них — деревянные. Первая остановка около Броваров, в селе Требухов. Здесь в центре села расположена наибольшая на Киевщине деревянная Покровская церковь с пятью куполами и пристроенной колокольней. Построенное в 1905 — 1911 гг. на месте разобранной старой церкви, здание содержит черты епархиального стиля — его барабаны увенчаны кокошниками, фрагмент колокольни украшен «узорочьем». Но сооружали ее местные строительные, о чем свидетельствуют свойственные украинской народной архитектуре трапециевидные завершения окон, близкие к украинскому барокко купола, достаточно скромная внешняя отделка.
Далее — Черниговщина. Справа от трассы — небольшое село Сокирин. На более близкой к трассе его околице между стройных елей спряталась небольшая деревянная Феодосиевская церковь. Построенная в 1900-1902 гг. по индивидуальному проекту, она совмещает епархиальный стиль с элементами барокко. Над невысокими раменами и пристроенной колокольней возвышаются шатровые верхушки, которые переходят в высокие барокковые главки. А на стене изображена звезда Давида.
И опять черниговская трасса. Впереди — хорошо известные каменные культовые сооружения. Самая древняя из них — остатки построенной Владимиром Мономахом в «Остерском городке» (в настоящее время город Остер) Михайловской церкви (Юрьева божница) — в этот раз осталась вне линии маршрута. Сделали короткую остановку около собора Рождества Богородицы (1752-1756 гг.) около Козельца. Это величественное сооружение, которое доминирует над невысокой застройкой городка, могло бы стать украшением любой столицы. К ее появлению приобщились выдающиеся зодчие того времени: Растрелли, Григорович-Барский, Квасов. Проект заказала трактирщица из села Лемеши Наталья Розумиха. На ее средства и был построен собор. Бывшая трактирщица могла себе это позволить. Ведь на время строительства собора его учредительница уже была не только графиней Наталией Розумовской, но и свекровью императрицы Елизаветы Петровны. В пышном интерьере привлекает внимание иконостас авторства то ли Растрелли, то ли известного на то время резчика по дереву Сысоя Шалматова. А в нижнем ярусе храма в саркофаге похоронена его основательница. В местечке также можно осмотреть Николаевскую и Вознесенскую церкви и полковую канцелярию — на то время Киев был пограничным городом, поэтому центр Киевского полка был перенесен в более отдаленный Козелец. На восточной околице Козельца разрушается деревянная усадьба Дараганов «Покорщина» (ХVІІІ ст.), к которой также имеет отношение славный род Розумовских. Еще одну каменную церковь Н. Розумовская построила на могиле своего мужа в Лемешах. Неподалеку от этого храма сохранилась построенная в 1910 г. потомком Розумовских в стиле украинский модерн земская школа. По своему внешнему виду она напоминает земские школы Афанасия Сластена в прежнем Лохвицком уезде, но вместо кирпичных орнаментов внешние стены украшены кафельными вставками.
За селом Кипти — поворот от трассы в направлении Носовского района. Здесь достаточно компактно расположены малоизвестные деревянные церкви. О некоторых из них имеется крайне лаконичная информация в интернете, существование других (в селах Будище и Селище) засвидетельствовала двухкилометровая карта советских времен. В первом на пути — селе Будище — стоит при дороге полуразрушенная, крестообразная в своем плане церковь. Потемневшая от времени древесина, пустота на месте, где должен был быть верх, еще уцелевшие рамена с забитыми досками окнами — вот как выглядит она на сегодняшний день. Треугольные сандрики над окнами содержат черты классицизма, что характерно для зданий первой половины ХІХ ст. Металлические двери могут означать, что в советское время здесь был склад. Ни о ее названии, ни о времени постройки некого было спросить — сельская улица была безлюдной. Но здание закрыто, и хочется верить, что еще есть шанс вернуть ее к жизни. Около церкви — памятный знак: по этой дороге в мае 1861 г. пролег последний путь Кобзаря — из Петербурга через Москву в Киев и дальше, на Чернечу гору.
