Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На «пару слов» — в Варшаву

12 апреля, 2013 - 15:51
СТАРЫЙ ГОРОД ВАРШАВЫ. СПРАВА — КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК, В ЦЕНТРЕ — КОЛОННА КОРОЛЯ СИГИЗМУНДА НА ФОНЕ ОТРЕСТАВРИРОВАННЫХ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ЗДАНИЙ
В ВАРШАВЕ ЕСТЬ СВОЕОБРАЗНАЯ ЭСТЕТИКА ЦВЕТОВ. ДОМА СТАРОГО ГОРОДА НЕРЕДКО ОКРАШЕНЫ В РАЗНЫЕ ЦВЕТА, ЭТО УДАЧНО ГАРМОНИРУЕТ С СОВРЕМЕННЫМ ЕВРОПЕЙСКИМ МЕГАПОЛИСОМ / ФОТО АРТЕМА ЖУКОВА / «День»
ГЕРОИНЯ ИНТЕРВЬЮ — ЛЬВОВЯНКА ЯРИНА НА УЛИЦАХ СТАРОГО ГОРОДА
ВДАЛИНІ — ВІСЛА, НАЙБІЛЬША РІЧКА ПОЛЬЩІ, НА БЕРЕГАХ ЯКОЇ РОЗТАШОВАНА СТОЛИЦЯ
ВДАЛИ — ВИСЛА, САМАЯ БОЛЬШАЯ РЕКА ПОЛЬШИ, НА БЕРЕГАХ КОТОРОЙ РАСПОЛОЖЕНА СТОЛИЦА

Недавно по дороге в Барселону мне пришлось на несколько часов уже в который раз пожаловать в Варшаву. Казалось бы, ничего нового и интересного в городе уже для себя не открою, но как часто бывает — в такие моменты все происходит как раз наоборот. А все из-за инфографики! Однажды получил письмо от Ярины МИХАЙЛИШИН, бывшей студентки Университета им. Франко во Львове, которая прислала инфографику для рубрики «Сімейний альбом» сайта «Україна Incognita». Нам ее инициатива настолько понравилась, что пани Ярина теперь каждую неделю удивляет наших читателей все новыми и новыми иллюстрированными историями, есть даже отдельный раздел с подборкой инфографики на сайте. Сегодня Ярина— магистрантка Польской академии наук, где изучает политические студии. Очевидно, что шанс выпить чашечку кофе с Яриной в одной из польских кофеен я не мог упустить. Говорили об истории, сайте «Україна Incognita», национальной памяти, польских легендах и т. п. И это все во время прогулки по холодным улицам старого города. Как мне кажется, наше не совсем формальное интервью получилось довольно интересным и неординарным из-за просто феноменально интересного и осведомленного собеседника, поэтому предлагаю экстракт нашей беседы.


— Ярина, как получилось, что ты нам прислала инфографику?

— Вы создали сайт «Україна Incognitа» как раз тогда, когда в моей голове роились мысли, почему в Украине до сих пор нет такого ресурса. Сайт меня в свое время очень порадовал и радует сейчас. Это невероятно важный проект. Это открытый, а главное — богатый источник знаний, своеобразный форпост национальной памяти и исторической преемственности. Это библиотека и музей одновременно. Это воплощение того железобетонного аргумента в пользу развития и популяризации интернета, который не по силам переломить даже самым рьяным скептикам и критикам. Сегодня интернет — это кофейня ХІХ века и кухня ХХ, в их культурно-общественном и авангардном значении. Это пространство думанья, как бы это парадоксально ни звучало. Кроме всего мусора, который, бесспорно, присутствует в интернете, и, возможно, даже преобладает, именно там происходит диалог и формируется нарратив молодых украинцев. Симптоматично, что львиная доля этой аудитории — молодежь от 20 до 30 и моложе, то есть те, кто родился и/или уже воспитывался в независимой Украине. Это чрезвычайно важный сегмент украинского общества, это tabula rasa, информационное пространство которое нужно, во-первых, сохранить незасоренным, во-вторых, наполнить конструктивной информацией, в-третьих, обеспечить диалог. Понимаешь, тебе не стоит ждать цветущего сада, если он растет в темноте и без надлежащей подкормки. Именно поэтому я так сильно переживаю за «Україну Incognita» и все проекты «Дня». Счастливое стечение обстоятельств, что в период, когда сайт набирал обороты, я увлеклась визуализацией данных, впоследствии попала в первую в Украине «Школу инфографики», познакомилась с невероятными людьми, работу которых глубоко уважаю и которые меня перманентно вдохновляют учиться и экспериментировать.

