Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шанс Анкари

«Для турецкой стороны наступило время, когда она, наконец, может помочь своим соседям, в частности Украине, укрепиться», – Рефат ЧУБАРОВ
10 марта, 2022 - 18:13

В турецкой Анталье в четверг началась трехсторонняя встреча глав МИД Украины, Турции и Российской Федерации. Планируется несколько раундов переговоров в течение двух суток. Повод: урегулирование ситуации, которая сложилась в результате российского полномасштабного вторжения в Украину 24 февраля этого года. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что довольно сдержанно относится к ожиданиям от встречи с Сергеем Лавровым. Действительно, Россия никогда не использовала переговоры для мирных целей. Ее задачи всегда захватнические, а переговоры для Кремля – это способ или закрепить кабальные условия для противника, или повод оттянуть время.

Президент Турции Реджеп Эрдоган уже предлагал свое посредничество между Киевом и Москвой, когда очевидным стало то, что Минские переговоры зашли в тупик. Нынешнее место для такого контакта выглядит логическим, хотя напомним – Турция является страной НАТО, что не мешает ей поддерживать прагматичные отношения с Россией, хотя иногда приходилось даже сбивать ее истребителей (например, в декабре 2015 года). Турция в этом плане уникальная страна с собственным курсом, в котором она придерживается четкого прагматичного приоритета – собственного интереса.

Украина же находится на таком историческом этапе, когда наши интересы с Анкарой во многом совпадают. И это не только задача возобновления территориальной целостности нашего государства и обеспечения безопасности с моря, что вписывается в нежелание Турции допускать продолжение нынешнего доминирования России в черноморской акватории. Аннексированный Россией Крым, как историческая родина близких туркам по крови, вере и культуре крымских татар, является объектом пристального внимания лично Эрдогана. 

Что можно ожидать от переговоров с кремлевским агрессором на поприщах Турции и какой может быть роль последней в наибольшей в Европе войне после Второй мировой, «День» пообщался с Главой Меджлиса крымскотатарского народа Рефатом ЧУБАРОВЫМ.

«Я НЕ ВИЖУ НИКАКИХ ПРИЗНАКОВ, ЧТО РОССИЯ ХОТЕЛА Б О ЧЕМ-ТО ДОГОВОРИТЬСЯ С УКРАИНОЙ»

- Господин Рефат, Россия бомбит украинские города и при этом предлагает переговоры. С другой стороны, украинская армия достаточно эффективно оказывает сопротивление оккупанту, а политики, по словам экспертов, не мешают ей это делать. Какими должны быть принципиальные позиции и поведение на таких встречах с агрессором, чтобы дипломатией помочь армии, народу и государству, а не навредить ситуации неосмотрительными шагами?

- Я в данном случае разделяю осторожность министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы в том, что эти переговоры с представителями агрессора, в частности его с Лавровым, не принесут каких-то заметных результатов. Главная цель переговоров в этом случае – прекращение огня. Если прекращение огня случится, то тогда можно говорить, что российская сторона действительно о чем-то хочет договориться. Но сам факт того, что Россия уже соглашается на такое прекращение огня говорит о том, что у нее нет сил дальше громить Украину. В то же время, несмотря на согласование места и времени переговоров, по всем участкам столкновения российская армия ведет боевые действия. Россия не останавливается в своих агрессивных намерениях. Такое поведение России уже всем известно и заключается оно в том, что во время переговоров она пытается максимально усилить свои позиции на фронте, чтобы заставить другую сторону соглашаться на нужные Кремлю условия и ультиматумы.

Потому, чтобы нам не попасть в ее ловушку, я изложил алгоритм, который должен присутствовать обязательно на любых встречах и с кем-угодно. А именно: 1. Немедленное прекращение российскими войсками военных действий на территории Украины. 2. Безоговорочное выведение российских войск и немедленное освобождение всех оккупированных РФ территорий Украины, включая Крым и отдельные районы Донецкой и Луганской областей. Если второй вопрос отложить на какой-то один из следующих этапов, то это будет значить, что Россия нас втягивает в такие переговоры, в которых она стремится сохранить свои интересы и не оставляет своих преступных намерений. То есть она и дальше будет делать все, чтобы любым способом держать в оккупации Крым и признавать незаконные образования на востоке Украины, которые в действительности являются оккупированными Россией. 

- Если обратиться к официальным данным украинской стороны и данным, в том числе мировых разведок, то видим, что наступление российских войск в том темпе и масштабе, которые планировались, захлебнулось. Таким образом, России очень необходима тактическая пауза, которую ей могут обеспечить или белорусские военные, или вот такие переговоры. Не пытается ли Кремль такого рода инициативами просто выиграть время для перегруппировки войск и подтягивания резерва?

