В конце прошлого года многолетний неутомимый исследователь сакральной архитектуры Закарпатья, доцент кафедры рисунка факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства Закарпатской академии искусств, заслуженный работник культуры Украины Михаил Сирохман издал уникальную и сверхценную, учитывая ее культурно-историческое значение, книгу «Утраченные церкви Закарпатья».
Осуществив на протяжении более 30 лет своей исследовательской деятельности сотни экспедиций по селам Закарпатья, изучив архивы и музейные фонды в Украине, Словакии, Чехии и Венгрии, автор зафиксировал в общей сложности 156 объектов церковной архитектуры (101 деревянную и 25 каменных церквей, 29 деревянных колоколен), которые перестали существовать в ХІХ-ХХІ веках, однако сохранились в изображениях.
«Закарпатское церковное строительство наглядно свидетельствует о сохранении на протяжении веков принадлежности к украинскому искусству – как и отражает взаимовлияние с художественным миром соседних стран. В местной архитектурной традиции отражается и конфессиональная принадлежность разных этнических групп края, и его подчиненность в разное время разным государствам. Эта земля в Карпатах стала местом встречи западной и восточной ветвей христианства, что породило на относительно небольшой территории существенное разнообразие стилей и форм деревянного строительства», – отмечает в предисловии к изданию автор.
Несмотря на то, что в ХХ веке идея сохранения и охраны памятников народного искусства приобрела в Европе всеобщее признание, нет ни одного десятилетия, когда бы не уничтожались уникальные шедевры церковной архитектуры Закарпатья. В общем М. Сирохман выделяет три периода активного уничтожения церковных сооружений. Первый длился с начала века до 1945 года, когда шла активная замена старых деревянных храмов каменными. В это время перестали существовать своего рода уникальные 47 деревянных церквей и 11 колоколен.
Второй период уничтожения культовых сооружений приходится на послевоенное время и принадлежность Закарпатья к СССР (1945-1991 гг.). Тогда под попечением компартии и КГБ на местах создавались инициативные группы, которые разбирали на дрова храмы насильственно ликвидированной Греко-католической церкви, которые не перешли в пользование недавно созданным приходам московского православия. В этот период были уничтожены церковные сооружения в Ганичах, Русском Поле, Подплеше, Пузняковцах, Розтоках, Перекрестном и других селах, совершены умышленные поджоги архитектурных шедевров в Майдане и Соймах. В пору воинствующего атеизма в области исчезло 26 деревянных и 32 каменные церкви, десятки колоколен и часовен.
К сожалению, и нынешнее тысячелетие, уже лишенное влияния властного безбожия, не стало надежным препятствием для местных геростратов. Часто церковные общины и не слишком перегруженные высоким культурным уровнем священнослужители не соблюдают требования законодательства о культурном наследии и вносят свои «архитектурные решения», перекрывая крыши деревянных храмов жестью и «отделывая» вакуумными стеклопакетами и пластиковой ламберией. Таким образом искажены жемчужины архитектуры в селах Гусный, Сухой, Изки, Подобовец, Репинное, Торунь, Прислип, Тишев и других. Во многих церквях вульгарно переделывают интерьеры, а самозванные «умельцы» перерисовывают на свой манер иконостасы и стенопись…
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1757 г.) в с. Гукливый-Таламаш. Разобрана в 1921 году.
Сведения об утраченных культовых сооружениях Закарпатья Михаил Сирохман собирал во время многочисленных экспедиций от местных старожилов, среди которых были и потомки зодчих, отыскивал в библиотеках, архивах, музейных фондах Закарпатской области и соседних центральноевропейских стран, использовал найденные там рисунки и фотографии уже не существующих храмов, авторами которых являются известные тогдашние ученые и художники Владимир Шухевич, Флориан Заплетал, Францишек Стшалко, Богумил Ваврушек, Вадим Щербакивский, Рудольф Гулька и другие. И, конечно, щедро проиллюстрировал книгу своими фотоснимками, сделанными во время «полевых исследований» по Закарпатью. Фото каждого утраченного храма содержит подробную информацию о его строительстве и разрушении, особенностях архитектурного стиля, описании экстерьера и интерьера помещений, приводятся интересные исторические факты, имеющие отношение к этим сооружениям.
Издание вышло в свет при содействии Закарпатской академии искусств, ОО «Культурная платформа Закарпатья» и Мукачевской греко-католической епархии, за что они, вместе с автором, заслуживают искренней благодарности.