Извини, но должна рассказать легенду о варшавской русалке (как раз проходим мимо памятника). Существует несколько интерпретаций легенды. Согласно самой популярной, русака приплыла из Прибалтийского моря, вышла на берег Вислы под Старым городом. Местность ей очень понравилась, и она решила там остаться. Местные рыбаки заметили, что кто-то поднимает волны на Висле и выпускает рыбу из сети. Но когда они услышали прекрасное пение сирены, решили не трогать полуженщину, полурыбу. Узнав о чудесном пении русалки, местный купец решил схватить ее и развлекать так на ярмарках людей. Плач русалки, посаженной в клетку, услышал сын рыбака. Вместе с друзьями он освободил пленницу. Она в знак благодарности пообещала, что всегда придет ему на помощь. С тех пор русалка с мечом и щитом охраняет Варшаву и ее жителей.

— Вижу, ты много прочитала о Варшаве...

—  Расскажу больше, в 1948 году Пикассо посетил Варшаву. Осматривая недавно построенные дома в стиле Ле Корбюзье, в одном из помещений художник нарисовал огромную русалку (1,8 на 1,7  м). Супруги, которые впоследствии жили там, не смогли смириться с ежедневными визитами туристов и в 1953 году изображение закрасили. Узор сохранился только на фотографиях и сегодня украшает львиную долю варшавских сувениров...

Но возвращаюсь к нашей теме. Еще тогда я заметила две тенденции: во-первых, инфографики было предельно мало в украинских изданиях, во-вторых, ее редко использовали за пределами визуализации статистических данных, социологических опросов или экономических показателей, оставляя еще целое поле более «гуманитарной» информации неосвещенным. Я обсуждала это со своими знакомыми журналистами и дизайнерами, но разговоры редко выходили за рамки традиционного «имеем, что имеем». На моем пути опять лежал камень «хочешь что-то сделать, сделай сама», и цель была — о него не споткнуться. Я начала работать, учиться, путем проб и ошибок, как и все под солнцем. Предложила свою помощь Incognit’е — вы с радостью согласились. За это, без преувеличения, безмерно благодарна.

— И все-таки об инфографике. Помню, первые работы были для «альбома»...

  — Да, первые работы я делала для иллюстраций рубрики «Сімейний альбом». Откровенно говоря, я боготворю этот проект. Выдающиеся роды с богатыми традициями и прошлым — это стержень нациотворческого процесса и гордость любой страны, поскольку это реальная манифестация соответствующей «марки качества», свойственной тем или иным народам. У нас, к сожалению, ее мало помнят или не знают вообще. Одно дело, что в советское время все они были «буржуазными националистами» и «врагами народа», совсем другое, что сегодня до них просто никому нет дела. Поэтому за свои первые работы я чувствовала двойную ответственность. Было предельно важно, чтобы как можно большая аудитория увидела наконец светлую сторону «истории, которую нельзя пить без брома». И цели удалось достичь. Визуализация стала не только фактором привлечения внимания в социальных сетях и оптимальной формой распространения информации, но и облегчила чтение и восприятие информационно богатых текстов, и, что самое важное для современного информационного общества, способствовала запоминанию информации, которая, сохраняясь в мыслях, стимулировала рефлексии и мышление.

  — А дальше ты не переставала и не перестаешь нас удивлять своими новыми идеями...

 — После того как иллюстрации к рубрике «Сімейний альбом» получили определенный резонанс, я осознала, как много всего можно сделать и в других направлениях и темах, которые, к сожалению, сегодня припали толстым слоем пепла в библиотеках или наглухо законсервированы в узких академических кругах. Кроме того, мне невероятно повезло с редакцией (смеется). Вы сориентированы на развитие и прогресс. А наше сотрудничество — это невероятный симбиоз, поскольку конечная цель и виденье у нас стопроцентно совпадают.

— А тебя не удивляет, что мы об этом говорим в другой стране и за сотни километров от границы?

— Да, сегодня я получаю образование за рубежом. Но не потому, что я не хочу жить в Украине, а потому, что здесь действительно многому надо поучиться, и не только на историях успеха, но и на историях неудач. Среди моих знакомых много молодых одаренных украинцев, потенциальных успешных научных работников, которые не хотят возвращаться домой по окончании учебы. Интересным является тот факт, что их мотивация — это не общеполитический беспорядок и даже не экономическая бедность, а то, что для науки, per se, физики, биологии или математики, они смогут больше сделать там, где созданы благоприятные условия, современные лаборатории и оборудование. Факт, знаешь, упрямая вещь. Но в истории Украины много фактов, когда науку «творили» и в более тяжелых условиях. Опять же, многие имена людей-Прометеев сегодня просто забыты. Именно поэтому я начала проект «Наукова Україна». Помнишь, с самого начала планировалось сделать одну совместную работу об изобретениях украинцев. Начав изучать эту тему, я осознала, что одной работой здесь не обойтись (довольно утешительный показатель) и надо положить начало целой серии для каждой отрасли отдельно. Мне было невероятно интересно, а результаты      — и подавно. Помню, один из комментариев после публикации инфографики о выдающихся математиках. Человек написал, что учил теорему Остроградского, но не знал, что он украинец. Для меня это было самой большой благодарностью и отдачей. Я поняла, что проект имеет свой КПД и достаточно высокий. Другим аспектом был диалог и рефлексии, о важности которых я уже говорила и которых удалось достичь. Когда ты работаешь с таким массивом информации и таким ограниченным пространством, которым является полотно твоей работы, всегда есть риск, что в центр внимания попадет только самое важное, поскольку всех вспомнить просто невозможно. Когда читатели видят твою инфографику, они сначала воспринимают информацию, потом анализируют, а затем предлагают свое виденье. Ты провоцируешь мышление и анализ. Потом в комментариях ты увидишь еще какие-то предложения, которые только добавят важности к разговору о тех, кого мы считаем выдающимися математиками, физиками и т. п.

