Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бедная Настя, бедные телезрители...

20 апреля, 2004 - 00:00

Так уж сложилось в постсоветских странах, и в Украине в частности, что не только в Дунаивцах во время показа сериалов жизнь на улицах словно замирает. Начиная со времен «Рабыни Изауры» и «Королька — птички певчей» большинство населения возраста «+35» ставит сериал выше всех прочих дел. Со временем производство сериалов, транслирующихся на отечественных телеканалах, переместилось из знойных латиноамериканских стран в более суровую по климату Россию. Наверное поэтому изменилась и тематика долгоиграющих «киношедевров» — вместо «знойных любовников» их героями стали бандиты, бизнесмены, милиционеры и прочие представители малолюбимых (или мылолюбимых) профессий. Но как и в одежде, или музыке мода делает новый круг и возвращается к забытому старому. Сегодняшний хит народных вкусов — «Бедная Настя» — по многим составляющим напоминает все то же латиноамериканское «мыло». И снова... бешенный успех.

Сегодня на производстве телесериалов наши соседи зарабатывают немалые деньги. Украинцы, в свою очередь, путем сотрудничества с россиянами, стараются ухватить свой «кусок пирога», но из-за бедности он больше похож на жалкие крохи. В начале года в интервью «Дню» генеральный продюсер «1+1» (канала, который много сделал для развития отечественного сериала) Владимир ОСЕЛЕДЧИК сказал: «Создание сегодня серьезного сериала без участия россиян нереально. Стоимость производства хорошего сериала в среднем сейчас составляет уже приблизительно $100 тысяч за один час. В России есть и другие примеры. «Бригаду», например, делали на уровне 200 тысяч за час. Это нормальный, мощный бюджет. «Поднять» такой бюджет сами мы не в состоянии. Мы можем вложить 20, 25, 30 тысяч за час. Ждать предложений о сотрудничестве от российских продюсеров — смешно. Россиянам даже выгоднее производить самим и потом продавать нам, так как два показа качественного, успешного сериала стоят также приблизительно 20, 25, 30 тысяч за один час. Поэтому единственный способ нам хоть как-то производить свою продукцию — генерировать идеи, писать сценарии. И вот тогда уже предлагать россиянам, говорить: «Ребята, а не хотите ли принять участие вашими 60 — 70 тысячами?».

Чуть позже в беседе с «Днем», председатель правления телеканала «Интер» (второго сподвижника развития отечественного «мыла») Влад РЯШИН высказал свою точку зрения на проблему: «Одна из важнейших составных программной политики телевизионного канала — телевизионные сериалы. В сетке языка национальных каналов любой страны львиную долю времени в прайм-тайме занимают телевизионные сериалы. Как правило, местного производства. А в Украине дела обстоят так: в среднем сейчас на любом из общенациональных (или претендующих на такой статус) каналов — три-четыре линейки сериала в будние дни в прайм-тайме. Предположим, три — пять раз в неделю. Уже пятнадцать. И помножить на 52 недели в году. И мы получим 780 часов — приблизительно столько необходимо телевизионного продукта для того, чтобы «закрыть» прайм-тайм только одного общенационального канала. А если таких каналов три (это без учета сетевых каналов), то получается свыше 2000 часов телесериального продукта. Я не говорю о низкопробных, я говорю о более или менее приемлемом продукте для показа именно в прайм-тайме. Все вместе украинские каналы прошлого года сделали лишь около 70-ти часов... Почему сложилась такая ситуация? Ориентировочная стоимость производства одной серии на сегодняшний день колеблется от 50 до 200 тысяч. Возьмем, например, 70 тысяч долларов за одну серию производства и помножим на 2000 необходимых часов. Получим $140 миллионов. Это при том, что совокупный телевизионный рекламный бюджет 2003 года национальных и сетевых каналов составлял, по разным оценкам, от 105 до 130 миллионов. На эти деньги все эти телеканалы должны содержать себя, производить новости, ток-шоу, развлекательные программы, документальные проекты, платить людям зарплату, платить налоги, платить за лицензию, за передачу своего сигнала, стараться обновлять кадры и т.п. То есть в результате мы понимаем, что денег на собственное производство явно не хватает».

Деньги, деньги и еще раз деньги. Это три главных составляющих отсутствия качественного отечественного производства сериалов. Печально, но в разговоре даже не идет речь о талантливых украинских актерах.

Сегодня «День» обратился к своим экспертам с вопросом: ПОЧЕМУ МЫ СМОТРИМ РОССИЙСКОЕ «МЫЛО»? И КОГДА БУДЕТ НАШЕ?

