В понедельник, 30 сентября, в Украине состоялся допремьерный показ нового фильма Федора Бондарчука «Сталинград». Официальная премьера кинокартины в России назначена на сегодня, в широкий прокат фильм выйдет 10 октября. До украинских зрителей ленту показали лишь накануне в Волгограде ветеранам Второй мировой. «Около ста людей «за 90» сидят в небольшом кинозале... в 3D-очках, орденах и медалях. Мы предложили им организовать 2D-показ, а они обиделись», — рассказывает о волгоградском показе фильма режиссер Федор Бондарчук. Как отреагировали на фильм те, кто непосредственно прожил Сталинград, Бондарчук-младший не уточнил. Зато «Новая газета» пишет о том, что происходило после показа в Волгограде: «Клавдия Михайловна, астраханская казачка, (во время Сталинграда была задействована на трудовом фронте) задаст вопрос работнице кинотеатра: «А где я могу поговорить с Бондарчуком?»... «Мне очень жаль, — ответит работница кинотеатра, — но негде».
Чем же является в действительности «Сталинград»? Это чистой воды голливудский блокбастер с русским привкусом. «Окопная правда» в фильме отсутствует, хоть в титрах и указан роман-эпопея Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» как одна из литературных основ. Герои схематичные, к месту и времени привязаны разве что закадровым голосом Бондарчука, который рассказывает их истории русских, даже не советских людей. И если изменить географию этих историй, то с таким же успехом они могли бы стать американцами в Нормандии во время Второй мировой войны. А могли бы и вообще с инопланетянами сражаться в другой галактике, потому что персонажи «Сталинграда» скорее модели, чем живые люди. Разговор творцов этого фильма о том, что картина будет опираться на опыт русского и советского кинематографа о войне, так и остался теоретизацией. Зрителям предложили екшн с соответствующим бюджетом — 30 млн долларов — и спецэффектами. Масштабные взрывы, расстрел домов из танков, горящие солдаты, ведущие борьбу, макросъемка самолетов и бронетехники, круговые панорамы разрухи, замедленные кадры битвы. И, несмотря на это, в фильме почти отсутствует кровь, эмоциональное влияние на зрителя скорее достигается постановкой и звуком, чем натуралистичностью изображенного. Такую позицию, скорее всего, диктует вековой рубеж фильма — «12+».
Относительно правдивости. Фильм построен на простеньком антитезисе: немцы — плохие, моральные выродки, а русские хорошие, высоконравственные патриоты своего государства. Язычники «фрицы» живьем сжигают женщину с маленькой дочерью, обозначая это как принесение жертвы перед наступлением. Российские солдаты крестятся в начале фильма и идут водным путем «аки посуху», а прозвище одного из главных героев — Ангел. Немецкий офицер берет то, что ему нравится — русскую девушку Машу, из-за него ее ненавидят соотечественники и, в конечном итоге, убивают. 19-летнюю Катю, приютившую русских солдат в своем доме, прототипом которого стал дом Павлова, никто и пальцем не коснулся. Вдохновение в битве для «чужих» — конец войны и переход в Индию, где их ожидают шестирукие женщины легкого поведения. «Свои» же борются за Родину, олицетворением которой является беззащитная девушка Катя. А обрамляет это все сюжет о землетрясении в Японии, где немецких детей, которых привалило плитой, спасает русский МЧС-ник, сын этой же Кати, который и рассказывает свою историю потерпевшим, пока тех вытягивают.
Так на кого же рассчитан этот коктейль мультикультурализма, где екшн ослепляет хронику? Ввиду того, что к «Сталинграду» приобщилась американская кино- и телевизионная компания «Columbia Pictures», фильм рассчитан, кроме русской аудитории, на молодого космополита, не углубляющегося в исторический контекст. Молодые герои посодействуют притягиванию такой же аудитории. По большей части эти русские актеры еще не выходили за пределы национального кинематографа, а главную роль сыграл Петр Федоров, который уже снимался у Федора Бондарчука. Кстати, в фильме также снимался сын режиссера Сергей Бондарчук. Сам Федор Сергеевич тоже играл в «Сталинграде», еще в 90-ых, где режиссером был Юрий Озеров. Еще один актер, который уже «проходил» Сталинград, — Томас Кречман (немецкий офицер Петр Канн) — в его фильмографии роль в одноименной картине немецкого режиссера Йозефа Вильсмаера. Однако «Сталинград» 2013-го на ни одну из этих картин и близко не похож, разве что — знаменитым фонтаном. По словам продюсера «Сталинграда» Александра Роднянского, творцы кинокартины хотели создать миф. Им это удалось!
«День» поинтересовался свежими впечатлениями от фильма у украинской публики.
— 3D и IMAX рассчитаны на современного молодого зрителя, которому, наверное, трудно донести эту историю без спецэффектов, — говорит генеральный продюсер «Star Media» Юрий МИНЗЯНОВ. — Уровень этой кинокартины высокий — голливудский подход, компьютерная графика, постановка, звук, работа художников. «Сталинград» — это мощный блокбастер. Такие истории, в первую очередь, должны задевать эмоционально, и творцы фильма этого достигли. Конечно, в мировом прокате по-разному будет восприниматься этот фильм. Несмотря на то, что в ленте звучат разные языки, «Сталинград» — это глубоко национальный фильм.
— Трудно предвидеть, какова будет реакция украинской аудитории, — комментирует для «Дня» директор кинотеатра «Жовтень» Людмила ГОРДЕЛАДЗЕ. — Будет ли у этого фильма массовый успех, и возникнет ли у зрителя желание посмотреть его еще раз, я не знаю... Недавно прочитала книгу Александра Роднянского «Выходит продюсер», где он объясняет, как он продюсирует фильмы. По его словам, для того, чтобы выпустить ленту в свет и, в то же время, завоевать популярность российской аудитории, на некоторые компромиссы нужно идти сознательно. Кто-то назовет это идеологией, а кто-то просто умением зарабатывать деньги.
***
Накануне премьеры Александр Роднянский не раз повторял, что создатели хотели рассказать о Сталинградской битве, а фактически — неимоверной цене, которая заплачена за победу, через человеческие истории, а те же 3D и IMAX — лишь средство, чтобы эти истории были более понятны современному (читай — молодому) зрителю. Ожидания были велики. Как говорится, Роднянский-продюсер знает в этом толк. Чего стоит только «Восток — Запад» режиссера Режиса Варнье. В центре картины — казалось бы, всего лишь — любовный треугольник. Но эта история рассказывает о жерновах тоталитарной системы больше, чем показ всех ужасов ГУЛАГа. А если вспомнить творческий тандем Роднянского-Бондарчука, то в их «9 роте» именно через характеры героев явственно проступало время. За это можно было простить недосказанность самой киноистории. Можно ли сказать, что «Сталинград» — это шаг вперед в понимании человека? Пожалуй, нет. Но это даже и не шаг назад. Скорее — в сторону...