Мы продолжаем вас знакомить с путевыми заметками нашего читателя из Тернополя Владимира Цупа, который вместе с супругой предпринял попытку своеобразной внутренней украинской интеграции, чтобы получше узнать Восток и Юг нашей страны.
Продолжение. Начало в «Дне» за 21 июля
СИЧЕСЛАВ (Днепропетровск)
Занимая 310 тысяч гектаров, Днепропетровск является крупнейшим по территории городом Украины. На этой площади могли бы разместиться четыре таких гиганта, как Киев. По-видимому, в предчувствии величия современники настолько часто меняли его название, что по количеству имен город ставит своеобразный рекорд: Екатеринослав, Новороссийск, в 1802-1926 вновь Екатеринослав, в 1919 г. — Сичеслав, только с 1926 года он имеет современное название.
Основанный в 1783 году казаком Глобой как село Половица, город всегда был центром украинской жизни. Созданная здесь в 1905 году «Просвіта» была одной из наиболее активных на подроссийской Украине, сумела выдержать натиск царской администрации и продолжала свою деятельность даже во время Первой мировой войны. В 1913 году общественность добилась появления на карте города улиц Гетманская, Хмельницкая, Квитки, Костомаровская, Сирка, Отаманская, Орликовская, Мамаевская, Куренная, Запорожская, Бончуковская, Возная, Украинская и других.
Во времена национальной революции в городе началась украинизация образования — в 1917 году здесь открылась первая в стране украинская гимназия. При участии полковника М. Омеляновича-Павленко, И. Трубы, братьев Ефремовых был создан Гайдамацкий курень, в том же году братьями Горобцами из екатеринославских рабочих и окружающих крестьян организованы отделы Вильного Казачества, очень активные в боях с большевиками в 1918— 1920 годах. «Наступила решительная борьба, — писала газета «Повстанець» — орган штаба коша Украинской вильноказацкой армии на Екатеринославщине. — И в данный момент нейтральных не должно быть. Повстанцев не интересует численность врага, а лишь вопрос «где он?» Все к оружию!»
Замученное красногвардейскими оккупантами национальное возрождение, дало новые побеги во времена украинизации 20-х годов — что стоило титанического труда по подъему патриотического сознания Д. Яворницкого, Л. Биднова, В. Пархоменко, Ю. Коршуна, П. Ефремова, М. Злотникова, М. Бречкевича, И. Степанива. Но уже в 1929 году в тисках большевистского террора город буквально захлебывался в крови. В связи с процессом СОУ (Союза освобождения Украины) было уничтожено все, что имело хотя бы опосредствованное отношение к украинству. Людей расстреливали за вышиванку, за украинский («националистический») язык.
Прогуливаясь по улицам Днепропетровска, нам бросалась в глаза выразительная украинская архитектурная стилистика столицы степной Украины. На рубеже ХIХ—ХХ веков местная общественность возрождала из небытия утраченную казацкую славу, пытаясь прописать ее в очертаниях города. В украинском стиле построено помещение Камерального училища, деньги на которое купечество собрало, обложив себя специальным налогом, дом Ефремова, дом Шмалюка по нынешней улице Артема, 61, дом по ул. Дм. Донского, 13, дом по ул. Детства, 34.
В доме Ивана Трубы по Кавалерийской, 22 до сих пор сохранились элементы внутреннего интерьера в украинском стиле: большие белоснежные шестиугольные двери в помещениях, фрагменты резьбы и лепки, красивые перила со стилизованными трезубами. На доме И. Шило по Красноармейской, 16 главным элементом кирпичного декора является трезуб. В начале прошлого века символ независимости на фронтоне дома становился фактически открытой политической декларацией симпатий владельцев.