Александр ГУБЕНКО, редактор журнала «Практическая психология и социальная работа»:

— Сериалы, которые идут по нашему телевидению могут быть не всегда правильно воспринятыми и истолкованными. Сериалы «Идиот» или «Петербургские тайны» — высокого идейно-художественного уровня. Там присутствует прекрасная режиссура, актерские ансамбли, и сам материал, обязывающий к высокому уровню работы. А есть сериалы типа «Бедной Насти». В них присутствует незатейливая сюжетная канва. Они несут разгрузочную цель (от волнений в повседневной жизни) — в созерцании жизни, где отношения между людьми были бы построены по другому от нашей реальности — незатейливая мещанская утопия, в которой зритель видит прекрасного эстетического вида мужчин и женщин, которые вступают в идиллические отношения. Такие фильмы не требуют напряжения ума для того, чтобы понять и осмыслить героев. Здесь явно чувствуются кальки и клише из латиноамериканских сериалов.

Конечно, в этом фильме идет тенденциозный философско- мировозренческий, и даже политизированный, подтекст о том, какие благородные люди составляли элиту российского самодержавия. Хотя в действительности там были люди не блиставшие благородством. Иначе украинская история сложилась бы по другому — без закрепощения миллионов украинских крестьян, уничтожения казачества и т.д.. В фильме же проводится идея величия России, которая имеет шовинистический оттенок. Это, конечно, настораживает. Такие фильмы нужно смотреть фильтруя, абстрагируясь. Хотя это трудно сделать, ведь на уровне подсознания идет внушение о величии, богатстве, добродетели — якобы присущих российскому самодержавию. То есть можно предположить, что этот фильм потрафляет великодержавно-мещанским вкусам некоторых представителей политической элиты России. Конечно, тиражировать и всячески поддерживать это на экранах Украины может быть и не стоит. Если сейчас это объяснимо низким качеством, а иногда просто отсутствием аналогичных продуктов отечественного производства, то это просто сигнализирует о том, что нам надо обратить внимание на развитие своей собственной масс-медийной культуры. Поэтому, если мы хотим развивать украинскую культуру, упрочнять уважение нашего населения к прошлому и настоящему, то на это стоит обратить внимание нашей политической элите.

Тамара БОЙКО, главный редактор канала «Культура»:

— Потому, что нет своего. Очень много моих знакомых интеллектуальных, интеллигентных людей смотрят «Бедную Настю». Во-первых, есть интерес к истории и что-то давно мы не видели ничего собственного исторического. Может и не нашего, но мы же столько жили вместе, что нам небезразлична российская история. Поэтому люди и смотрят. А кроме того, столько было всяких, извините, мордобоев, что если люди видят хорошо одетых, красивых актеров, то на этом отдыхает глаз. И очень досадно, что мы такие бедные, что не можем рассказать о богатейшей своей истории. Мы вообще не знаем, что у нас была прослойка интеллигенции, что у нас были люди очень высокого склада. Поэтому и смотрят, потому что хочется видеть что-то близкое. Да, в «Бедной Насте» много ерунды, наивного, смешного, неловкого, но есть — богатые интерьеры, красивая одежда, приятные лица, отношения, благородство, любовь. Я стою на троллейбусной остановке и вижу рекламу какого-то журнала на котором написано «Настоящий секс. 1+2», а там есть верность, чистота отношений, и это привлекает.

Ирина ДАНИЛЕВСКАЯ, организатор недели прет а-порте «Сезоны моды»:

— Думаю, что, в первую очередь, российские сериалы смотрят из-за богатой актерской и режиссерской школы. Потому что, по сюжету, в них близкие коллизии, интриги и любовные треугольники. И, с художественной точки зрения, это нам ближе и понятнее. Там встречаются актеры, которых мы знаем и любим с детства. Для поколения людей, которые смотрят сериалы — это встреча с молодостью.

Если у сериала хорошая литературная основа, то я бы, скорее всего, смотрела его. Например, я смотрела «Идиота», «Фандорина» и продолжала бы смотреть сериал о Насте Каменской. То есть картины по произведениям, которые я знаю и люблю. Потому что есть надежда на то, что это будет хороший отблеск литературы на экране. Не смотрю и не смотрела бы новоиспеченные бандитские «Питербурги», «Саратовы» и т.п.

Диана ДОРОЖКИНА, модельер:

— Латинские сериалы я действительно считаю ерундой. А что касается меня, то я смотрю «Бедную Настю». В этом сериале я обращаю внимание на очень интересные костюмы, на красивые славянские лица и приближенный к историческому сюжет. И вообще хочется посмотреть какую-то сказку, пусть даже совсем наивную, но чтобы она была обязательно добрая.

В Украине сериалы не снимают из-за отсутствия денег. В то же время очень много наших украинских актеров снимаются в российских сериалах, так что я не чувствую разделения на «их» и «наши» сериалы.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Ссылаясь на историческую ценность фильма «Бедная Настя», телезрители не всегда задумываются, что телесериальный продукт — своего рода шоу. На самом деле, за идеализированным образом Российской Империи скрываются совсем не идеальные «батюшки-цари». Правду остается искать в иных источниках, и уж никак в такого типа кино. А что думают читатели «Дня»?

Подготовил Владимир ДЕНИСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