Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Арабески от воспитанников Вадима Писарева

21 мая, 2003 - 00:00


18 мая на сцене Национальной оперы Украины питомцы знаменитого танцовщика с блеском исполнили «Спящую красавицу» П. И. Чайковского. Одна из последних работ Донецкого театра оперы и балета им. А. Соловьяненко показана ими в рамках «Дней Донетчины в Киеве».

Известную хореографическую сказку Мариуса Петипа бережно, с тонким тактом, перенесли на свои подмостки постановщик Евгения Хасянова, дирижер Виктор Лемко и художник Сергей Спевякин. Писаревская танцевальная школа порадовала балетоманов слаженным ансамблем и фейерверком прекрасных актерских работ его воспитанников. «Спящую красавицу» ставят многие, а настоящих удач — единицы. Донецкий вариант сделан в лучших традициях славянской хореографической школы. Очень подкупает публику молодость труппы, их азарт вносит радость в сам спектакль. В нем все классические каноны соблюдены, основные сюжетные ходы оставлены. Хотя балет несколько сокращен, но от «ножниц» не пострадал, а в целом постановка просто стала более динамичной. Писарев рисковал, доверив главные партии не нынешним донецким балетным звездам, а тем, кто в ближайшем будущем станет ведущими солистами его труппы, и оказался прав. Можно говорить об успешном дебюте на столичной сцене лауреатов международных конкурсов Юлии Полгородник (принцесса Аврора), Евгения Лагунова (принц Дезире), а также Александра Вихреста (Голубая птица), Кристины Балабан (принцесса Флорина), Анастасии Дёминой (фея Золота), Екатерины Токаревой (фея Серебра) и Елены Кобевко (фея Сапфиров). Интересный образ злой феи Карабосс — этакой дамы-вамп — создала Елена Волкова. У Петипа эту партию танцевали мужчины, играя старую неприятную особу (такой же ход в версии Нацоперы), но еще со времен знаменитой Н. Дудинской был сделан женский вариант на пуантах, и так танцуют, например, в Большом театре. А недавно прима киевской Оперы Т. Боровик тоже использовала этот ход. Оба варианта имеют право на существование. Следует отметить кордебалет, танцующий «нога в ногу», что говорит о слаженности ансамбля. Особенно порадовали воспитанники Школы Писарева, которые, наравне со взрослыми, прекрасно справились с возложенной на них задачей и очень трогательно исполнили знаменитый «Вальс цветов».

«Спящая красавица» — один из сложнейших балетов классического репертуара, подвластных лишь высокопрофессиональным коллективам, и донецкие артисты с трудным экзаменом справились. Хотя им пришлось нелегко. Донецкая сцена ровная, а киевская — с наклоном, и без привычки танцевать артистам было трудно. Как признался В. Писарев после выступления, он сильно волновался за своих питомцев, наблюдая за ними из- за кулис. На его строгий взгляд, несмотря на некоторые шероховатости, ребята справились и ему за них не стыдно.

Вадим Яковлевич на протяжении более чем десяти лет не только является первым премьером театра, но возглавляет этот прославленный коллектив, ставший известным во всем мире благодаря мастерству Писарева-артиста, его фантастическому организаторскому таланту менеджера и педагога. Он основал собственную хореографическую школу, многие воспитанники которой составляют основной костяк труппы. Это молодые, перспективные, техничные ребята. По словам Писарева, через год, когда придут в донецкую команду выпускники его школы, можно будет говорить о 10 — 12 танцовщиках, которые своим талантом смогут украсить любую балетную труппу не только нашей страны, но ближнего и дальнего зарубежья.

Одна из главных заслуг Вадима Яковлевича — что за довольно непродолжительный срок он не только создал прекрасный коллектив, но во многом благодаря ему Донецк стал настоящим театральным городом. А на организованные им фестиваль «Звезды мирового балета», который проводится ежегодно в течении 11 лет, съезжаются самые яркие и самобытные танцовщики из разных стран. (Интервью с Вадимом Писаревым — в ближайших номерах «Дня») .

В понедельник в Доме органной музыки солисты, хор и оркестр Театра им. Соловьяненко исполнили кантату К. Орфа «Кармина» и арии из популярных опер (главный хормейстер Людмила Стельцова, дирижеры — Виктор Лемко и Игорь Шаврук). Затем эстафетную палочку декады донецких мастеров приняли музыканты филармонии, которые выступили вместе с юной пианисткой, победительницей недавно завершившегося Международного конкурса им. В. Горовица Диной Писаренко. Свое драматическое мастерство киевлянам показали артисты Театра им. Артема. В нашу столицу они привезли спектакли «Соло для часов с боем» Заградника и «Милый друг» Мопассана. Афиша «Дней» насыщена самыми разнообразными мероприятиями. Состоятся выставки, встречи, концерты.

А 28 — 30 мая донетчане уже приглашают к себе в гости на V оперный фестиваль «Золотые голоса Украины». Он откроется спектаклем «Кармен», в котором примут участие солисты Национальной оперы Украины Александр Востряков и Анжелина Швачка. Затем публика услышит недавнюю премьеру Харьковской оперы — «Турандот», а завершится фест гала-концертом гостей и хозяев этого праздника классики.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