УНИКАЛЬНОЕ ПО СВОЕМУ ВНЕШНЕМУ ВИДУ 200-ЛЕТНЕЕ ЗДАНИЕ НЕ ИМЕЕТ ОХРАННОГО СТАТУСА
За несколько километров — село Ведмедовка. В нем привлекает внимание своим необычным внешним видом Успенская церковь, а именно: необычной формы пять декоративных бань. Боковые установлены на архитектурных элементах, которые напоминают «бочки» русских деревянных церквей. Однако они далеки от лукоподобной формы, а являются удлиненными и гранеными. Интересный вид имеет и колокольня — три поставленные друг на друга четверика, наименьший из которых увенчан шатром. Нижняя часть здания по конструктивным особенностям и архитектурным деталям напоминает полуразрушенную церковь в селе Будище: крестоподобная в плане, на кирпичном фундаменте, очень похожие окна с треугольными сандриками над ними, нижние части зданий покрыты шалевкой вертикально, а верхние — горизонтально. Возможно, храмы построены в одно и то же время, строил их один и тот же мастер, или один храм послужил образцом для другого.
В СЕЛЕ ВЕДМЕДОВКА ПРИВЛЕКАЕТ ВНИМАНИЕ УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — НЕОБЫЧНОЙ ФОРМОЙ ПЯТИ ДЕКОРАТИВНЫХ КУПОЛОВ
В церкви как раз проходила служба, поэтому мы не стали тревожить прихожан своим присутствием, а решили отобедать в леске неподалеку. По окончании службы местный священник отец Василий пригласил нас в храм. Первое, что бросилось в глаза, — ухоженный интерьер с украшенными украинскими рушниками стенами, иконами. Хоть сам храм уже нуждается в ремонте, на который у небольшой сельской громады средств нет. Построен он, по разным сведениям, в конце ХVІІІ ст. или в 1812 г. А кое-кто и говорит о 400 годах назад. Вероятно, в давние времена на этом месте была первая сельская церковь. Среди многочисленных построенных в разных стилях сельских церквей, которые мы видели, путешествуя по Украине, такая встретилась впервые. Удивляет, почему до сих пор уникальное по своему внешнему виду 200-летне здание не имеет охранного статуса. Ведь в последние годы статус только что обнаруженных в отдаленных селах архитектурных достопримечательностей присваивается многим культовым сооружениям, которые в той или иной степени сохранили свой оригинальный вид.
За несколько километров от Ведмедовки, в селе Держановка около дороги мы увидели еще один деревянный храм, о котором узнали от отца Василия. По внешнему виду (высокие без отделки стены, двускатные крыши над раменами, две бани над центральным срубом и колокольней) он не похож на те, которые мы увидели ранее, и создает впечатление строгой монументальности, неприступности. Мужчина, ехавший на велосипеде, рассказал, что это церковь Св. Троицы, построенная в 1888 г. В следующем селе Селище деревянная церковь обезглавлена, однако в ее очертаниях сразу угадывается культовое сооружение. Александро-Невская церковь была построена в 1881 г. Ее внешние стены ниже, чем у церкви в Держановке, декорированы резными элементами. Также украшен верх центрального сруба, который немного возвышается над раменами. Оба храма мы осмотрели и сфотографировали извне. Были они закрыты, а договариваться, чтобы нам открыли их, уже не было времени. Ведь короткий осенний день приближался к концу.
Обычно сельские церкви строили талантливые местные зодчие, и они являются памятниками их мастерства, представляя ту эпоху, в которой они жили. На особое внимание в сохранении этого пласта наследия древней Украины заслуживают построенные до ХІХ ст. храмы. Однако культовые здания без охранного статуса или с ним нередко искажают «евроремонтами», обшивают вагонкой или металлом. И вместо аутентичного старинного здания, которое привлекает взгляд, можно увидеть тогда лишь оболочку из современных строительных материалов, сквозь которые древесина не вентилируется и трухнет. А иногда старые церкви вообще разбирают (среди них — памятник национального значения, церковь ХVІІІ ст. в селе Розваж вблизи Острога), поджигают, а на их месте ставят новые. В период после провозглашения независимости Украины, по некоторым сведениям, ушло в небытие приблизительно 10% старинных деревянных храмов...