Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Алексей ЖИТНИК: «Япония может выступать в группе «А», а Украина — нет?»

1 сентября, 1998 - 00:00

Его умение точно оценить обстановку, не боясь пойти в силовую борьбу, выверенным пасом послать в прорыв нападающего, а при случае мощным броском от синей линии вколотить шайбу в сетку ворот — в свое время пришлись по вкусу импрессарио заокеанского хоккея. И вот он уже восемь лет играет за клубы НХЛ. Но раз в году, во время межсезонья, обязательно приезжает домой. Тут у него в Киеве родители — свои и жены Людмилы, друзья, товарищи по команде. Корреспондент «Дня» воспользовался последней побывкой Алексея (что говорить, ведь не часто приходиться поговорить с легендарными мастерами НХЛ!) и задал ему несколько вопросов.

— Смена обстановки, естественно наводит на размышления о разнице жизненных условий, ритма, отношений в Соединенных Штатах и Украине. Не становится ли вам грустно от таких контрастных сравнений?

— Пожалуй, нет. Мне иногда бывает не по себе от другого — восемь лет далеко от дома пролетели, как один миг. Казалось бы, еще вчера садился на самолет, чтобы лететь в неведомое, в страну, где хоккей возведен в ранг одного из идолов. Откровенно говоря, очень нервничал, думал, а вдруг не подойду и меня переведут в фарм-клуб, а еще того хуже отправят домой.

— Ну это уже все давно позади?

— Конечно, я пообтерся, появилась уверенность, раскованность. Что же касается разницы в устройстве и укладе жизни, то рад, что выступаю именно за клуб «Баффало» из тихого, как его называют, фермерского городка в штате Нью-Йорк на границе с Канадой. Очень спокойная и размеренная жизнь, чем то напоминающая провинциальные украинские города, доброжелательные приветливые люди (не в пример Нью-Йорку, Чикаго или Лос-Анджелесу), красивая природа, и конечно же знаменитый ниагарский водопад, любоваться его величием не устанешь никогда (я лично бываю возле него частенько — и с американской и с канадской стороны). Конечно же, трудно сравнивать уровень жизни в Баффало и Киеве, но, думаю, и у нас все обязательно наладиться. Сегодня у нас с женой — небольшой, но уютный дом, где мы живем с маленьким сыном Максимом.

— Вас, конечно, узнают на улицах Баффало?

— Да, там любят спорт. Ведь кроме хоккейной есть еще и футбольная команда. В недавно построенный хоккейный дворец (наши матчи в среднем посещает около 17 тысяч зрителей) половина болельщиков приезжает из Канады. Даже если мы проигрываем, что, впрочем, сейчас случается очень редко, к нам относятся с пониманием, ведь невозможно побеждать всегда.

— Вы уже четвертый сезон выступаете за этот американский клуб. А это уже приличный срок?

— Как правило, легионеры выступают в среднем за команду три года, а потом их приобретают другие. Так что я считаюсь старожилом. А вообще «Баффало» одна из самых молодых в НХЛ — средний возраст ее игроков 25 лет, и по этому показателю она уступает только «Оттаве Сенаторс». От этого курса наше руководство старается не отходить. Раньше модно было приобретать дорогостоящих звезд, а сейчас делают акцент на доморощенных хоккеистов, талант которых полной мерой раскроется лишь через пять-шесть лет.

— Какие у вас последние достижения?

— А разве участие в Кубке Стэнли не достижение? В этом году, играя за сборную России, стал обладателем серебряных медалей последних Олимпийских игр.

— Кстати, наблюдая финальный матч турнира в Нагано между командами России и Чехии, где победили ваши соперники, российские телевизионные комментаторы уж очень часто критиковали, мол вы действуете очень небрежно и часто ошибаетесь в защите. Как вы относитесь к подобным заявлениям?

