Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шанхай — самый западный город на Востоке

Миллионы туристов ежедневно прибывают в город на экскурсию, а сотни тысяч остаются, чтобы сделать дух вестернизированного китайского мегаполиса частью своей жизни
19 октября, 2017 - 16:03

Когда в прошлом году я впервые приехал в Пекин, понял, что, видимо, слабо подготовился к этому городу. Я представлял себе бурный, перенасыщенный людьми мегаполис, где вертикали огромных небоскребов пересекают бесчисленные горизонтали многоуровневых автобанов, где сверхсовременные технологии одной из передовых стран мира встречают традиции и колорит одной из самых древних цивилизаций. Мое воображение рисовало смесь декораций из фильма «Бегущий по лезвию» с образами современных азиатских городов, которые я видел по ТВ.

Но реальный образ китайской столицы несколько не совпал с яркими картинками в голове. Ни в коем случае не хочу сказать, что Пекин меня разочаровал — отнюдь, просто здесь я впервые понял, что же в урбанистическом измерении означает понятие «Азия». Здесь большие деньги встречаются с яркой бедностью. Наряду с роскошными высотными домами, широкими магистралями дорог совершенно спокойно могут существовать небольшие грязненькие рынки, где с лотков вам продают фрукты и разные — на вес, целые районы одно- и двухэтажных домов — хутунов — некоторые представляют традиционный китайский стиль, а другие больше напоминают фавелы. Наряду с роскошными «майбахами» здесь проезжают трехколесные громкие электродрандулеты, а больше экстравагантных любителей современной азиатской моды — только жителей небольших провинциальных китайских городов, которые приехали в столицу подзаработать. Да, видимо, на Пекине лежит именно то тяжелое бремя статуса «столица» — столица коммунистической, по официальной идеологии, КНР. Он несколько формальнее, суровее и серее от других городов Китая. Здесь высокие темные кубы современных административных зданий, а также эпических размеров старинные императорские дворцы и храмы  вытесняют все яркое, современное и креативное, что может приходить «извне». К тому же сюда, как я вспомнил, стекаются жители провинций «на заработки», несколько понижая средний культурный уровень населения города — отсюда и другие проблемы. Здесь происходит бурное смешивание всего, что есть в Китае.

Но мои прошлогодние путешествия по Поднебесной помогли понять, что Пекин — это не весь Китай. Китайских городов, конечно, я увидел не так много, но и из этого можно сделать вывод, что Китай очень разный, и из всех его провинций и мегаполисов трудно вывести что-то среднестатистическое и характерное. Но все время я слышал истории о Шанхае. Мода, стандарты красоты, стиль и уровень жизни, инфраструктурные решения — во всем этом Шанхай является законодателем, на которого ориентируется, как минимум, весь Китай. Наверное, именно поэтому все мои пекинские знакомые достаточно ревностно относятся к Шанхаю, чувствуя сильную конкуренцию для Пекина. Поэтому не поехать в этот разрекламированный город я просто не мог.

Пользуясь общенациональными китайскими осенними праздниками (День создания КНР, а также традиционный Осенний фестиваль, известный своими «лунными пирожными»), мы с моей девушкой отправились в Шанхай. И именно здесь я понял, что реальность может превзойти воображение. Тот современный азиатский город, который я рисовал себе перед своей первой поездкой в КНР, оказался воплощенным в Шанхае... Но здесь, по-видимому, следует сделать небольшое углубление в историю.

Само название «Шанхай» приблизительно переводится как «город над морем» или «Приморск», поскольку он находится рядом с Восточно-Китайским морем. Шанхай также разделен притоком р. Янцзы — р. Хуанпу. Именно это определило судьбу Шанхая, который стал одним из ключевых торговых городов для Запада и подвергся его чрезвычайному влиянию. В ХІХ веке после Первой опиумной войны Великобритания и США получили права на владение предприятиями, церквями, кладбищами, больницами, а также на использование портов для беспошлинной торговли. Этот кабальный для китайского правительства договор, который фактически действовал до середины ХХ века, сыграл ключевую роль для образа и статуса современного Шанхая — он навсегда превратился в центр международной торговли. Вспомню и то, что Шанхай был единственным в мире городом, который безусловно принимал беженцев во времена Холокоста: с 1933-го по 1941 гг. сюда прибыло почти 30 тыс. евреев из Европы. Сегодня в Шанхае даже существует тематический Музей еврейских беженцев.

Столетию управления хозяйством иностранцев в Шанхае посвящен целый район — Французская концессия. Именно она стала первым пунктом нашего недолгого знакомства с городом. Свое путешествие мы не планировали как туристический интенсив, а, скорее, как променад по самым интересным районам города. К тому же посещать популярные храмы во время национальных праздников означало застрять в живом заторе из десятков тысяч туристов.

