В прошедший уик-энд в небольшом живописном городке Каменец-Подольске, расположенном в 102 км от Хмельницкого прошли «Дни армянской культуры».
В Каменец съехалась довольно многочисленная армянская община со всей Украины, а также Посол Армении в Украине — Армен Хачатрян, Глава Украинской Епархии Армянской Апостольской Церкви — архиепископ Григорис Буниатян, первый вице-президент Союза армян Украины — Ашот Аванесян и многие другие почетные гости, которых радушно встретил мэр города Александр Мазурчак.
Поводов собраться было множество. Во-первых, Союз армян Украины празднует свое 4-летие. Во-вторых, в недавно открывшийся в городской Ратуше «Музей денег и Магдебурского права» господином Послом были подарены две монеты: в память землетрясения в Армении 1988 г. и в память героя армянского этноса Давида Сасунского. В-третьих, мэром было торжественно заявлено, что началось возрождение некогда самого большого в Каменце армянского храма взорванного в 30-е годы. Это было не просто, как заметил мэр, так как до недавних пор в уцелевшей колокольне находилась украинская православная церковь. Но теперь в архивах найдены чертежи, очищена от мусора территория, раскопаны подземелья церкви, приведен в порядок армянский квартал. Даже поставлен и освящен рядом с руинами храма Хач Кар (Крест Камень), посвященный 90-летию геноцида армян 1915 года. А подобные памятные знаки ставятся только в исключительных случаях: они сделаны, как правило, руками лучших мастеров, и их орнамент никогда не повторяется, хотя сегодня их существует десятки тысяч. Хач Кары стоят и во многих городах Украины, где есть большие армянские общины и где началось возрождение духовной жизни этой древней нации, начавшей переселятся к нам еще во времена Киевской Руси — во Львове, в Крыму, Одессе, Харькове и многих других городах.
Что же подвигло армян переселятся на украинские территории? Ответ следует искать в истории, в тех временах, когда Армения была завоевана арабами и турками сельджуками. И если первые армянские колонии появились в северном Причерноморье в древних торговых центрах, то в результате антиармянской политики Византии в ХI ст. переселение продолжилось уже на Подолье в города. Каменец-Подольский, Могилев-Подольский, Жванец, Калюс, Сатанев. Уже в XIII—XVIII ст. на западно-украинских землях существовало 20 армянских поселений. Первые сведения об армянской общине в Каменец-Подолськом появились в конце XIV ст. На протяжении следующих 4-х столетий армянская община Каменца оставалась наибольшей не только в Украине, но и во всей средневековой Европе: на территории города в 120 гектаров проживала третья часть всех переселившихся в Украину армян. Уже в 1775 году здесь насчитывалось 1800 человек. Для тех времен — это огромная цифра.
После больших военных заслуг города-крепости, Каменец в 1432 году стал королевским городом, а чуть позже — центром Подольского воеводства Польского королевства. А в мире о Каменец- Подольске пошла слава, как о «восточном редуте европейской цивилизации»: через него из Киева пролегал путь на Балканы. Надо заметить, что к этому времени Каменец уже владел магдебургским правом, также пользовались правом самоуправления украинская, армянская и литовско-польская общины. Армяне успешно торговали и потому в 1374 году получили купеческую привилегию, а в 1398 — церковную (в селе Кубачевка армянская церковь уже действовала с 1575 года. Также армянские церкви были в городах Жванец и Студениц). В 1496 году — подольским армянам было разрешено вершить суд, согласно армянским законам и через своего войта. Каменец всегда был на рубеже христианского и мусульманского мира, современники называли его «оплотом христианства». В то же время этот город был важным посредником в торговле Европы с Азией и сам слыл большим ремесленным центром. Каменецкие армяне доминировали во внешней торговле, прежде всего с Востоком, ибо получали льготы в торговле от польских королей, молдавских управляющих и турецких султанов. В XVII столетии город сильно изменился. Началось бурное строительство: Каменец насчитывал 11 православных церквей, 9 римско-католических и 4 армянских храма, в старой крепости постоянно находился большой военный гарнизон. В этом строительном буме особенно отличилась армянская община: именно им принадлежат заслуга строительства отличных дорог, добротных и замечательных архитектурных сооружений — Георгиевского храма, храма Девы Марии, Армянского колодца, Судебного армянского дома и Армянского торгового дома, одного из величайших памятников города — храма св. Николая. Каменецкие армяне также занимались и внутренней торговлей: в начале XVII ст. в городе существовало 4 армянских цеха. Помимо этого, немало каменецких армян служили на королевской службе: переводчиками, дипломатами, сборщиками налогов. В Каменце существовал армянский магистрат, армянская школа, жили и трудились писатели и историки: автор известной «Каменецкой хроники» Тер Ованес, авторы истории Хотинской войны — Ованес и Степанас и мн. др. Сегодня же здесь официально проживет около 60 семей, а точнее 1200 — по всей Хмельницкой области.
«Дни армянской культуры» в Каменце-Подольском власти города хотят превратить в ежегодный традиционный праздник (мэр города рассказал, что на ежегодном фестивале культур, армянская община самая активная и самая дружная). Посему Посол Армении в Украине господин Хачатрян сообщил, что к концу месяца будет официально назван город-побратим Каменцу в Армении. Пока он не назвал его, но намекнул, что это будет древнейший и уникальный город. Не менее, уникальный, чем «город-чудо» Каменец. Один день армянской культуры в Каменце-Подольском смог вместить в себя огромное количество событий: Св. Литургию на территории разрушенной армянской церкви и возложение цветов к памятнику погибших в Великой Отечественной войне, среди которых много армян-подольчан, концерт камерной, фольклорной музыки, молодежного ансамбля песни и танца «Айреник» и экспозицию детского рисунка под открытым небом, фотовыставки Союза армян Украины, выставки предметов древнеармянской утвари, демонстрацию армянской кухни и народные гуляния с праздничным банкетом, который венчал огромный торт с украинским и армянским флагом из вкуснейшего крема, и фейерверк. Кстати, столы были накрыты прямо на Ратушной площади, превратившейся на один день в «армянский дворик», и к празднику смогли приобщиться не только жители и гости города, но и многочисленные туристы из Польши и даже из Америки.