- Это может быть. Более того, я думаю, что так оно и есть. По крайней мере, мы точно отслеживаем, как в Крым массово через керченский мост завозится военная техника. То же происходило в течение двух-трех месяцев перед тем, как эти колонны выступили на Херсонскую область. Следовательно, видим, что Россия опять наполняет Крым своими войсками. Понятно, что она это делает не для того, чтобы они там просто находились в Крыму. Они готовят следующую волну нападения по линии Херсона, Мелитополя, Николаева и дальше. И это лишь то, что касается ситуации на юге нашего государства. Но очевидно, что после первой волны мощного наступления по всем фронтам, они сейчас лихорадочно ищут, как исправить ситуацию. Ведь очень быстро Россия почувствует последствия санкций, которые только усиливаются и эффект от них только растет. Поэтому действительно России надо на этом этапе перегруппировать свои силы. Вместе с тем Кремль будет пытаться еще больше взять под контроль российское общество, чтобы сделать невозможными протесты и беспорядки внутри России. Пока что я не вижу никаких признаков, что Россия хотела бы о чем-то договориться с Украиной. Пока она пытается найти какие-то возможности для реализации цели, которую они поставили перед собой до 24 февраля.    

«ТУРЦИЯ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ОТРИЦАТЬ УКРАИНСКИЕ ПОЗИЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА УКРАИНЫ»

- Эрдоган еще до широкомасштабного вторжения предлагал себя как посредника в переговорах для того, чтобы выстроить альтернативу «Минску». Как вы можете сейчас оценить фактор Турции в этой сверхсложной ситуации? И какую роль может в этом плане сыграть вообще тюркский фактор, в частности, крымские татары как коренной народ временно оккупированного Крыма?

- Не должно быть ни у кого никаких сомнений в том, что Эрдоган очень подробно знает ситуацию в Крыму и то, в каком положении сейчас находятся крымские татары и вообще жители Крыма. Ему об этом регулярно докладывают. Мы также с ним об этом говорим на встречах. Эрдоган владеет цифрами, формами репрессий, которые применяет Россия. Меня успокаивает то, что Турция в течение 8 лет оккупации последовательно и публично при любых условиях, не принимая во внимание те или другие специфические моменты в отношениях с Россией, поддерживала и поддерживает целостность украинского государства. Это касается как непризнания аннексии Крыма, так и требований соблюдения прав крымских татар на полуострове. Эта последовательность Турции убеждает, что с ее стороны даже намеков не будет в нашу сторону относительно возможных уступок России. Но, как я искренне понимаю правительство Турции и в частности Президента Эрдогана, они будут очень внимательно следить за позицией Украины. Ведь, с точки зрения своих интересов, каждая страна, которая имеет те или другие интересы в отношениях с Россией, не только Турция, но и другие европейские страны, которые пошли на материальные потери в результате разрыва таких отношений и присоединения к санкциям, все они очень пристально следят за шагами Киева. И, если, не дай бог, украинское государство где-то даст слабину, то многие из правительств этих стран с радостью такую слабину поддержат, чтобы выйти из кризиса отношений с Российской Федерацией. Поэтому здесь бы я исходил из последовательности и прочности украинской позиции. Украинская сторона должна быть в этом плане непреклонной. А Турция никогда не будет отрицать украинские позиции относительно территориальной целостности и суверенитета Украины. 

- Есть интрига – как относится Путин к Эрдогану? Не боится ли его, как бы это не звучало громко? В отношениях между Анкарой и Москвой уже были довольно напряженные эпизоды, которые последняя буквально проглотила и смирилась.
-
- Я думаю, что сейчас позиции Турции усилились. Существует очень много вызовов относительно самой Турции и вокруг нее. И до этого времени Россия могла вносить осложнение для турецких экспедиционных войск, для турецкого правительства и тому подобное. Но после 24 февраля российские возможности ограничены. Более того, Турция пошла на запрет прохождения российских военных кораблей через проливы. Это привело к большому недовольству России, но сейчас Турция может быть в определенной степени спокойной относительно возможных подлостей со стороны Кремля. Лично мне кажется, что для турецкой стороны наступило время, когда она, наконец, может помочь своим соседям, в частности Украине, укрепиться для того, чтобы Россия дальше не доминировала в акватории Черного моря. Таким образом, поддержка Украины – это еще и шанс для самой Турции и для усиления других стран НАТО в этом регионе. Турция может обойти Россию в экономическом и военном измерении в пределах черноморского пространства.

«МЫ МНОГО УЗНАЕМ О НАСТОЯЩИХ МОТИВАЦИЯХ ПУТИНА, КОГДА ОН ПОЯВИТСЯ ПЕРЕД МЕЖДУНАРОДНЫМ СУДОМ»   

- Война России против Украины может развязать многим руки, что были связаны угрозой от Кремля. Теперь последний максимально сосредоточен на нас.  Стоит также вспомнить, что до широкомасштабной войны, которую Россия развязала 24 февраля, все чаще звучала идея об оси «Лондон-Анкара». Реально ли создать такой геополитический каркас для сопротивления распространению российской агрессии?
-
- Как по мне, то на фоне достаточно сложных отношений Анкары и Вашингтона, такая ось более реальна. В какой-то мере она уже существует. Особенно в сфере глобальной безопасности Анкара и Лондон больше понимают друг друга.

