Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Ангелы» в городе

Воздух вокруг нас наполняют крылатые херувимы, а ангелы, которые спустились на землю, несут тепло и свет
17 февраля, 2009 - 20:16
КРЫЛАТЫЕ СОЗДАНИЯ НАТАЛЬИ ГАЙДАШ НЕ ИМЕЮТ НИ ПОДОБИЯ, НИ ПОЛА. ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЧИСТУЮ ИДЕЮ СВЕТА В ЦВЕТЕ И БЛЕСКЕ СТЕКЛА, КОТОРОЕ (ПО НАРОДНЫМ ПОВЕРЬЯМ) ОТПУГИВАЕТ ДЕМОНОВ / ФОТО БОГДАНА КАЛИНОВСКОГО

Такую модель мира создает Наталья Гайдаш в «Городе ангелов» (галерея «Светлица»). Эти крылатые создания не имеют ни подобия, ни пола, они представляют собой чистую идею света в цвете и блеске стекла, которое (по народным поверьям) отгоняет демонов.

«Ангел — это оберег, хранитель. У меня, например, три ангела. Они мне снятся перед разными неприятностями», — рассказывает художница, которая представила киевской публике более 20 ангелов из стекла, выполненных в витражной технике тиффани. Благодаря ей можно собирать витражи из наименьших деталей, накрепко спаивая их медной фольгой. Такие витражи крепче, чем классические (на свинцовом профиле) и намного красивее, ведь позволяют соединять детали под разными углами, создавать объемные композиции любого размера. Благодаря этой технике витраж вышел за стены собора и теперь может поселиться всюду: то ли в спальне в виде уютного светильника, то ли в прихожей в раме роскошного зеркала, или заменить потолок, дверь, кусок стены...

Для Натальи изготовление витражей — ежедневная работа, но для выставок она всегда готовит что-то особенное. На этот раз художница сделала подсвечники в виде ангелов: свет проходит сквозь фигуру, а кусочки стекла окрашивают его в разные цвета. Очертания ангелов зависят от цвета: холодные, зимние тона связаны с геометрическими формами, а пастельные, розовые, зеленые — с мягкими и округлыми... Есть подсвечники большие (до полуметра в высоту), которые ни по размеру, ни по сложности изготовления не уступают «полноформатным» витражам, и маленькие, похожие на церковные лампадки. Есть настенные херувимы, больше похожие на медальоны, украшенные ажурным плетением объемных медных перемычек.

Если держишь в руках сотворенное ею невесомое чудо, трудно поверить, что у кого-то поднимется рука на такое произведение искусства. Но это так: экспонаты ее первой персональной выставки были варварски уничтожены в мастерской художницы во Львове прямо в новогоднюю ночь. До этого 12 светильников-львов (по одному на каждый месяц года) выставлялись во львовской галерее «Зелена канапа». Один из них — «Декабрь» — позже приехал в Киев (на показ моделей Оксаны Караванской), а также был представлен на конкурс «Приймаченко и я», где стал единственным представителем Львова. Так он спасся от пожара в мастерской художницы, как и два его «брата», которые временно стали обитателями львовских галерей. Остальные львы существуют теперь лишь на фотографиях и ждут своего воплощения в календаре.

Гайдаш не останавливается на достигнутом, и почти не огорчается — у нее много творческих планов. Самый амбициозный из них — сделать большую, высотой 5—7 метров, новогоднюю елку в технике тиффани и поставить в холле какого-нибудь из многочисленных торговых центров. На вопрос «Зачем?» отвечает: «Это будет яркое зрелище. Хочу, чтобы люди зашли, увидели — и забыли обо всем, кроме праздника». Кстати, такая елка помогла бы спасти жизни сотен деревьев, которые ежегодно уничтожаются во время новогодних праздников, соответственно, имела бы также и практическую пользу.

Наталья чувствует в себе достаточно сил для воплощения своей мечты. «Я давно хотела делать витражи, еще когда была студенткой Косовского художественного училища. Останавливал только страх резать стекло...» Этот страх Гайдаш преодолела через несколько лет после окончания Львовской художественной академии (кафедра монументальной живописи), и уже седьмой год она занимается любимым делом.

При создании витражей художница руководствуется простыми законами гармонии цвета, линии, формы: «Моя рука будто создана для витражей — я каждую линию провожу по несколько раз, провожу—стираю... Но никогда не делаю эскизов, все — в моей голове». Теперь художница легко выполняет «мужскую» работу: вырезает детали, паяет контуры... А еще — расписывает готовые изделия, украшает их бусами, отдавая дань уважения народной традиции декорирования. Это — изюминка ее изделий: «...Как акцент в акварели, как соль в торте», — делится мастерица.

Художница считает, что предназначение ее работ — приносить праздник и радость. Год назад к Рождественской выставке во Львове она сделала маленькую новогоднюю елку — прообраз своей мечты, а также так называемую шопку (сцена рождения Христа, оформленная домиком) — объемную, с дверцей, фигурками святого семейства внутри и подсветкой. Наталья старается объединять в своих произведениях художественное и прикладное — красивая вещь должна быть полезной, но вместе с тем должна удивлять, вызывать восторг — считает художница. Она настойчиво работает, создавая бытовые вещи — витражные окна и потолки, светильники, вазы, подсвечники, больших и маленьких ангелов...

Прикоснуться к этому чуду в Киеве можно до 1 марта, и кто знает, возможно, вы уже не сможете с ним расстаться...

Оксана САМАРА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