— Да как-то и не задумывался над этим. Я сам знаю, где «провалился», неточно сделал передачу. Уверен, если бы мы тогда обыграли чехов (их ворота защищал мой одноклубник по «Баффало» Доминик Гашек) и не пропустили ту единственную, очень досадную шайбу, всем пели бы дифирамбы. А в принципе, я в очень хороших отношениях с наставниками российской сборной и знаю, что у них никогда не было предвзятости ко мне.

— Скажите, вы бы хотели выступать за сборную Украины?

— Это уже невозможно. Во-первых, команда Украины играет в группе «В» первенства мира, и ее матчи совпадают с регулярным чемпионатом, что уже само по себе исключает мое появление в желто-голубой форме. А, во-вторых, вот уже пять лет выступаю за россиян и по положению играть за другую страну уже не могу.

— Видели ли вы игру сборной Украины?

— Просто не получается. Ведь очень много киевских хоккеистов, которые призываются в главную команду страны, сейчас выступают за российские и западноевропейские клубы. Хотя по отзывам друзей знаю, что она за последнее время заметно прибавила в игре и может пробиться на большую арену — в группу «А». Что и говорить, Япония может в ней выступать, а Украина — нет?

— Алексей, вы в «Соколе» часто добивались успеха мощными бросками издали. Какова у вас результативность в НХЛ?

— В последнем регулярном чемпионате я забил 15 шайб и сделал 30 результативных передач, что для защитника считается нормально. В связи с этим добавлю, что сегодня игра стала плотнее. Если в то время, когда я появился в Штатах, 30 заброшенных шайб считались посредственным результатом для нападающего, то теперь — это довольно солидно. Что говорить, если раньше более 50 голов забивали 15 человек, а в последнем чемпионате этот результат превысили только Теему Селянне и Петер Бондра (оба — по 52), также Павел Буре и Джон Леклер (оба — по 51).

— Чем отличается от нашей системы подготовка к матчам в НХЛ?

— На тренировку отводиться всего 40-60 минут, но она более интенсивная, без пауз. Кроме того, там не держат всю команду на базе под строгим контролем, по принципу «как бы чего не вышло». Больше доверяют, понимая, что сезон и так перенасыщенный.

— Так что у вас полная свобода действий. Чем вы занимаетесь в свободное время?

— Хожу с семьей в кино, гуляем по городу. Я уже говорил, что городок тихий, и суперразвлечений в нем не найдешь. Друзей и знакомых тоже немного. В основном, ходим в гости к товарищам по команде.

— А вы встречаетесь с бывшим одноклубником по «Соколу» Дмитрием Христичем?

— Только несколько раз в году. Прилетаю на игру в Бостон, а они сразу после нее улетают и наоборот. В последний раз удалось поговорить минут десять. А чтобы специально собраться — не получается.

— И все же вы с кем-то общаетесь из бывших соотечественников?

— Раньше — с экс-динамовцем из Москвы Андреем Трефиловым. Но потом перешел в другой клуб и связь оборвалась.

— В Киеве за рулем «Ауди», а на чем вы ездите в Баффало?

На «джипе», ведь там если выпадет снег, на легковушке не пройти. Получается, что дома я на «старушке» за месяц наезжаю больше километров, чем за остальные одиннадцать в США.

— Стараетесь ли вы одеваться по последней моде?

— Там все по-простому. Пожалуй, на Украине молодежь больше «изгаляется» по поводу одежды. Другое дело, что в Канаде есть выбор на все вкусы. Так что идем с женой в магазин и одеваемся на свое усмотрение.

— В эти дни вы в составе «Сокола» принимаете участие в международном турнире «Кубок Независимости». Для чего это вам?

— Соскучился. Тут хоть поговоришь на родном языке с ребятами. А кроме того, даже во время отпуска стараюсь поддерживать хорошую спортивную форму. Приятно отметить, что в родном клубе сейчас играет много молодых талантливых ребят. И думаю, что при солидной финансовой поддержке подопечные Александра Сеуканда из соколят могут вырасти в настоящих орлов.

— И последнее. Сколько еще будете играть в хоккей? И когда планируете, повесить коньки на гвоздик?

— Как говорят, не дождетесь...

Александр ГОНЧАРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