Настоящей жемчужиной города, одним из самых больших в мире памятников запорожскому казачеству, аналогов которому нет, а может, уже и никогда не будет, является дом просветителя-миллионера Владимира Хринникова. Огромное белоснежное здание с прекрасными майоликовыми вставками на фасаде, щедрой лепкой, с окнами и дверями, украшенными витражами и резьбой, с пятью стройными башнями и сложным силуэтом крыш, создавало впечатление сказочного замка, каким- то чудом занесенного в торговый центр задымленного индустриального города. Города, который принял его сразу, хвастаясь, гордясь и демонстрируя приезжим свою достопримечательность.
Всматриваясь в силуэты трех угловых башен дома, нельзя избавиться от впечатления, что эта композиция с пышным барочным завершением центральной и строгими куполами боковых, имеет ретроспективный мемориальный смысл. Под самый верх его стройных башен вынесены лепные картуши, где в окружении пышного барочного орнамента и военной амуниции помещено изображение запорожца с мушкетом на плече и саблей на боку — основной элемент герба Войска Запорожского.
Зодчими впервые в городе были использованы башенные краны, пятиметровые железобетонные перемычки над окнами, вмонтированные майоликовые панно, построенная из сланцевого камня крыша. Еще при строительстве сооружение было признано одним из главных украшений города.
К сожалению, сожженный во время Второй мировой войны, дворец значительно изменил свой вид. Шпили трех башен увенчивались изображениями коня, колчана и сокола в солнечном кругу, выполненными по мотивам печатей запорожских паланок. А на флюгере-кресте угловой башни сошлись в поединке казак с татарином, над которыми на фоне полуденного солнца взлетал вверх орел — символ победы. Интерьер был создан в формах национальной архитектуры с декоративной росписью, витражами, деревянными матицами, резьбой, балконами. Малые люстры в вестибюле несли изображения казацкой конницы, а большая — воспроизводила морской бой между казацкими чайками и турецкими галерами.
Таким образом, город, задуманный Екатериной II как «третья, южная столица» Российской Империи, под влиянием ученых-украинистов Григория Залюбовского, Ивана Манджуры, Дмитрия Яворницкого, Ивана Акинфиева, Андриана Кащенко, Василия Быкова всегда остается форпостом украинского духа, сохраняя национальное даже в архитектурном лице.
С Днепропетровском тесно связана жизнь летописца Запорожья Д. И. Яворницкого, с которого Илья Репин написал казацкого писаря в знаменитой картине «Казаки пишут письмо турецкому султану». В его доме (на современной улице Шевченко, 5) черпали свое вдохновение Павел Тычина и Максим Рыльский, Павел Усенко и Остап Вишня, художник-баталист Николай Самокиш и славист и востоковед Агатангел Крымский, классики украинского театрального искусства М. Кропивницкий, Н. Садовский, П. Саксаганский и многие другие. На уникальных настенных росписях вестибюля, где как будто застыли мгновения истории, изображены казаки в бою и на отдыхе, могучий Тарас Бульба с гневным взглядом.
Очень интересен музей имени Яворницького, который поражает большим количеством экспонатов казацких времен. Рассказ об этом казацком храме богини Клио, по-видимому, займет не одну страницу газеты. Мне особенно запомнились картины, с изображением восстания украинцев против российских оккупантов и детальная экспозиция времен национальной революции. Здесь есть стенды, посвященные Центральной Раде, Гетманскому Государству, Директории, Вильному Казачеству, украинским повстанцам, которые действовали в подполье российских оккупантов в начале 20-х годов.
В Днепропетровске мы познакомились с представителями молодежного объединения «Вертеп» — людьми, которые горят украинской идеей. Титанический труд молодых людей, их энтузиазм на грани самоотречения, их рвение и воодушевление могут быть образцом для каждого сознательного украинца. Присутствие объединения «Вертеп» (http://artvertep.dp.ua) чувствуется в многогранной культурной жизни города — популяризация украинского языка, книги, музыки, культуры. Без преувеличения «Вертеп» можно считать локомотивом украинского Днепропетровска.
