В далеких 1980-х не так много было смельчаков, которые могли открыто заявить об этой страшной трагедии украинского народа — Голодоморе. Среди них Владимир Лобода — живописец, график, скульптор, архитектор, поэт и эссеист, яркий представитель украинского андеграунда. Альбом гравюр «Голод — Реквием», который выпустило львовское издательство «Астролябия» — раритет, потому что было напечатано только 150 экземпляров!
Владимир Викторович принадлежит к художникам, для которых смысл жизни — восприятие своей эпохи и времени как вопрос памяти. Именно поэтому воспоминания близких, родных, знакомых о Голоде — годов побуждали художника к созданию 16 гравюр по случаю 50-летия этой печальной даты. Они стали основой книги «Голод — Реквием». В то время, когда большинство прославляло «счастливую жизнь», а свобода умирала в лагерях, это, бесспорно, было вызовом. На гравюрах — «...жизнь под крестом, как символ страдания, прямостояния, чести. На шестнадцатой, завершающей гравюре изображен воин с мечом (Надежда!), как символ величия человека, его красоты, пафос вечности». Эти слова принадлежат автору вступительного слова к книге, другу художника Василию Стецику.
Каждая гравюра сопровождается стихотворным текстом автора. Стоит привести текст программного стихотворения книжки «Сиджу» к первой гравюре: «//Сиджу /як очманілий/ і наче не безсилий /невже /невже то правда все/ і що вона несе /а пам’ять ссе/ дощенту випиває/ і далі нарікає / своє / і вимагає / і що той хрест / і з неба перст / сліди в снігу / відлига / мить зникає / і під хрестом /Содом триває». Каждое слово емко, наполнено глубоким содержанием, страданием, многозначительной метафорой. Владимир Лобода остро переживает боль и непоправимую утрату своего народа.
Сегодня мы пожинаем плоды этого нечеловеческого издевательства тоталитарного режима над своими гражданами, преимущественно украинцами, большинство которых проживало в селах. До сих пор глубокая травма дает о себе знать: в нежелании вспоминать прошлое, в безразличии к этому прошлому. Диагноз художника-философа совпадает с диагнозом Джеймса Мейса, который назвал наше общество посттоталитарным и постгеноцидным со всеми драматичными последствиями. Однако в последней (16) гравюре художник выражает веру и надежду в непоколебимость, твердость человеческого духа перед любыми трагическими обстоятельствами. Владимир Лобода, как человек свободы, воли, достоинства, духовного прямостояния, своим творчеством убеждает нас, что лишь память, катарсис очистки сделает нас сильнее, духовно богатыми, успешными.