Концерт, состоявшийся на днях в киевском клубе «Бадди Гай», в рамках долгосрочной акции «Пульс асфальта», представляется довольно любопытным в ряду иных потуг шоу-бизнеса создать что-нибудь экстраординарное.
Собственно, формат «Пульса асфальта» — это своеобразная музыкальная дуэль, когда, в течение вечера, выступают две группы, а зрители потом путем голосования в Интернете определяют, кто им понравился больше. Однако дело, в данном случае, вовсе не в этом (как представляется, несколько нарочитом) состязательном сюжете, не в том, кто «круче» или жестче. Обе выступавшие группы, при всех различиях, имели одну ныне весьма редкую и оттого ценную черту — «лица необщее выраженье». Иными словами, оба ансамбля не похожи ни на кого, и, что особенно приятно, оригинальность здесь не самоцель, но органичное качество.
Странности начинаются уже с названий. «Говорящая говядина» — проект недавний, хотя его основатели — ныне подвизающиеся на одной из весьма популярных радиостанций — имеют за плечами довольно богатый опыт начинаний со странными названиями, наподобие «Ура?», «Лелик и сыновья», «Лос москитос пикколо тиранитос» и т. п. «Говорящая говядина» в этом смысле, конечно, является достижением. С первых же аккордов на сцене воцаряется маленький театр абсурда. Песенки про потерянных, неадекватных героев, про нелепости заторговавшегося мира подкрепляются соответственным, так сказать, видеорядом. Одетые пестро, до ряби в глазах, исполнители держатся несколько инфантильно, что особенно придает происходящему пародийный смысл. Собственно, и лучшая на сегодня «говяжья» песня — это пародия на популярный ныне гангста-реп, музыку полукриминальной афроамериканской субкультуры; хип-хоповая скороговорка здесь неожиданно перемежается протяжным припевом на чистом... сербохорватском языке.
Слушать и смотреть все это приятно и весело. Возникает даже некоторое ощущение ребячливой сопричастности, словно вместе с другими, вроде бы солидными дядями и тетями, сделал несколько мелких пакостей и радуешься исподтишка.
Впрочем, по части хулиганства лучше сразу обращаться ко вторым участникам вечера — группе «Хамерман знищує віруси». Эти парни идут совершенно другим путем: играют как раз в очень взрослых, очень лихих и сердитых — и оттого выглядят еще большими детьми. Музыка — напористый, утяжеленный рэп. Тексты — по большей части, просто за гранью приличий, но здесь как раз тот случай, когда из песни слова не выбросишь. Три наречия, из которых состоят «вирусные» песни — русское, украинское и нецензурное — сплетены в единое, неразрывное и гармоничное целое. Если же добавить действительно мощный, удалой инструментал и гиперактивного, подвижного вокалиста, то картина получится и вовсе расчудесная. Смешно до колик, энергично до дрожания стен. По сути, «Хамерман знищує віруси» уже переросли тесные клубные рамки, это стопроцентно стадионная группа, способная завести многотысячную аудиторию.
Но назвать их, допустим, лучшими, нежели «Говорящая говядина», было бы неправильно. Они слишком разные и прекрасно дополняют друг друга, а, главное, таких на украинской эстраде просто нет. Поскольку там быть собой — чуть ли не признак дурного тона.
И вот еще одна интересная деталь: участники «Говорящей» — родом из Днепропетровска. А «Вирусы» совершают набеги из Сум — там, кажется, уже сложилось целое направление в поп-музыке, совершенно отличающееся от безвкусного телевизионного стандарта. Одним словом, столице брошен серьезный вызов, и счет пока не в пользу Киева. Такой себе музыкальный внутриукраинский антиглобализм.
Что ж, это вполне закономерно и, в общем- то, справедливо.