ЗАПОРОЖЬЕ И ХОРТИЦА
Родина первой советской малолитражки имеет свое, интересное лицо, которое невозможно с чем-то спутать. Обращает внимание насыщенность промышленными объектами, расположенными в пределах города. Трубы и производственные комплексы стоят буквально в центре мегаполиса. Поэтому вечером мы в полной мере почувствовали, что такое смог, — город окутало облако дыма, так что и дышать стало тяжело. Но следует отметить, что Запорожье планово застроено и лучше упорядочено, чем другие промышленные города Украины, а жилые кварталы отделены зелеными насаждениями от заводов.
Во время национальной революции город занял активную проукраинскую позицию — в 1918 году из частей Вильного Казачества был создан Хортицкий полк Армии Украинской Народной Республики. «Весть о смене власти в городе, — вспоминал казак-повстанец Николай Носик, — мгновенно обошла все уголки уезда, и уже на третий день в город начала прибывать крестьянская молодежь, которая добровольно шла под стяги Республиканских войск, а местная учительская семинария вынуждена была закрыть старшие классы из-за отсутствия учеников. Подъем настроения у населения, особенно у молодежи, был чрезвычайный, все верили в хорошее будущее и нетерпеливо ждали победу Директории в других местностях Украины».
А история Запорожского корпуса УНР — просто легенда. В марте- апреле 1918 года запорожцы вместе с немецкими войсками очистили Левобережье, Донетчину и Крым от большевиков. В июне-ноябре они охраняли границы Гетманского Государства с Советской Россией. В апреле 1919 года после тяжелых боев с Белой армией Запорожский корпус под командованием полковника Болбачана был отрезан от остальных армий УНР, что заставило его перейти через румынскую территорию в Галичину и на Волынь. Запорожцы принимали участие и в первом зимнем походе 1919—1920 годов, а по его окончании — во всех боях армии УНР вплоть до перехода за Збруч.
Городу есть, чем гордиться, — проспект имени Ленина (нового названия пока что не придумали), длиной 35 километров — самый большой проспект Европы, ДнепроГЭС — крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, самая длинная в Европе железная детская дорога, а знаменитая «Запорожсталь» имеет доменное и мартеновское производства с самым большим в Европе слябингом и бесперебойным тонколистовым станом.
Интересными были и листовки, расклеенные по городу неизвестной организацией, которая приглашала местную молодежь участвовать в самой большей в Украине молодежной военной игре «Гурбы-Антоновцы 2006». В апреле 1944 года награнице Тернопольской и Ровенской областей 5 тысяч повстанцев УПА сошлись в бою с 35-тысячным соединением войск НКВД. Было приятно почувствовать, что здесь, на далеком Запорожье, помнят и ценят подвиги наших земляков.
Изюминкой города является уникальный памятник первобытных лесов Приднепровья — Запорожский дуб, под которым отдыхали Б. Хмельницкий, Т. Шевченко, Н. Лысенко. К сожалению, подземные воды в 1993 году стали причиной его засыхания. Но все же одна его ветвь еще живет и дает представление туристам, каким величественным и крепким был дуб раньше. Семисотлетнее дерево высотой 36 метров, диаметром кроны 63 метра, с окружностью ствола 6 метров 32 сантиметра оставляет неповторимое впечатление. Интересно, что именно в Запорожье в мае 1910 года была основана первая в Украине и России природоохранная организация.
Вечером нам повезло попасть на концерт «Воплей Видоплясова», который проходил на Фестивальной площади. Тысячи молодых людей в восторге отрывались под украинскую музыку. Драйвовость и эпатажность Олега Скрипки, подкрепленная очень энергетичной музыкой, никому не позволили остаться равнодушными. А когда Олег в обычной ему роково-панковской манере исполнял «Ще не вмерла Україна», публика просто неистовствовала в восторге. В толпе запорожцев, которые подпевали ему, еще раз пришлось почувствовать соборность и настоящее величие страны.
