Американская исследовательница Сьюзен Зонтаг, автор сборника эссе «О фотографии» считает, что фотографии не просто по-новому определяют материал обычного восприятия (людей, вещей, событий — всего, что мы видим, хотя по-другому и часто невнимательно, своим естественным зрением) и добавляют огромное количество материала, которого мы вообще не видели. По-новому определяется и сама реальность — как экспонат для выставки, как запись для исследования.
Фотографию считают инструментом познания вещей, в данном случае фотография — это средство воспитания и формирования культуры.
Можно очертить особенности фотографии как разновидности искусства, которые полезны в связи с последующей интерпретацией:
— фотокарточки определяют отношения к сегодняшнему дню;
— фотографии — это зафиксированные впечатления;
— фотокарточки исполняют роль свидетельств;
— фотографии более легко запомнить, чем подвижные образы фильмов, потому что это не поток, а отдельный срез времени;
— фотоснимки несут информацию;
— фотографии укрепляют моральную позицию.
Выставочные фотоработы интересны, разноплановы, своеобразны. В фотокарточках нашли отражение разные области общественной жизни: семья, организация быта, профессиональная деятельность, сфера занятости, досуга, учеба, политика, религия.
Круг вопросов, поднятых в фотографиях, напоминает абсолютно разные пазлы, которые в конечном итоге складываются в единую картину — картину современной жизни. Это проблемы людей пожилого возраста, маргинальных в силу тех или иных обстоятельств слоев населения, вопросы чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, вопросы гармонизации отношений человек — природа, человек — окружающая среда. В фотокалейдоскопе особую остроту приобретает этическое измерение проблем детства: организованности досуга, обеспечения детских потребностей, соблюдения прав ребенка и тому подобное. Интересным является виденье счастья, свободы и проявления эмоций.
Лэ Левин считал, что фотография становится прямым отражением сознания, логики, морали, этики и вкуса зрителя. Больше всего запомнилась, поразила, или скорее дополнила мои мысли метким визуальным образом работа под названием «Столп парламентаризма». Думаю, что авторское название — это интерпретация фотографии, может, даже ограничительная. В моем представлении это не только символический образ мужчины-парламентария, а скорее образ идеального мужчины, который так старательно навязывается обществом и которому отвечает очень незначительная часть мужчин, а другая львиная доля растрачивает собственную жизнь и жизнь близких в погоне за этим взлелеянным в мечтах идеалом. Мужчина-колонна, изображенный на фото, на мой взгляд, — олицетворение мужской нормы успешности, которая состоит из финансовой возможности, компетентности, физического здоровья и силы и эмоциональной сдержанности. Общественный механизм действует таким образом, что, пытаясь достичь статуса успешного, мужские приоритеты редко ставятся на пользу семьи, общения, внимания к детям, построению отношений — всего того, что может спасти, если карьерный или финансовый столп вдруг рухнет в виду экономического кризиса, ликвидации предприятия или ухудшения состояния здоровья. То есть расширение сфер заинтересованности не должны восприниматься как угроза мужеству, а наоборот как способ уменьшения уровня мужского суицида, увеличения продолжительности жизни, снижения уровня хронических заболеваний, преодоления насилия и установления конструктивного диалога между мужчинами и женщинами. Интересные мысли на этот счет у исследователя М.Киммела: «Я нежный, любящий, заботливый со своим сыном, и этим я проявляю не женственность, а свое мужество и мужские качества». Вот такой поток мыслей активизировало авторское фото с символическим содержанием.
По моему мнению, важнейший результат этой фотовыставки заключается в ее социальной значимости для двух сторон: с одной стороны участников, которые имели возможность представить, выразить свое виденье разных аспектов развития общества; с другой — зрителей, которые после посещения выставки обогатили собственный жизненный опыт целой антологией образов.