Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Белая собака» Владимира Наумова

27 марта, 1999 - 00:00

Известный режиссер Владимир Наумов («Мир входящему», «Тегеран-43», «Легенда о Тиле», «Десять лет без права переписки») уже давно вынашивал замысел фильма «Тайна Марчелло, или Белая собака», сценарий которого он сочинил вместе с гениальным итальянским кинодраматургом, писавшим для Феллини и Антониони, Тонино Гуэрра. Главную роль тут должен был играть Марчелло Мастроянни, с которым была принципиальная договоренность. Но он был то сильно загружен, то болен, а потом Мастроянни не стало. И хотя в картине остались многие эпизоды, предварительно снятые группой в Нью-Йорке, Амстердаме и Италии, сценарий пришлось полностью переделать.

Теперь фильм целиком российский. Погибает крупный финансовый и политический деятель страны. Журналист (Валентин Гафт) решает провести собственное расследование этого обстоятельства, и жена убитого (Наталья Белохвостикова) превращается из тихого домашнего существа в настоящего детектива. В одной из главных ролей занята Наталья Наумова, дочь режиссера, недавно закончившая во ВГИКе актерскую мастерскую Армена Джигарханяна. Он тоже занят в фильме, вместе с Людмилой Савельевой, Борисом Щербаковым, Валерием Сторожиком.

Героев окружает необычная, ирреальная среда. Например, бомж по имени Леонардо обитает в подвале, где на стенах проступают фрески великого Да Винчи. Есть дом на рельсах, обитатель которого, отец героини, живет в постоянном ожидании какого-то поезда. Есть яблоня, плодоносящая среди лютой зимы, и много других странностей. Постановщик старался снимать под хронику, поскольку сюжет движется параллельно жизни современного города. А разве в ней нет гротеска и фантасмагории? Они всегда помогали Наумову говорить о социальных болезнях. Так повелось еще со времен «Скверного анекдота» по Достоевскому, который был положен на полку — столько в нем оказалось сарказма и иронии по отношению к административной машине всех времен.

Любимые художники 70-летнего мосфильмовца Наумова — сюрреалисты Босх и Брейгель (он и сам пытается рисовать в их манере). Если в картинах типа «Берега» или «Бега» он никак не мог им подражать, то теперь — в странной притче — ничто ему не помешает. Хотя его «Белая собака» получится, скорее всего, не для широкой публики, не любящей заумных иносказаний, а для избранных интеллектуалов.

Петр АРКАДЬЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