Американцы опять играют в свою историю. Сегодня, во времена, когда агрессию и насилие нужно если не завуалировано оправдывать, то хотя бы немного объяснять, простых рассказов о «диком Западе», отчаянных погонщиках коров, или ковбоев, и невероятно справедливых шерифах уже недостаточно. Именно время создавать новый эпос: страдальческий, но героический, завоевательный, но справедливый, тернистый, но победный; а еще, конечно, политкорректный — с подтекстом наподобие «кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет». О гипернеожиданном хеппи-энде догадаться нетрудно.
Итак: середина ХIХ века, Нью-Йорк, две городские банды выясняют, кто будет хозяином на «Пяти углах» (крутой район) — «местные» или, используя современную лексику, элементы без постоянного местожительства, преимущественно голодные ирландские эмигранты. Бомжами руководит загадочный «Священник», аборигенами — «Мясник». Уже заинтриговывает… У почившего в аду отца остается маленький сынок, который через 16 лет возвращается «на район», чтобы провести вендетту. Последнее, чему в добром здравии и светлой памяти учил его папка, — «не смывать кровь с лезвия». Осуждать убийц трудно, ведь обе банды, по существу своему, одинаковые. Однако нам предлагают посочувствовать только одной стороне. В роли мужественного потомка — если бы не аннотация к фильму, никогда бы такое не примерещилось — симпатюлька Ди Каприо. Здесь и начинаются провалы.
Почти трехчасовая лента напоминает волчий вой в лунную ночь — сюжет искусственно растянут, кое-где с претензиями на актерское мастерство, которое должно бы компенсировать заторможенную динамику. Но его (мастерства) почти нет. Главный герой — воплощение красоты, ума, справедливости и других добродетелей — просто теряется среди своих побратимов-мясников. Нет в нем «изюминки», не говоря уже об актерской харизме: заметно, что бедного Лео заставили таскать железо в «каляске», но поэтическая вялость его движений от этого стала только более выразительной, а жидкие нервные усы вообще отталкивают. Экранный образ Л.Д.К. в «Бандах» очень напоминает гибрид киношной Жанны д’Арк и некоторых «наркоманских» ролей Джони Деппа. Неудачный, неубедительный, бутафорский гибрид.
Декорации также не выдерживают никакой критики. Уже в конце 30-х прошлого века Голливуд умел делать более правдоподобные вещи, например, в «Унесенных ветром» (1939, студия «Метро Голдвин Маер»), которому Академия киноискусств в свое время присудила десяток Оскаров. Претендуя на масштабность, а местами и всеохватность, лента производит впечатление камерной постановки театрального режиссера-неудачника. Принимая во внимание прошлые успехи Скорсезе, в это трудно поверить. Стоит хотя бы вспомнить «Таксист», «Злые улицы», «Мыс страха»…
Единственным ярким персонажем фильма является соперник любителя поплескаться с обеих сторон деформированного айсбергом «Титаника» — «Мясник», роль которого исполняет Даниель Дей-Льюис. Он со своими «местными» ребятами красноречиво оправдывает название «оппозиционной» банды — «Мертвые кролики», которые в русском переводе почему-то стали «мертвыми зайцами». Впрочем, кролики, зайки — мясо оно и есть мясо. Тем более, для мясника. Кстати, Даниель уже дважды претендовал на признание «академиков» (1989 и 1993). Похоже, что в этом году госпожа Фортуна позволит актеру схватить себя… за что-нибудь симпатичное. Остается дождаться 23 марта, когда «Оскар» будет праздновать три четверти века.
У фильма «Банды Нью-Йорка» есть все универсальные составляющие американского киноуспеха: бескомпромиссные жесткие мужчины, любовь, дружба, измена, преданность, литры крови, грязная политика, стремление «выбиться наверх» и уже упоминавшийся хеппи-энд. Кроме того, деликатно, но плотненько ложится в канву «злобы дня». Уже давно многие поговаривают, что высшая кинематографическая награда присуждается не просто так, а… Американцам сейчас необходим такой фильм. Поэтому, невероятное, если иметь в виду такую сомнительную работу, количество домогательств «Оскара» — в целом 9 номинаций — вполне может перерасти в полноценные награды.
И в завершение. Главный «плохой» чем-то очень похож на украинца — усы такие же казацкие, в свиньях разбирается, закон презирает и рюмку не обходит. Разница же состоит в том, что герой чувствует себя незакомплексованным (иногда слишком) хозяином своей земли. А еще, в последних кадрах ленты постепенное развитие Города заканчивается ностальгической картинкой с двумя одинаково высокими башнями, которые выразительно очерчиваются на фоне чистого неба. Ну и как здесь не дать «Оскаров»?