(Остановилась.) А ты, кстати, знаешь, что Варшаву называют городом-фениксом? Во время Варшавского восстания (август-октябрь 1944 года) город разрушили на 84 %, а Королевский замок более чем на 90 %. Сегодня трудно поверить, что это действительно возможно. Помню, когда-то приехав в Варшаву, сразу пошла на экскурсию в Королевский замок. Больше двух часов я рассматривала изысканные покои королевской семьи и ее знати, все в лучших традициях: мрамор, золото, шелк, роскошные барельефы, невероятная лепнина, помпезные портреты и живопись самых выдающихся художников, в частности Рембрандта. И только в конце экспозиции я увидела то, что осталось от замка после немецкой оккупации: гора камней в буквальном смысле слова и только полметра входного портика, который выстоял после обстрелов. На самом деле замок начали отстраивать только в 70-е годы, и тогда это было вопросом национальной гордости и памяти каждого поляка. Музеи изо всех уголков Польши передавали свои фонды, вывезенные и потерянные объекты искали где только могли и любой ценой. В конце концов замок отстроили. Сегодня он украшение города, современный музей и место проведения музыкальных фестивалей и книжных форумов, а для меня — постоянный источник вдохновения и воодушевления.

А еще Варшава «звучит» ноктюрнами Шопена. Возможно, ты заметил, мы сейчас гуляем по центральной части города и здесь не слышно суматохи транспортных потоков, зато можно послушать мелодии композитора из музыкальных лавочек на улице Новый Свят. Здесь же стоит Дворец Замойского, в одном из апартаментов которого жила сестра Шопена Изабелла и из окна которого, кстати, царские солдаты выбросили пианино маэстро прямо на тротуар. Дальше по улице мы увидим костел Святого Христа, где хранится сердце Фредерика Шопена, а неподалеку — костел Сестер-Визиток, где молодой Шопен играл на органе и встретил свою любовь Констанцию Гладковскую, которая тогда пела в церковном хоре. Улица Новый Свят плавно переходит в Краковское предместье и здесь Фредерика Шопена помнит едва ли не каждый дом. Семья композитора в свое время жила во дворце Чапских (сегодня Академия искусств), во дворце Радзивилов (сегодня Президентский дворец) восьмилетний Шопен впервые выступил перед публикой, а в костеле Непорочного Зачатия Наисвятейшей Матери Божьей, более известного как Res Sacra Miser, 24 февраля 1823 года состоялся концерт Фредерика в рамках фестиваля, организованного Варшавским благотворительным союзом, после которого в одной из местных газет написали: «После шести вечера этого музыкального события мы можем больше не завидовать Вене, что у нее есть Лист, наша столица теперь имеет ему достойное соответствие, а возможно и лучшее».

— Сейчас у нас новый проект — «Мандрівна країна». Когда пришлешь нам новую инфографику?

— Когда вернешься из путешествия, должен проверить почту. С предыдущим проектом у этого больше общего, чем только созвучность названий. Главная цель — популяризация внутреннего туризма. Меня удивляет, когда люди считают, что стране, которая в географических масштабах занимает едва ли не половину Европы, нечего предложить путешественникам. Другой аспект сугубо экономический — спрос и предложение, потоки посетителей и инфраструктура. Я помню историю, которую мне рассказал украинец, долгое время живший в Брюсселе. Тогда он шутил над чудаками-бельгийцами, у которых есть своя частица побережья, чрезвычайно живописная, но с достаточно холодным климатом и ветрами даже летом. И вот эти бельгийцы каждые выходные тысячами приезжают на переполненные пляжи, где их ждет холодное море и суровый ветер. Они не едут в более солнечные Францию или Испанию, до которых им «рукой подать» и не надо виз, а отдыхают на своих «холодных» пляжах, ведь это «их море» и то, с чем они выросли. Украинскую близорукость, в конце концов, надо начинать лечить. Недаром «слепота» и «дурость» — тесно переплетенные между собой лексические понятия. Мы слепы к тому, что лежит у нас под носом, только потому, что мы об этом не знаем. 

Артем ЖУКОВ, «День». Варшава — Барселона — Будапешт — Киев. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