Полуторакилометровий отрезок дороги по подсолнечниковым полям и через Майорский пруд соединяет Качановку и село Петрушовка Черниговской области. Те полторы тысячи метров служили для нас мостом не только между двумя административными единицами, но одновременно — между разными эпохами и классами украинского общества на временном отрезке от ХVIІ до XX века: аристократическим дворянством и свободным казачеством. Дух первого ясно будет угадываться в Качановском имении — Национальном историко-культурном заповеднике. Второй культурный феномен современные казаки возрождают в так называемом Соколином хуторе в Петрушовке.
БЕЛЫЙ ПОКОЙ КАЧАНОВКИ
Центральная мощеная аллея длиной в 450 метров пролегла между усадебной Георгиевской церковью и Качановским дворцом: как говорили когда-то «от престола — к столу». Пройдя по алее на запад попадаем в парадный двор дворца.
Само П-образное сооружение с двумя одноэтажными флигелями по бокам и декоративным куполом издалека из-за деревьев немного похоже на Белый Дом. Вблизи же на нежномолочном фасаде четко прорисовывается бриллиантовый руст, многоярусный фронотон и другие атрибуты классицизма.
Наряду с тем, что жизнь вокруг замка немного замедляется, все же не замирает: справа — студенты-художники переносят линии дворца на полотно, слева — экскурсионная группа с фотоаппаратами фиксирует его «в цифре», а впереди — история дворянских украинских родов живет в камне и музейных экспонатах на двух тысячах двадцати квадратных метрах общей площади замка. Собственно, эта история родилась еще в 40-х годах ХVIII века, когда на территории современного имения были два хутора, которые принадлежали придворному певчему Федору Качановскому, а после его смерти перешли в собственность брата Ивана. Благодаря фамилии рода запомнила история и местность — Качановку. Весь этот белый каменный ансамбль, который сегодня путешественник созерцает в Качановской усадьбе, рождается немного позже — в 1770-х, когда здешние земли со щедрой руки Екатерины ІІ отходят в собственность Румянцева-Задунайского. Через руки его сына и супругов Почеков имение в 1824 году переходит во владение к Григорию Степановичу Тарновскому.
За почти семьдесят лет владения Качановкой три поколения Тарновских превратили ее в культурно-художественную резиденцию творческой элиты того времени. Количество гостей, которые засвидетельствовали свое пребывание в имении подписью в семейном альбоме Тарновских, — 608. Среди них и Шевченко, и Гоголь, Глинка, Костомаров, Репин, Врубель. Здесь по-особому складывались слова у поэтов-писателей, удачно компоновались ноты у композиторов. Оперу «Руслан и Людмила» Глинка написал именно в одной из горниц Качановского дворца. Да и Шевченко сюда тянуло.
С 1898 года в Качановке новый хозяин — Павел Иванович Харитоненко, владелец девяти сахарных заводов. Он цивилизует Качановку, организовывая здесь даже один из первых в Русской империи боулингов. Из рук рода Харитоненко усадьбу вырывают революционные события начала ХХ века. После статусов нескольких видов лечебных заведений при советской власти с ноября 1981 года Качановка наконец — историко-культурный заповедник. Статус национального он получил в феврале 2001 года.
Интерьер дворца рассказывает и показывает значительно больше. Дореволюционное сооружение было разделено на 76 комнат. В настоящее время утварь этих помещений преимущественно не аутентично качановская, а входит в музейный комплекс имения. Из оригиналов усадьбы осталось несколько сервизов, фарфор, старинные кресла и рояль конца ХІХ — нач. ХХ века в банкетном зале. Инструмент, кстати, звучал и для коллектива «Дня». Ведь каждый желающий может попробовать себя за ним в роли маэстро.
Когда в одном из помещений экскурсовод закончила очередной фрагмент рассказа, люди начали расходиться, а в коридорчике стало почти тихо, из-за дверей около лестничной клетки доносилась музыка. Несколько заинтересованных прислонились, прислушиваясь. «Торжественная регистрация брака», — шепотом резюмировал кто-то. Однако музыка догнала нас еще и во внутреннем так называемом интимном дворике дворца, где сохранилась единственная парковая скультпура «Зима». Действительно ли это была свадебная церемония или нет — не знаем. Но известно, что такая практика в Качановке на самом деле очень популярна.
Здесь, в конце концов, благодатное место для таких оказий: ненавязчивый чистый белый цвет Качановского комплекса, почти 700 гектаров парковой зоны. Среди парка на берегу Майорского пруда — парадоксальное полуразвалившееся сооружение, облепленное плющом, которое таким не просто сделало время, а которое сразу же планировалось как руины. Романтические, как их теперь называют, руины.
На берегу Майорского пруда к нам подходит женщина, спрашивает, откуда нас столько, кто мы. Отрекомендовались. «А я отсюда, — делится Лидия Ивановна, жительница соседнего села. — С детства сюда прихожу, любуюсь...»
Потому что есть чем полюбоваться. Арочный мост, дуб Довженко, под которым режиссер отдыхал после съемок фильма «Щорс», пруд, туи — все это составляющие специфического качановского покоя.
И заключается его особенность в том, что чувствуешь себя здесь, как на забытом всеми украинском хуторе и одновременно — в уважаемом всеми и непревзойденном французском Версале!
КАК ЖУРНАЛИСТЫ «Дня» УПРАЖНЯЛИСЬ В КАЗАЦКОМ ИСКУССТВЕ
После посещения историко-культурного заповедника «Качановка» делегация «Дня» отправилась в гости в Соколиный хутор. Площадь места достаточно-таки внушительная — больше пяти гектаров. На этой земле украинской расположилось немало интересного.
Хозяин хутора, Николай Череп, сразу же начал рассказывать «школьникам» разные легенды и придания, одно из которых — авторами Велесовой книги являются новгородские волхвы.
После обеда для нас провели мастер-класс по катанию на лошади. А точнее — представили фрагмент конного выступления. Николай Череп во время всех выступлений демонстрировал мастер-класс по обращению с саблями, кроме того, также показывал, как пользоваться пушкой. После этого наше знакомство с хутором продолжилось в доме, где каждый желающий через ознакомление с традиционным бытом, мог несколько минут побыть казаком. Правда, для современного человека, который привык к совсем другим условиям, чем те, в которых жили казаки, поставили кровать, холодильник, обустроили туалет и Wi-Fi. Такой шаг легко понять, поскольку спать на мешках с соломой решится далеко не каждый. «Здесь Вы целиком и полностью прикасаетесь к исконному моменту предков украинского народа во всем: быту, культуре, традициям, народной кухне, военном казацком деле. Мы все-таки хотели бы передать это все нашим детям и тем, кто приезжает к нам, чтобы они почувствовали и поняли нашу историю», — отметил Николай Череп.
Из центрального здания Соколиного хутора группа «школьников» направилась к этнографическому музею. Внутри здания мы увидели две колонны, на которых выжжены кириллица и глаголица. Сыронизировав, Николай Череп сказал, что это как словно у масонов: первая колонна символизирует космос — порядок, вторая — Землю — беспорядок. Кроме того, здесь много экспонатов: оружие, седла, военные каски, фляги, геральдика, одежда.
Путешествие на Черниговщину обозначило на интеллектуальной карте Летней школы еще две культурно-исторические точки. Дворянская Качановка и свободолюбивый Соколиный хутор объединились в комплексном путешествии, обнаружив многогранность национального украинского характера.