- Учитывая то, что Лондон еще и хорошо понимает Киев, то очевидно вызревал новый геополитический союз, как реальное сопротивление распространению влияния и агрессии России на востоке Европы и как новое, условно говоря, «НАТО-2». Возможно, Путин потому и поспешил напасть на Украину, чтобы «блицкригом» вырвать нас из такой компании стран?
-
- Я думаю, что мы много узнаем о настоящих мотивациях Путина, когда он появится перед Международным судом. Мне трудно понять его мотивации, кроме того, что лежит на поверхности. Эта война и его попытка полностью растворить Украину в своем «русском имперском мире» нужны ему для того, чтобы диктовать миру свои условия по перераспределению влияния. То есть Путин считает, что без уничтожения Украины, ее растворения как территории, как 40-миллионного отдельного сообщества, он просто не способен реализовать свои имперские замыслы. Мне кажется, это является основным мотивом того, почему он пошел войной против нас. Он как преступник, который забирает чужую жизнь и усиливается энергией жертвы.

«РЕИНКАРНАЦИЯ КАТАСТРОФЫ, КОТОРУЮ СЕЙЧАС ТВОРИТ КРЕМЛЬ, СОСТОЯЛАСЬ ИЗ-ЗА НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»   

- В XXI веке мы уже думали, что, по крайней мере, на нашей земле такие беды, как Голодомор, как депортация народов, как другие формы геноцида, просто невозможны. Что это уже в прошлом, и мир просто этого не допустит. Сейчас видим фактическую реинкарнацию методов Гитлера и Сталина, только уже в действиях Путина. Как цивилизованный мир мог допустить это?

- Я родился уже после того, как депортировали крымских татар и буквально через год как был снят режим спецпоселения. То есть лично я не увидел депортации, как это происходило. Но я родился в изгнании. Советская власть насильственно удерживала крымских татар за рубежами своей малой Родины вплоть до распада СССР. Если они пытались вернуться в Крым, то их снова и снова выселяли. Компактное поселение крымских татар в Новоалексеевке Херсонской области так и образовалось в силу того, что их выбрасывали из полуострова. Я в подробностях знаю, как происходила депортация моего народа непосредственно от мамы. Но одно дело знать в подробностях со слов родных, как это происходило, а другое – видеть самому собственными глазами беду. То, что происходит сейчас, очень напоминает сталинские времена и образы того, что мне рассказывала мама. Я сам сейчас сажал в машины детей, которых будут эвакуировать из Киева от российских бомб. Это маленькие дети. Они болеют ДЦП. Маленький мальчик смотрит на тебя глазами взрослого человека, которые пронизывают насквозь. И он, к счастью, еще не видел бомб, как дети в Ирпене, Буче, Изюме, Харькове и других городах, которые уничтожает Путин. Эта реинкарнация катастрофы, которую сейчас творит Кремль, состоялась от непоследовательности человечества. После Второй мировой войны человечество смогло осудить нацизм, очистить от этой античеловеческой идеологии определенные территории и в первую очередь Германию. Но человечество не сделало это на других территориях, где были по своей сути режимы, идентичные нацистскому. Одним из таких режимов был сталинизм. В 2009 году Парламентская ассамблея ОБСЕ уравняла сталинизм и нацизм. Это была попытка отождествить эти режимы и идеологии, как бесчеловечные. Тогда Москва прибегла к большой истерике и коварным шагам в частности в ООН. Некоторые международные организации, которые по своему назначению и согласно своим уставам должны были делать все, чтобы избегать в будущем повторения трагедий человечества XX века, так и не смогли выполнить своих функций. Не смогли они этого сделать потому, что их членами были сначала СССР, а потом Россия, которые под видом защиты своих ценностей защищали в действительности тоталитаризм. Таким образом, Россия, защищая сталинизм, фактически превратилась в страну, которая исповедует что-то подобное нацизму.

- Если посмотреть на работы Ильи Репина, а именно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», где типажи казаков имеют тюркские черты, и его же «Бурлаки на Волге», где несчастные рабы смирились со своей тяжелой судьбой, то возникает четкое ощущение контраста между двумя народами, их сущностью и ментальностью. Исторически Россия делает все, чтобы мы, свободные украинцы, превратились в таких вот российских бурлаков. Что мы должны сделать, чтобы не допустить этого?

- Мне кажется, что когда мы выйдем из этой страшной трагедии, которая происходит на нашей земле, то очень важной задачей перед нами должна быть очистка внутри нашего народа. Все должны осознать окончательно суть и масштаб таких трагедий как Голодомор, как Холокост, как депортации. Это осознание необходимо для того, чтобы сделать невозможными коварные манипуляции врага. Надеюсь, что после той катастрофы, которая нас постигла в образе российского нашествия, украинское общество окончательно прозреет. Ведь навсегда с нами останется угроза, которая исходит от России. Надеюсь, что и там, рано или поздно, состоятся соответствующие изменения даже путем адекватного распределения такого огромного образования, которым является в настоящее время Российская Федерация. Они должны пройти болезненный, но необходимый этап очистки.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