Конечно же, нельзя говорить о Запорожье, не вспомнив о Хортице, названной так в честь славянского бога Хорса. Природная и археологическая уникальность острова оставляет незабываемые впечатления. Покрытый роскошными заводями, самый большой остров на Днепре без преувеличения можно назвать непревзойденным творением природы.
В период Киевской Руси острову отводилась роль важного стратегического центра — места сбора русских дружин, которые отправлялись в походы на кочевников. Здесь находится вероятное погребение князя Святослава.
Один из наиболее прославленных украинских полководцев — Святослав, который ходил походами на Оку и Волгу, покорил вятичей (предков «русского народа»), уничтожил государство хазаров, мордвы и волжских булгаров, совершал походы за Каспийское море, воевал с осетинами и черкесами, опустошил Тракию и Македонию, захватил Болгарию и успешно воевал с Византией, погиб в бою с печенегами именно на Хортице.
В традиции русинов считалось, что если ты умер рабом, — рабом ты будешь и в потусторонней жизни. В плен не сдавались. Трупы земляков сжигались, а невольники забивались для службы покойникам. Русь дралась бесстрашно, и не только мужчины. Греки, раздевая убитых русинов, находили среди них и женщин.
Интересным является описание переговоров Святослава с императором Византии. «Цимисхий прибыл на Дунай с большим отрядом конницы в богатой, позолоченной сбруе. Святослав же приплыл на лодке, гребя вместе с другими. Он ничем не отличался среди них, кроме чистоты своей полотняной одежды. Единственным украшением у него была сережка в ухе. Он был среднего роста, крепкий и сильный, с коротким носом, синими глазами, густыми бровями и выглядел понуро и сурово. У него был выбрит подбородок, длинные усы и хохол на голове, «что означало знатный род». Сидя на скамейке своей лодки, он поговорил немного с императором и отплыл». Возможно ли современнику представить такие переговоры между представителями воюющих сторон, ну, например, между Усамой Бен Ладеном и Джорджем Бушем-младшим сегодня? Меня терзают сомнения. К сожалению, никто из современников не способен с благородством Святослава объявить «Иду на Вы!»
Через полтысячелетия на месте гибели «чистого запорожца на киевском Столе», как писал о Святославе М. Грушевский, остров Хортица становится одним из центров формирования запорожского казачества.
В 1552 году на Малой Хортице князем Дмитрием Вишневецким был построен замок — прототип Запорожской Сечи, откуда знаменитый Байда начал свои походы на татар. Разгневанный дерзостью казацкого вожака крымский хан Девлет-Гирей в январе 1557 года привел к Хортице крымские и ногайские орды, взял в осаду крепость. Но понеся значительные потери, Девлет-Гирей вернулся в Крым «с большим стыдом».
В 1577 году на острове построил укрепление казацкий гетман Я. Шах. Соратник легендарного И. Пидковы отсюда выступал в походы на турок и ордынцев, здесь была крепость выдающегося украинского полководца Конашевича-Сагайдачного. В 1625 году остров занимало войско гетмана запорожского казачества Марка Жмайло, Хортица стала очагом восстания против польских агрессоров. В 1628—1631 годах отсюда начали походы против турок и татар отряды гетмана Войска Запорожского И. Сулимы. Хортица становится центром нового антипольского восстания и в 1630 году под предводительством гетмана Т. Трясило.
Учитывая уникальность и особое место в мировой и национальной истории, на Хортице началось строительство историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь». Планируется, что туристы смогут побывать не только в музее казачества и конном театре, но и в городке, который строится в центре острова с воспроизведенными сооружениями времен запорожского казачества. В новой Сечи будет построено 6 казацких куреней, дом кошевого атамана, канцелярия, пушкарня, сечевая школа и церковь. Церковь будет действовать, в ней можно будет и венчаться, и детей крестить. Территорию ограждают частоколом и сторожевыми башнями. За ограждением расположатся кузница, гончарня и городок ремесленников. Будет неповторимо! Путешествуйте, господа, — мы незнакомы со страной, в которой нам повезло родиться!