Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

24 уровня Вячеслава Полунина!

28 октября, 2003 - 00:00


Вячеслав Полунин — уникальный актер и человек. В маске Асисяя он поселился сначала в сознании советских граждан, а затем и жителей всей планеты. Потеснив коллег — Чаплина и Марсо.

Клоун в желтом комбинезоне с нелепым красным носом и с белыми кругами вокруг глаз стал тем ангелом-хранителем, который в любой ситуации, как далеко бы вы ни заблудились в вашем «взрослом» лесу, всегда мог взять вас за руку и отвести на солнечную поляну детства...

Немножко истории.

1980-й. Показанный по телевизору номер с телефонами сразу сделал Полунина звездой. А следом за лидером — и его театр эксцентрической пантомимы «Лицедеи». В народе пошли гулять словечки: «детектива», «у кыно», «любофф». Позднее, после сценки с воздушными шариками, слова «низзя» и «льзя» стали нарицательными.

По-видимому, имея рецепт того, как стать популярным, Полунин и Компания в 1987 году веселит многомиллионную всесоюзную аудиторию проделками в ленте «Как стать звездой». Яснее, правда, как же ею стать, не сделалось, но количество смеха, потребляемого на душу населения, резко возросло...

Удивительно, что, при всей своей гениальности в качестве артиста и режиссера, он счастливо сочетает в себе еще и способности организатора. Поражает масштабность мероприятий, которые проходили под его опекунством. Сначала «Мим-парад» 1982 года, на который съехалось более 800 артистов пантомимы. 1985 год — Полунин впервые привез иностранных мимов и клоунов на фестиваль в рамках Всемирного слета молодежи и студентов. 1987 год — первый международный фестиваль уличных театров, который назывался «Лицедей-лицей».

Год спустя отмечалось двадцатилетие «Лицедеев» Всесоюзным «Конгрессом дураков». Апофеозом стал «Караван мира» — странствующий театральный фестиваль, колесивший на машинах по Европе от Москвы до Парижа в течение полугода. Путешествие по России, Франции, Италии, Испании, Чехии, Польше вылилось в эпохальное театральное полотно «Одиссея». В 1989 году, за три месяца до падения Берлинской стены, участники Каравана самостоятельно снесли все границы внутри Европы — пусть сначала только для ограниченного контингента артистов. Европа не заставила себя долго ждать и стала следом активно объединяться! А потом была создана «Академия дураков», которая всего за пару лет своего активного существования на российской почве сумела обратиться и к идее возрождения карнавала. «Новый карнавал», закрутился в рамках Всемирной театральной олимпиады в московском саду «Эрмитаж» летом 2001 года. Когда- то гильдия «старых дураков» под предводительством Ролана Быкова по-своему бесчинствовала в Москве, раздавая титулы «полных дураков» и «полудурков» лучшим из лучших, с удовольствием принимая в свои ряды и великих дураков зарубежья. Их-то и собрал Полунин много лет спустя на Театральную олимпиаду в Москву в рамках еще одной программы, названной «Лучшие клоуны конца ХХ века».

Полунин объездил с гастролями более 40 стран, насобирав при этом ряд престижнейших театральных наград. Его «сНЕЖНОЕ шоу» было признано одним из лучших шоу мира!

Мне, к сожалению, не доводилось «вживую» видеть его представления. Но даже те 2 — 3 интервью, которые брал у него Дмитрий Дибров в своих «Антропологиях», — производят чрезвычайное впечатление.

Поток звонивших неизменно причислял его к гениям, и самое чудесное, что в этом не было никакой натяжки. На какую бы тему ни шел разговор, Полунин бы трогателен, парадоксален и прост.

В частности, как действительно личность всеземного масштаба (хотя, скорее, космического!), он поделился своими наблюдениями относительно реакции публики в разных странах и частях света. Как необходимо, в зависимости от зрителей, менять интонацию и скорость представления.

Французы больше реагируют на эмоциональную, чувственную часть номера, англичане — любители интеллектуальных парадоксов, американцы — «детская» нация с двухсотлетним стажем, поэтому нужно постоянно удерживать их внимание. Чуть расфокусировался — они уже жуют поп-корн и смотрят в сторону. За индийцами — несколько тысяч лет, и, соответственно, они предпочитают медленный темп. Разглядывают все до микроскопических деталей. Индийцы никуда не торопятся, они с вечностью на «ты».

Катаясь по всяким уголкам планеты, в «родные степи» его заносило редко. Но что касается нашей аудитории, славянской, то Полунин как-то обронил фразу, что только свои ощущают спектакль до... 24 уровня.

Меня, откровенно говоря, поразила эта цифра. Я свои литературные вещи пытаюсь дотянуть до 7 — 8-го уровня информации. В журналистке вообще болтаешься на 3 — 4-м ( новости — 1-й).

Остается единственное: пойти на это одно из самых знаменитых представлений мира «сНЕЖНОЕ шоу» и прочувствовать все 24 уровня, которые вложил туда этот великий лицедей, поделившись своим огромным сердцем. Спектакли при поддержке ТМ «Немироff» пройдут в Киеве в МЦКИИ (бывший Жовтневый палац) с 30 октября по 1 ноября.

Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