Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Аватар»: картинка без истории

25 января, 2010 - 20:14
КАДР ИЗ ФИЛЬМА / ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

Ажиотаж по поводу последнего фильма Джеймса Кемерона не стихает — вот даже уже и Ватикан подключился, опубликовав отзыв в своем официальном издании, и два Золотых глобуса есть. Поэтому, несмотря на все желание как-то избежать просмотра «Аватара», неумолимая профессиональная судьба все же забросила автора этих строк на сеанс.

Обычно голливудские фантастические блокбастеры строятся на двух вещах: увлекательном сюжете и яркой картинке. «Аватар» — это картинка в первую очередь. Заметно, что над планетой Пандора работали много, вложили огромное количество фантазии, денег, компьютерных мощностей. Обитатели далекого мира — как гуманоиды, так и животные — созданы самым продуктивным образом — они в своей основе напоминают земные формы жизни и в то же время достаточно изменены, чтобы быть похожими на сказочных существ.

Собственно, Кемерон и снимал сказку. Все признаки есть: путешествие героя в далекий мир, сногсшибательные приключения, знакомство с новым народом (пандорские На’Ви), инициация, после которой его принимают в племя, любовь к прекрасной пандорянке, борьба с драконом, которого воплощают беспринципная корпорация и ее армия жестоких наемников, и победа добра в конце. Все на месте. Однако сила сказки в том, что ее сюжет, невзирая на всю его наивность, не является банальным, а финальная мораль не превращается в морализаторство. Изъянов сюжета Кемерону избежать не удалось. Не сложилось именно с историей.

Когда идут деловые разговоры, когда герой входит в курс дел, осваивается в новой реальности и в новом теле аватара — все более-менее хорошо. Но потом, когда нужно как-то развивать сюжет — возникают проблемы.

Драматургия «Аватара» досадно предсказуема. Уже в первые полчаса становится понятно не только то, кто хороший и кто плохой, но и дальнейший ход событий до самого конца. Никаких изменений в характерах — все они настолько однотипны, что кажутся просто эдакими сюжетными функциями и не более. В красочном и сложно устроенном мире Пандоры такие персонажи представляются примитивными, черно-белыми. Можно ли им сопереживать? Интересны ли по-настоящему их приключения? Однотипным героям не о чем говорить, поэтому, когда начинаются ситуации сложнее простой стрельбы или технического разговора, становится очень скучно, фильм плывет, теряет темп, банальности пропитывают и диалоги, и ситуации. Фальшивый пафос дополняется паточной музыкой, которую иногда хочется как-то выключить. Горе не выглядит страшным, зло не вызывает необходимую ярость. Актерам, по сути, нечего играть вообще.

Безусловно, «Аватар» получит несколько «Оскаров». Но, с большой вероятностью, как и в случае с «Титаником», не будет ни одной победы в актерских категориях. Это не о людях, это о спецэффектах.

Но, собственно, будут оценивать две вещи: завораживающе красивую Пандору и вечно актуальную тему гармоничного сосуществования с природой, которому На’Ви учат главного героя. Кемерон нарисовал очень красивые иллюстрации к своей сказке, но не смог ее как следует рассказать. Очевидно, «Аватар» стал новым шагом в искусстве спецэффектов — но не привел к сдвигу в искусстве кино. Впрочем, многим зрителям — в том числе и американским киноакадемикам — достаточно и картинки.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