Французская концессия была основана в середине ХІХ века и была своеобразным автономным образованием французов в Шанхае. На сегодняшний день она представляет собой длинные, неширокие, уютные улицы, застроенные двух-трехэтажными домами и засаженные платанами — символом данного района. Сначала может показаться, что ничего особенного в этом нет — дома кажутся довольно однотипными. Но потом ты вспоминаешь, что находишься в Китае, и понимаешь, что все увиденное нетипично. Находясь в Шанхае, ты прогуливаешься по улицам старого европейского города, где иногда выныривают католические храмы, старые роскошные виллы, украшенные табличками «Историческое наследие» и объяснениями, что раньше это были офисы транснациональных корпораций или же резиденции видных исторических деятелей. Среди них — и дом-музей китайского революционера и основателя партии Гоминьдан Сунь Ятсена. Кстати, после большевистской революции в этот район прибыло более 8 тысяч эмигрантов из бывшей Российской империи. Не даром сегодня в Шанхае существует два православных собора, построенные во времена епископа РПЦК, нашего земляка из с. Адамовка — Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Переведя дыхание в парке роз Фусин, мы пересекли насквозь туристическую улицу, построенную в традиционном китайском стиле, и двинулись к другой, самой выдающейся колониальной достопримечательности Шанхая — набережной Вайтан. Это около 2 км впечатлений, которые навсегда врезаются в память. Именно здесь, на одной стороне реки Хуанпу, расположены 52 здания бывших корпораций, банков, старых гостиниц, которые представляют разные архитектурные стили, популярные на пересечении ХIХ—ХХ веков, — готический, арт-деко, неоклассицизм и другие. Несомненной жемчужиной этого архитектурного ансамбля является здание бывшей Гонконгско-Шанханской банковской корпорации и Шанхайской таможни, которые олицетворяют собой весь могучий дух Британской империи. И когда ты ходишь по узким переулкам, которые отмежевывают эти громадные каменные сооружения, возносящиеся высоко вверх, трудно побороть ощущение, что ты не в Шанхае, а где-то на 5-й авеню Манхеттена.

Набережная открывает вид на другой берег, а именно — на новый деловой район Пудун, олицетворяющий собой современный Шанхай, который словно через реку смотрит на свое прошлое. Еще 40 лет назад на этом месте были рисовые поля, а сегодня этот район является олицетворением нового Китая. Украшает его всемирно известная «Жемчужина Востока» — 468-метровая серебряно-бурая телевышка. Свое первое место самого высокого сооружения в КНР она уступила только в 2008 году, когда был открыт Шанхайский всемирный финансовый центр. А в 2015 году Пудун украсил второй в мире по высоте небоскреб — Шанхайская башня (632 м). Остальную часть Пудуна занимают немного меньшие здания, которые в сумме составляют сегодняшний статус Шанхая как одного из крупнейших финансовых и торговых центров Китая на уровне с Гонконгом.

Но есть в Шанхае еще одно место, которое является полной противоположностью увиденного, — старинный город Цибао. Его история берет начало в далеком Х веке, а пик развития приходится на XIV в., когда Цибао стал важным торговым центром, поскольку расположен на пересечении рек и каналов. Непосредственно на водных артериях было построено и бесчисленное количество небольших домов, которые до сих пор остаются домами для многих шанхайцев. Сегодня Цибао — это одно из самых популярных туристических мест, где можно увидеть другой Шанхай — свободный от циклопических застроек и скоростных магистралей. Длинные узкие улочки, выстроенные в китайском стиле, наполнены небольшими магазинами с традиционными закусками, многочисленные мосты, которые пересекают каналы, а также спокойная атмосфера древнего торгового города — это то, с чем стоит встретиться в бурном мегаполисе. Остановиться в одном из ресторанов этого района, чтобы отведать известные морепродукты — стоит целой поездки в Шанхай.

За один короткий приезд увидеть все в этом мегаполисе, видимо, нереально, тем более описать в одном рассказе. Роскошные парки, раскинутые в окружении высотных зданий, самые известные в мире музеи — интересны не только внутри, но и снаружи, лучшие в Китае торговые центры и улицы, предназначенные для шопинга без счета деньгам, крупнейший в мире «Диснейленд», где вы потратите часы времени ради нескольких минут неописуемой радости. А еще храмы, пагоды и чрезвычайно насыщенная культурная и ночная жизнь. Это все то, ради чего миллионы туристов ежедневно прибывают в Шанхай на экскурсию, а сотни тысяч остаются, чтобы сделать этот дух вестернизированого китайского мегаполиса частью своей жизни.

Свое недолгое знакомство с Шанхаем мы решили закончить «вишней на торте» — поездкой в аэропорт в поезде на магнитной подушке — «Маглев». Это технологическое чудо развивает скорость в 430 км/час (при максимальной в 603 км/час), и с центра города до аэропорта — дистанцию в 30 км — преодолевает за 7 минут. Но на станции «Маглева» оказалось, что авиакомпания изменила аэропорт для нашего вылета. Поэтому, сев не на высокоскоростной поезд, а на простое такси, мы отправились в другую сторону города. И в этом случае нам помогла сверхразвитая дорожная инфраструктура города — все многоэтажные, многополосные эстакады и неописуемо сложные развязки, которые делают очень удобной жизнь одного из самых больших в мире городов. Поэтому на обычном «Фольксвагене» за полчаса мы преодолели расстояние в 19 км и вовремя прибыли к нашему самолету. Все хорошо, что хорошо заканчивается.

Дмитрий КРИВЦУН. Пекин — Шанхай — Пекин. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